Лучший педагог года

Особенности подготовки к школе детей с тяжелыми нарушениями речи

Дедкова Светлана Ивановна
Особенности подготовки к школе детей с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности подготовки к обучению в школе детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Учитель-логопед Дедкова С. И.

ГБДОУ д/с № 111 Выборгского р-на Санкт-Петербурга

Подготовка к школе в дошкольном образовательном учреждении начинается с момента поступления в первую младшую группу, когда малышу ещё нет трёх лет. Программа детского сада продумана так, что всё ,чему учат маленького ребёнка,обязательно пригодится ему в будущей жизни. Принимать правила и требования воспитателя и коллектива сверстников, соблюдать режим дня, владеть культурно-гигиеническими навыками, усваивать правила поведения в группе, играть, заниматься, овладевать знаниями и умениями. Всё это -залог успешности будущего ученика.

Публикация «Особенности подготовки к школе детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

Когда ребёнок достигает старшего дошкольного возраста (5-7 лет) перед родителями и педагогами встаёт задача -готовить ребёнка к обучению в школе. Все дети и их родители надеются на успешное обучение в школе. Родители уверены, что их сын или дочь -самые способные, сообразительные и талантливые дети на свете.

Родители детей логопедических групп с тяжёлыми нарушениями речи тоже так считают. Нередко логопеды и воспитатели слышат от них:" Мой ребёнок умеет читать и писать, поэтому мы идём в школу с шести лет. "

Что тут скажешь? Возражать бесполезно. Только разъяснения и личный опыт помогут таким родителям взглянуть на проблемы их детей реально.

Все дети, посещающие логопедические группы,имеют проблемы со здоровьем. Прежде всего они связаны с неврологическими нарушениями. Причины этих нарушений спрятаны очень глубоко в повреждениях центральной нервной системы, которые произошли на раннем этапе внутриутробного развития, во время родов и в первые годы жизни ребёнка. Это в основном травмы гипоксического характера, приведшие к повреждению нейронов головного и спинного мозга. Кроме того,необходимо учитывать гендерность этих повреждений. Мальчиков в логопедических группах обычно больше, чем девочек. По данным медицинских исследований у мальчиков более слабая нервная система.

Нередко родители детей, посещающих логопедические группы, сами когда-то занимались с логопедом. А некоторые из них имеют речевые нарушения, будучи взрослыми людьми.

Именно поэтому при подготовке к школьному обучению необходим комплексный психолого -медико -педагогический подход.

Логопед должен убедить родителей обязательно посетить всех специалистов, чтобы пройти тщательное медицинское обследование и начать лечение.

Обязательно пройти тестирование у психолога, чтобы выявить недостатки коммуникативной и познавательной сферы. Если это необходимо, то заниматься с психологом.

Тема готовности ребенка к школе в отечественной психологии опирается на труды основоположников отечественной психологии Л. С. Выготского,Л. И. Божович, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина.

В настоящее время разработаны новые современные методики диагностики готовности к обучению в школе. Наиболее популярны методики Михаила и Натальи Семаго, Нины Иосифовны Гуткиной, Леонида Абрамовича Венгера, методика Н. Л. Белопольской и др.

Выделяется три аспекта школьной зрелости.

Интеллектуальный : концентрация внимания, аналитическое мышление, логическое мышление, логическая память, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений пальцев рук и сенсомоторная координация

Эмоциональная зрелость: уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Социальная зрелость :потребность ребёнка в общении со сверстниками и взрослыми и умение подчинять своё поведение законам детских групп, владеть навыками учебной деятельности, иметь мотивацию к обучению.

Впервые вопрос о готовности детей к началу школьного обучения возник в конце 40-х годов, когда было принято решение о переходе к обучению детей с 7-летнего возраста (ранее обучение начиналось в 8 лет). Именно с той поры не затухает интерес к определению готовности ребенка к регулярному обучению.

С каждым годом рождается всё больше детей с неврологической симптоматикой. Практически здоровых детей на сегодняшний день не существует.

Интерес к проблеме подогревается всем известным фактом инфантилизации детской популяции (об акселерации уже забыли даже ярые адепты этого феномена).

Проблема готовности ребенка и детской популяции в целом к началу школьного обучения рассматривалась в течение последних десятилетий практически всеми авторами, работающими в «детстве». В качестве наиболее полных «обзорных» пособий можно предложить книгу Н. И. Гуткиной (1996) и «Справочник для практического психолога.» (1998).

Позиции большинства авторов сходятся в следующем: основной причиной так называемой неготовности ребенка к школе является «низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость», т. е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения» (И. В. Дубровина, 1995, 1998).

Проявления подобной незрелости можно сгруппировать следующим образом.

Низкий уровень развития отдельных функций или групп функций: от несформированности зрительно-моторных координаций, проблем развития мелкой моторики до незрелости логических форм мышления.

Низкий уровень развития мотивационно-волевой сферы, в том числе недостаточное развитие произвольности функций, начиная с проблем произвольного внимания и запоминания и кончая проблемами произвольной регуляции поведения.

Низкий уровень социальной зрелости, то есть несформированность «внутренней позиции школьника», наличие коммуникативных проблем (трудности общения) и т. п.

Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами, которые в процессе обучения развиваются и совершенствуются.

Задача учителей-логопедов в группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи обеспечить комплексную и эффективную коррекции всех компонентов речи ребёнка -логопата. Устранить проблемы звукопроизношения, наладить правильное воспроизведение звуковой и слоговой структуры слова. Исправить ошибки лексико-грамматического строя речи, развить связную речь. Важным этапом в подготовке дошкольника является обучение грамоте и формирование фонематических функций. Умение различать на слух и воспроизводить все звуки родного языка. Дать навыки звукового анализа и синтеза слов и предложений. Обучить начальным навыкам чтения и печатания слов, совершенствовать графические навыки. Всё это необходимо для профилактики дисграфии и дислексии, с которыми ребёнок может столкнуться на уроках чтения и письма.

Учитель-логопед делает правильный прогноз адаптации ребёнка к школьному обучению, формулирует коррекционно-развивающие задачи. Обязательно использование в работе здоровьесберегающих технологий : дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики, логопедического массажа и логоритмических упражнений

Наряду с этим,учитель-логопед взаимодействует с семьями воспитанников, обучая и курируя родителей. Помогает овладеть всем методам и приёмам логопедического воздействия в домашних условиях.

Учитель-логопед обеспечивает координацию работы воспитателей группы и специалистов ДОУ : музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.

Учитель-логопед консультируется с врачом ДОУ и направляет детей к специалистам медикам, если это необходимо.

Поддерживает доброжелательную психологически комфортную атмосферу в коллективе детей.

Грамотный поход учителя-логопеда к коррекции речевых нарушений у детей с тяжёлыми нарушениями речи -залог успешного обучения ребёнка в школе.

Публикации по теме:

«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи «Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи. Конспект занятия для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности.

Интегрированные занятия для детей с нарушениями речиИнтегрированные занятия для детей с нарушениями речи Для успешной организации коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи необходим комплексный подход. В его реализации.

«Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи.«Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи. «Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи. Конспект открытого интегрированного занятия для воспитанников.

Час двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речиЧас двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи Тема: "Волшебный цветик-семицветик". Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации.

Дидактическое пособие по обучению грамоте детей с нарушениями речи «Учись читать»Дидактическое пособие по обучению грамоте детей с нарушениями речи «Учись читать» В публикации представлен демонстрационный материал для занятий по обучению грамоте детей с нарушениями речи. Подобранные игровые упражнения.

Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи Использование чисто – и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи В коррекционно-логопедической.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Презентация-подборка игр для детей с нарушениями речи Основной вид детской деятельности в ДОУ- это игра. поэтому предлагаю вниманию учителей-логопедов свою презентацию-подборку дидактических.

Проблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Проблемы подготовки детей к школе в детском садуПроблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности подготовки к школе детей с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 20 февраля 2020 в 12:29
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности подготовки к школе детей с тяжелыми нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Дедкова Светлана Ивановна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД