Ануфриенко Анна
Особенности поведения дошкольников с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
За последние годы рост числа детей с нарушениями речи неумолимо уве-личивается. По мнению Маргариты Русецкой, в России в первый класс посту-пали 20-25% детей имеющих нарушения устной речи, а следствие, и проблемы письма, чтения. Из-за социальных, генетических, экологических, физиологиче-ских, психологических и других факторов воздействующих на нормальное раз-витие детей в пренатальный, натальный и постнатальный период, в настоящее время, эти показатели достигают 60% [7].
Публикация «Особенности поведения дошкольников с нарушениями речи» размещена в разделах
Различные нарушения речи могут выступать только как самостоятельный первичный дефект, но бывают случаи сложной патологии развития. Психоло-гические исследования Волковой Г. А., Калягина В. А., Овчинниковой Т. С., Зай-цевой Л. А., Трошина О. В., Жулиной Е. В. и других авторов, указывают на то, что патология речи зачастую оставляет свой негативный след и на развитии па-мяти, мышления, внимания, эмоционально-волевой сферы, межличностных взаимоотношений, а также на поведение детей. Актуальность проблемы заключается в том, что значительный пласт детей дошкольного возраста имеют про-блемы в поведенческой сфере личности. По мнению авторов, отклонения в нормальном поведении детей и несвоевременная коррекция нарушений могут прейти в подростковый юношеский возраст, что может являться благоприятной средой для возникновения ряда психический и психосоматических заболеваний, социальной и школьной дезадаптации, а также различного рода антисоциальных поступков [1].
По мнению Селивёрстова В. И., поведение – это совокупность действий, осуществляемых индивидом в процессе взаимодействия со средой [6]. Он также выделил три степени фиксированности детей на своём дефекте, которые на-прямую влияют на поведение ребёнка в обществе [1] :
1. Нулевая степень характеризуется тем, что дети не испытывают фруст-рации по отношении к своему дефекту или вовсе не замечают его. Они активно вступают в контакт с окружающими людьми или даже малознакомыми людьми.
2. Умеренная степень характеризуется тем, что дети с речевыми наруше-ниями испытывают неприятные переживания, пытаются скрыть дефект или его компенсировать. Несмотря на то, что они вполне осознают свои недостатки ре-чи, это не перерастает в тягостные чувства своей неполноценности, соответст-венно не оценивают каждый свой шаг через призму своего дефекта.
3. Выраженная степень характеризуется тем, что внимание детей всегда приковано к своему дефекту, глубоко переживают его, всю свою деятельность формируют в зависимости от своих речевых неудач. Зачастую такие дети мало-общительны, скованы, зажаты, неохотно идут на контакт, вследствие своего нарушения. Таким детям присуще «уходить» в свою болезнь, самоуничтожение, мнительность, огромный страх перед использованием речи, особенно на публике.
Наблюдения за детьми с системными нарушениями речи позволило сде-лать вывод, что у них встречаются серьезные трудности в организации собст-венного речевого поведения, это напрямую сказывается на их общении с окру-жающими людьми. Взаимовлияние речевых нарушений и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие признаки речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, недо-развитие и своеобразие связного высказывания, препятствуют полноценному общению. И этого следует отсутствие монологической и диалогической речи. К особенностям поведения можно отнести незаинтересованность в контакте, не-умение ориентироваться в ситуации общения, присутствует негативизм [2].
В большинстве случаев нарушения поведения детей выражаются в гипе-рактивности, импульсивности, неуравновешенности, агрессии, застенчивости, реже в тревожности и замкнутости в силу проявления степени речевого дефекта. Кроме негативного поведения наблюдается низкая работоспособность и не-достаточная коммуникабельность, проявляющаяся в конфликтах со сверстни-ками и взрослыми [3].
При работе с гиперактивным ребенком необходимо включить в коррек-ционную работу упражнения для повышения уровня моторной уравновешенно-сти, сдержанности, дисциплинированности, а в течение занятия благоприятным образом сказываются на поведении ребёнка релаксационные упражнения, кото-рые способствуют снятию стресса [4].
Агрессия в поведении ребёнка с расстройствами речи создаёт большие трудности в общении и на коррекционных занятиях. С ним очень сложно вы-строить положительный контакт, что негативным образом сказывается на ре-зультатах логопедической работы. Его поведение зачастую демонстрирует вра-ждебность ко всему вокруг. Акты агрессии могут включать в себя деструктивное и разрушительное поведение. Причиной такого рода реакций могут быть такие чувства как отверженность, незащищённость, различного рода обиды, а также непринятие своего нарушения. У детей с данным нарушением ограничен запас реакций на все возможные ситуации, маленький набор эмоций и чувств. Педагог должен помочь такому ребёнку выработать необходимый набор эмоций, также положительное влияние несё т использование психогимнастики на занятиях: сказкотерапия, куклотерапия, имоаготерапия, песочная терапия, этюды на выражение основных эмоций и другие [4].
Для застенчивых и замкнутых детей характерны также проблемы в обще-нии со сверстниками и взрослыми, как и для других категорий детей с речевыми нарушениями. У таких детей большая тяга к общению, но из-за не умения устанавливать контакт, они даже не пытаются попробовать, что свидетельствует онизкой самооценки. Такие дети чувствительны, ранимы и легко впадают в отчаяние или уныние. Перечисленные варианты поведения детей в сумме с ре-чевым нарушением, могут только усилить их замкнутость [4].
Детям с речевой патологией иногда сложно даётся перестройка стереотипа поведения, поэтому в играх они не могут сразу переключиться с одного вида деятельности на другой. На первых этапах игровые действия сопровождаются очень ограниченным речевым общением, вследствие чего сокращается объем игр и ограничивается их сюжет. Основные свои знания и впечатления дети по-лучают только в процессе целенаправленной игровой деятельности. Такие дети в межличностных отношениях чаще меняют партнеров, чем здоровые.
Анализируя теоретическую базу, можно выделить несколько основных трудностей в поведении и общении между детьми: ребёнок с расстройством ре-чи стремится к сверстникам, но его не принимают в игру; они играют с ним, но их общение носит формальный характер; ребёнок уходит от сверстников, но они настроены к нему дружелюбно; ребёнок уходит от сверстников и они избегают его [5].
Таким образом, в поведении детей дошкольного возраста вследствие рас-стройств речевой сферы отмечается ряд особенностей – агрессивность, кон-фликтность, вспыльчивость, замкнутость и застенчивость. Поэтому целью обу-чения и воспитания детей данной категории детей является социальная адапта-ция.
Список литературы
1. Трошин О. В., Жулина Е. В. Логопсихология: Учебное пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2005 - 256 с.
2. Детская логопсихология: учеб. пособие для студентов вузов, обучаю-щихся по специальности «Спец. дошк. педагогика и психология» /[Денисова О. А. и др. ] : под редакцией В. И. Селиверстова. - М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 175с.
3. [Электронный ресурс] https://doshkolnik.ru/logopedia/457-nekotorye-aspekty-korrekcii-narusheniiy-povedeniya-v-processe-logopedicheskoiy-raboty-s-detmi.html
4. Рыжова Н. В. Логопсихология [Текст] : учебно-методическое пособие /Н. В. Рыжова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. – 139с.
5. [Электронный ресурс] https://psyjournals.ru/education21/issue/54874_full.shtml
6. Понятийно-терминологический словарь логопеда /Под ред. В. И. Сели-верстова - М. : Гуманитарныйиздательский центр ВЛАДОС, 1997. - 400 с.
7. [Электронный ресурс] https://vogazeta.ru/articles/2021/10/5/shkolniki/18192-okolo_60_rossiyskih_detey_prihodyat_v_pervyy_klass_s_narusheniyami_ustnoy_rechi