Дедкова Светлана Ивановна
Особенности подготовки к школе детей с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности подготовки к обучению в школе детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Учитель-логопед Дедкова С. И.
ГБДОУ д/с № 111 Выборгского р-на Санкт-Петербурга
Подготовка к школе в дошкольном образовательном учреждении начинается с момента поступления в первую младшую группу, когда малышу ещё нет трёх лет. Программа детского сада продумана так, что всё ,чему учат маленького ребёнка,обязательно пригодится ему в будущей жизни. Принимать правила и требования воспитателя и коллектива сверстников, соблюдать режим дня, владеть культурно-гигиеническими навыками, усваивать правила поведения в группе, играть, заниматься, овладевать знаниями и умениями. Всё это -залог успешности будущего ученика.
Публикация «Особенности подготовки к школе детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Когда ребёнок достигает старшего дошкольного возраста (5-7 лет) перед родителями и педагогами встаёт задача -готовить ребёнка к обучению в школе. Все дети и их родители надеются на успешное обучение в школе. Родители уверены, что их сын или дочь -самые способные, сообразительные и талантливые дети на свете.
Родители детей логопедических групп с тяжёлыми нарушениями речи тоже так считают. Нередко логопеды и воспитатели слышат от них:" Мой ребёнок умеет читать и писать, поэтому мы идём в школу с шести лет. "
Что тут скажешь? Возражать бесполезно. Только разъяснения и личный опыт помогут таким родителям взглянуть на проблемы их детей реально.
Все дети, посещающие логопедические группы,имеют проблемы со здоровьем. Прежде всего они связаны с неврологическими нарушениями. Причины этих нарушений спрятаны очень глубоко в повреждениях центральной нервной системы, которые произошли на раннем этапе внутриутробного развития, во время родов и в первые годы жизни ребёнка. Это в основном травмы гипоксического характера, приведшие к повреждению нейронов головного и спинного мозга. Кроме того,необходимо учитывать гендерность этих повреждений. Мальчиков в логопедических группах обычно больше, чем девочек. По данным медицинских исследований у мальчиков более слабая нервная система.
Нередко родители детей, посещающих логопедические группы, сами когда-то занимались с логопедом. А некоторые из них имеют речевые нарушения, будучи взрослыми людьми.
Именно поэтому при подготовке к школьному обучению необходим комплексный психолого -медико -педагогический подход.
Логопед должен убедить родителей обязательно посетить всех специалистов, чтобы пройти тщательное медицинское обследование и начать лечение.
Обязательно пройти тестирование у психолога, чтобы выявить недостатки коммуникативной и познавательной сферы. Если это необходимо, то заниматься с психологом.
Тема готовности ребенка к школе в отечественной психологии опирается на труды основоположников отечественной психологии Л. С. Выготского,Л. И. Божович, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина.
В настоящее время разработаны новые современные методики диагностики готовности к обучению в школе. Наиболее популярны методики Михаила и Натальи Семаго, Нины Иосифовны Гуткиной, Леонида Абрамовича Венгера, методика Н. Л. Белопольской и др.
Выделяется три аспекта школьной зрелости.
Интеллектуальный : концентрация внимания, аналитическое мышление, логическое мышление, логическая память, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений пальцев рук и сенсомоторная координация
Эмоциональная зрелость: уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
Социальная зрелость :потребность ребёнка в общении со сверстниками и взрослыми и умение подчинять своё поведение законам детских групп, владеть навыками учебной деятельности, иметь мотивацию к обучению.
Впервые вопрос о готовности детей к началу школьного обучения возник в конце 40-х годов, когда было принято решение о переходе к обучению детей с 7-летнего возраста (ранее обучение начиналось в 8 лет). Именно с той поры не затухает интерес к определению готовности ребенка к регулярному обучению.
С каждым годом рождается всё больше детей с неврологической симптоматикой. Практически здоровых детей на сегодняшний день не существует.
Интерес к проблеме подогревается всем известным фактом инфантилизации детской популяции (об акселерации уже забыли даже ярые адепты этого феномена).
Проблема готовности ребенка и детской популяции в целом к началу школьного обучения рассматривалась в течение последних десятилетий практически всеми авторами, работающими в «детстве». В качестве наиболее полных «обзорных» пособий можно предложить книгу Н. И. Гуткиной (1996) и «Справочник для практического психолога.» (1998).
Позиции большинства авторов сходятся в следующем: основной причиной так называемой неготовности ребенка к школе является «низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость», т. е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения» (И. В. Дубровина, 1995, 1998).
Проявления подобной незрелости можно сгруппировать следующим образом.
Низкий уровень развития отдельных функций или групп функций: от несформированности зрительно-моторных координаций, проблем развития мелкой моторики до незрелости логических форм мышления.
Низкий уровень развития мотивационно-волевой сферы, в том числе недостаточное развитие произвольности функций, начиная с проблем произвольного внимания и запоминания и кончая проблемами произвольной регуляции поведения.
Низкий уровень социальной зрелости, то есть несформированность «внутренней позиции школьника», наличие коммуникативных проблем (трудности общения) и т. п.
Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами, которые в процессе обучения развиваются и совершенствуются.
Задача учителей-логопедов в группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи обеспечить комплексную и эффективную коррекции всех компонентов речи ребёнка -логопата. Устранить проблемы звукопроизношения, наладить правильное воспроизведение звуковой и слоговой структуры слова. Исправить ошибки лексико-грамматического строя речи, развить связную речь. Важным этапом в подготовке дошкольника является обучение грамоте и формирование фонематических функций. Умение различать на слух и воспроизводить все звуки родного языка. Дать навыки звукового анализа и синтеза слов и предложений. Обучить начальным навыкам чтения и печатания слов, совершенствовать графические навыки. Всё это необходимо для профилактики дисграфии и дислексии, с которыми ребёнок может столкнуться на уроках чтения и письма.
Учитель-логопед делает правильный прогноз адаптации ребёнка к школьному обучению, формулирует коррекционно-развивающие задачи. Обязательно использование в работе здоровьесберегающих технологий : дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики, логопедического массажа и логоритмических упражнений
Наряду с этим,учитель-логопед взаимодействует с семьями воспитанников, обучая и курируя родителей. Помогает овладеть всем методам и приёмам логопедического воздействия в домашних условиях.
Учитель-логопед обеспечивает координацию работы воспитателей группы и специалистов ДОУ : музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.
Учитель-логопед консультируется с врачом ДОУ и направляет детей к специалистам медикам, если это необходимо.
Поддерживает доброжелательную психологически комфортную атмосферу в коллективе детей.
Грамотный поход учителя-логопеда к коррекции речевых нарушений у детей с тяжёлыми нарушениями речи -залог успешного обучения ребёнка в школе.