Ирина Бахур
Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
1. Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития
а) Развитие психических процессов у детей с ЗПР.
Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Л. С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности. Старший дошкольный возраст очень важен для психического развития, так как на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере.
Публикация «Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Особенности познавательной сферы детей с ЗПР широко освещены в психолого-педагогической литературе (В. И. Лубовский, Т. П. Артемьева, С. Г. Шевченко, М. С. Певзнер и др.). Несмотря на большое количество классификаций, которые предлагали различные специалисты, работающие в этой области, все они выделяют общую структуру дефекта задержки психического развития, основанную на происхождении нарушения. При ЗПР у детей наблюдаются отклонения в интеллектуальной, эмоциональной и личностной сферах.
При ЗПР основные нарушения интеллектуального уровня развития ребенка приходятся на недостаточность познавательных процессов.
Также при ЗПР у детей выявляются нарушения всех сторон речевой деятельности : большинство детей страдают дефектами звукопроизношения; имеют ограниченный словарный запас; слабо владеют грамматическими обобщениями.
Нарушение речи при ЗПР носят системный характер, так как отмечаются трудности в понимании лексических связей, развитии лексико-грамматического строя речи, фонематического слуха и фонематического восприятия, в формировании связной речи. Эти своеобразия речи приводят к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом. Проведенные исследования В. В. Воронковой и В. Г. Петровой показали, что при ЗПР недоразвитие речевой деятельности напрямую влияет на уровень интеллектуального развития.
Можно выделить три плана когнитивных предпосылок развития речи :
уровень интеллектуального развития ребенка отражается на структуре семантического поля;
уровень сформированности операций мыслительной деятельности сказывается на уровне языковой компетентности;
речевая деятельность коррелирует с процессами познавательной деятельности.