Анна Саватеева
Особенности построения индивидуального образовательного маршрута в педагогическом сопровождении одаренного дошкольника
▼ Скачать +Заказ
Особенности построения индивидуального образовательного маршрута
в педагогическом сопровождении одаренного дошкольника в условиях дошкольной образовательной организации
Публикация «Особенности построения индивидуального образовательного маршрута в педагогическом сопровождении одаренного дошкольника» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Темочки
При любой коррекционной работе или работе по выявлению и совершенствованию тех или иных умений и навыков, необходимо учитывать уровень индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для этого необходимо знать понятия о зоне актуального и ближайшего развития ребенка.
Эти уровни психического развития были выделены Л. С. Выготским и легли в основу концепции умственного развития ребенка в отечественной возрастной и педагогической психологии.
Л. С. Выготский показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и его зоны ближайшего развития. Обучение, создавая последнюю, ведет за собой развитие; и только то обучение эффективно, которое идет впереди развития.
Зона ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. "Обучение только тогда хорошо, – писал Л. С. Выготский, – когда оно идёт впереди развития". Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Необходимо развивать ребенка, не останавливаясь на его достижениях. Одаренных детей необходимо направлять на достижение более высоких результатов при помощи заданий, которые будут некоторым образом опережать его в развитии, т. е. необходимо активизировать мыслительную деятельность дошкольника на несколько шагов вперед, применяя различные педагогические методы. Таким методом может стать разработка индивидуального образовательного маршрута.
Алберт Швейцер (1875-1965 гг., немецко – французский эрудит, гуманист, доктор философии озвучил следующую мысль: «Иногда наш огонь гаснет, но другой человек снова раздувает его. Каждый из нас в глубочайшем долгу перед теми, кто не дал этому огню погаснуть». Развитие инновационных образовательных программ предоставляет наличие альтернативы и выбора одаренному ребенку, исходя из его индивидуальных возможностей. Моделирование индивидуального образовательного маршрута для одаренных детей в условиях дошкольного образования обеспечивает реализацию их творческого потенциала, направляет процесс развития в режим саморазвития, актуализирует мотивационную сферу, адаптируя содержание, методы и темпы развития, обучения к индивидуальности ребенка с признаками одаренности в различных ее сферах. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет одной из приоритетных задач дошкольного образования задачу поддержки и сохранения и индивидуальности ребенка, развития индивидуальных выдающихся способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой, а также развития эстетических качеств воспитанников. Задача педагогов – наставников, работающих в организациях дошкольного образования заключается в построении системы работы с одаренным ребенком таким образом, чтобы были созданы полноценные условия для успешного выявления и развития тех качеств, которые уже заложены в дошкольнике, но могут быть незаметными для окружающих.
Одним из важных этапов при педагогическом сопровождении одаренных детей, учитывающим их образовательные потребности и выдающиеся способности, является составление педагогами – наставниками индивидуального образовательного маршрута, позволяющего выявить потенциальные и актуальные способности ребенка, развивать их и совершенствовать в условиях дошкольной образовательной организации.
Само определение индивидуального образовательного маршрута возникло сравнительно недавно в педагогической науке в середине 90 – х до начала 2000 – х годов, оно обозначало персональный путь компенсирования трудностей в развитии, обучении и осуществлении личностного потенциала ребенка ввиду его физических или психических отклонений, однако проблема организации индивидуального образовательного маршрута в образовательном пространстве получила освещение в работах таких ученых, как С. В. Воробьевой, Н. Г. Зверевой, Н. А. Лабунской, В. В. Лоренц и др. И с тех пор понятие индивидуального образовательного маршрута стало означать как индивидуальный путь ребенка с реализацией личностного интеллектуального, деятельностного, творческого, эмоционально – волевого, духовно – нравственного потенциала обучающегося в образовательном процессе, который должен соответствовать с его личностными предпочтениями и потребностями и социальном заказом общества.
Индивидуальный образовательный маршрут для одаренного дошкольника – это образовательная программа, создающая индивидуальный путь развития и совершенствования способностей каждого ребенка с признаками одаренности, в соответствии с его возрастными особенностями и образовательными потребностям. Разрабатывая и реализуя индивидуальный образовательный маршрут на дошкольника с признаками одаренности, педагог старается как можно тщательнее создавать условия обучения и развития индивидуальных, интеллектуальных, творческих и коммуникативных качеств.
Проекты индивидуальных образовательных маршрутов сейчас стали широко использоваться в педагогической работе с детьми и молодежью, которые проявляют опережающие темпы в развитии, высокий уровень способностей в различных областях образования, науки, техники, спорта.
В системе образования нет единого алгоритма создания индивидуального образовательного маршрута в настоящий момент. Это объясняется и индивидуальными особенностями каждого ребенка и компетентностью, саморазвитием и личностными качествами самого педагога. Способ построения ИОМ, характеризует особенности обучения одаренного ребенка и развития его на протяжении определенного времени. Нельзя определить этот маршрут на весь период сразу, поскольку сущность его построения зависит от успеваемости учащегося, временных рамок и скорости обучения и т. д. На стадии разработки ИОМ одаренный ребенок выступает как субъект выбора дифференцированного образования, предлагаемого образовательным учреждением и как заказчик образовательных услуг, предъявляя свои образовательные потребности, познавательные и иные индивидуальные особенности. А на стадии реализации учащийся выступает как субъект осуществления образования.
Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута обуславливается рядом условий: взаимодействие педагогов и специалистов и осознание ими значимости индивидуального образовательного маршрута для целенаправленного развития способностей у одаренных детей; осуществление информационной поддержки; активную работу педагогов и самих учащихся, организации оценки проведенной работы.
Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты: целевой (обозначается цель работы по результатам обследования ребенка); содержательный (отбор учебных материалов для реализации работы по развитию способностей у одаренных детей); технологический (подбор и использование педагогических технологий, методов и средств воспитания и обучения); диагностический.
При построении индивидуального образовательного маршрута выделяется несколько этапов:
1. Первый этап. Диагностика и краткое представление (характеристика) педагогом и психологом уровня сформированности личностных качеств и способностей дошкольника (тестирование, опрос родителей, наблюдение за ребенком в условиях ДОУ).
2. Второй этап. Ознакомление с предстоящим материалом, составление конспектов занятий по методикам в соответствующей сфере одаренности у дошкольника. Мотивация дошкольника к деятельности, совместное планирование работы с ребенком и его родителями.
3. Третий этап. Педагог с ребенком и его родителями делают выводы по проведенной работе, учитель фиксирует результаты проведенной работы и создает вместе с учащимся некий продукт для достоверности полученных данных в ходе диагностики и повышения самооценки ребенка, что является важным условием для эффективного развития дошкольника с признаками одаренности.
Индивидуальный образовательный маршрут помогает одаренному учащемуся раскрыть все свои таланты и определиться в выборе будущей профессии. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает подбор видов деятельности, который позволит решить те или иные трудности в обучении или, наоборот, расширить и углубить знания, степень овладения навыками. При этом учитывается не только возраст ребенка, но и его способности, которые могут опережать или тормозиться в сравнении с общепринятыми стандартами.
Разработкой индивидуального образовательного маршрута в дошкольной образовательной организации занимается воспитатель. Составление индивидуального образовательного маршрута начинается после диагностики индивидуального развития ребенка и представления (характеристики) по результатам наблюдения за ребенком не только воспитателя, но и другими специалистами: учителем-логопедом, психологом, а также опроса родителей (законных представителей) дошкольника. В индивидуальный образовательный маршрут входит комплекс занятий, направленных на улучшение и совершенствование умений и навыков дошкольника, согласно образовательным программам дошкольных образовательных организаций и возрастным и индивидуальным особенностям детей. Важно, чтобы пройденная работа по индивидуальному образовательному маршруту поддерживалась при помощи средств, которые заинтересуют и мотивируют ребенка на дальнейшие достижения.
Таким средством могут быть нетрадиционные техники выполнения заданий или составление таких специальных пособий, как лэпбук. Работа по индивидуальному образовательному маршруту, как и по многим другим образовательным проектам может иметь эффективный результат при обязательном условии – создании конечного продукта. Например, портфолио достижений ребенка в условиях ДОО, которого зачастую используется для повышения самооценки одаренного ребенка и уверенности в себе, а также успешного развития способностей.
Лэпбук и портфолио служат как вспомогательные средства закрепления результатов по индивидуальному образовательному маршруту дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Чтобы в процессе работы по индивидуальному образовательному маршруту занятия для ребенка были интересными, в них включаются нетрадиционные способы выполнения заданий, например, нетрадиционные техники рисования, составления вместе с ребенком дидактических пособий, копилок знаний.
Лэпбук («lapbook» – книга на коленях) – это сравнительно новое средство из Соединенных Штатов Америки, его создательницей была писательница из Верджинии Тэмми Дюби. Лэпбук представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Это тематическая папка с кармашками для заданий, выполняя которые, ребенок закрепляет и вспоминает пройденный материал. Папку всегда можно пополнить новыми заданиями, придумывая их в зависимости от данного состояния тех или иных способностей одаренного ребенка в определенный период времени. Составляют задание педагог вместе с ребенком, но если ребенок хорошо выполняет некоторые задания, то ему можно поручить самостоятельно придумать задание и выполнить его. Это отличный способ закрепить не только имеющиеся знания, но и осмыслить ее содержание, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в анализе и сортировке программы. Портфолио является подвижной накопительной системой, позволяющей работать в условиях как общего, так и дополнительного образования. Для работы с портфолио для каждого ребенка по отдельности, необходимо четко знать вид одаренности ( по видам деятельности: интеллектуальная, коммуникативная, творческая, форму одаренности (явная, скрытая и т. д., какие задачи после диагностического исследования стоят при работе с конкретным ребенком. В портфолио вкладываются фактические доказательства в качестве дипломов, сертификатов и самих работ об участии ребенка в конкурсах, выставках, выступлениях. Портфолио одаренного ребенка позволяет максимально показать дошкольнику свои результаты и достижения при участии в конкурсных мероприятиях городского, районного и всероссийского уровня, помогают воспитывать гордость за свои достижения и вселяют чувство уверенности ребенка в свои способности, а также является визитной карточкой при поступлении на начальное и дополнительное образование.
Необходимо проводить работу по взаимодействию с родителями дошкольников, чтобы помочь им и детям в правильном и гармоничном развитии скрытых или выдающихся способностей : индивидуальные беседы, групповые собрания, консультации, мастер – классы, круглые столы, практикумы.