Эльмира Рахматуллина
Особенности подросткового возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Хронологические рамки подросткового возраста четко не определены, но большинство авторов придерживаются границ от 11-12 до 15-16 лет.
Сторонники биогенетических теорий (С. Холл, А. Гезелл) считали, что процессы биологического роста диктуют все аспекты развития. В связи с этим они рассматривали в первую очередь этап развития тела, когда происходит стремительный рост различных способностей и функций.
Публикация «Особенности подросткового возраста» размещена в разделах
Представители психоаналитических теорий (З. Фрейд, А. Фрейд) выделяли определенный этап психосексуального развития. В этот период защитные механизмы должны компенсировать приток энергии либидо. В результате повышенной тревожности растет количество конфликтных ситуаций. Эти проявления постепенно преодолеваются, устанавливая по крайней мере новую гармонию между Эго и Ид.
В рамках социологических теорий подростковый возраст выступает как социально-психологический феномен. Человеческое развитие происходит в обществе, и семья является его частью. Человек может принадлежать к религиозным организациям, школам и различным группам, существующим в обществе. На него влияет общение с родителями, другими взрослыми и сверстниками. Особый эффект имеют события, происходящие в мире и культурной среде.
Одна из психологических теорий подросткового возраста - это концепция личностной ориентации Э. Шпрангера. По мнению ученого, это период юности, когда человек врастает в культуру, в объективный и нормативный дух своего времени.
Психосоциальная теория подросткового возраста Э. Эриксона настаивает на том, что это время для достижения личной идентичности и для создания гармоничного образа самовосприятия в условиях множественного выбора.
В отечественной психологии молодежь традиционно рассматривается в рамках Л. С. Выготского о развитии высших психических процессов, которая объясняет роль социальной ситуации развития и ведущей деятельности в развитии личности. Кроме того, российские психологи придерживаются позиции, согласно которой важно сочетание социально-психологического подхода с учетом внутренних законов развития. Последователи идей Л. С. Выготского - В. В. Давыдов, Л. И. Божович, А. В. Петровский, Д. Б. Эльконин и другие. Они изучали конкретные социальные обстоятельства, характерные для подросткового возраста. Они выделили, прежде всего, изменение места ребенка в обществе, изменение его положения. Молодой человек осознает себя членом общества, интерпретирует свое место в человеческом обществе и свое предназначение в жизни в этом возрасте. Здесь идет процесс самоопределения.
Тем не менее, несмотря на элементы взрослого статуса, молодой человек по-прежнему сохраняет линии зависимости, сближающие его ситуацию с положением ребенка. В экономическом плане ученик средней школы зависит от родителей. В школе ему с одной стороны напоминают, что он взрослый, а с другой требуют его послушания. Это создает неопределенность ситуации и требований [6; 255]. Особенностью социальной ситуации развития является решение важной задачи профессионального самоопределения, которую общество ставит перед молодым человеком. В 9 и 11 классах общеобразовательной школы у ученика есть выбор - завершить или продолжить обучение в одной из его форм, либо начать работать и так далее. Таким образом, социальную ситуацию развития в раннем подростковом возрасте можно охарактеризовать как «порог» самостоятельной жизни.
Д. Б. Эльконин в своих работах говорит, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является учебная профессиональная деятельность. Учебная деятельность в средней школе получает новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее.
Таким образом, процесс учебной деятельности требует от старших очень высокой умственной активности и самостоятельности. В этих условиях происходит улучшение интеллектуальной сферы, в первую очередь улучшение мышления.
В раннем подростковом возрасте развивается высокий уровень обобщения и абстракции. Он позволяет пожилым оперировать понятиями, использовать мыслительные операции, спорить, рассуждать, выделять существенные черты, делать глубокие выводы и обобщения, использовать рациональные методы запоминания и так далее. Развивается критическое мышление, умение соединять обучаемое в систему. В целом показателями интеллектуальной зрелости этого возраста являются достаточная сформированность теоретического мышления, способность к познанию и пониманию общих законов окружающего мира, природы и общества.
Трансформируются интересы, в частности определяется устойчивый интерес к той или иной области знаний, деятельности. Такой интерес способствует формированию профессиональной направленности личности, определяет выбор профессии. Наличие интересов стимулирует постоянное расширение и приумножение знаний в избранной сфере.
Возрастная особенность - быстрое развитие специальных навыков, которые часто связаны с выбранной профессиональной сферой (математической, технической, образовательной и др.).
Важным фактором развития личности в раннем подростковом возрасте является стремление старшего строить жизненные планы, осмысливать создание жизненной перспективы. Жизненный план распространяется на всю область личного самоопределения (род занятий, образ жизни, уровень стремлений, уровень дохода и т. д).Чаще всего в раннем подростковом возрасте жизненные планы довольно расплывчаты.
Говорить о созданных жизненных планах можно только тогда, когда в них включены цели, способы их достижения, дана оценка собственным субъективным и объективным ресурсам. Л. С. Выготский рассматривал жизненные планы как показатель освоения личностью своего внутреннего мира. Тем не менее такое предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее является центральным психологическим новообразованием ранней юности.
Развитие Я-концепции в раннем подростковом возрасте активно исследуется. Положительная самооценка проявляется в чувстве собственного достоинства, самоуважения. Положительно влияет на постановку долгосрочных целей (в том числе профессиональных) и способствует их активному достижению. Негативная самооценка проявляется в заниженной самооценке и низком уровне притязаний, слабой уверенности в себе.