Лучший педагог года

Из опыта работы «Особенности патриотического воспитания дошкольников»

Лидия Подбуцкая
Из опыта работы «Особенности патриотического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ.

Методическая часть вопроса.

«Патриотизм - преданность и любовь к своему Отечеству, к своему

народу» (Ожегов - словарное определение).

Какие документы надо знать заведующим и старшим воспитателям, чтобы строить работу по патриотическому воспитанию дошкольников :

Закон Российской Федерации «Об образовании»

Закон «О днях воинской славы России»

Публикация «Из опыта работы „Особенности патриотического воспитания дошкольников“» размещена в разделах

Закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой

Отечественной войне 1941 - 1945 г. г.»

Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»

Закон «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»

За основу рекомендуется взять:

Подпрограмму Министерства образования Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы» от 16 февраля 2001 г. № 122 (ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней - от дошкольного

до высшего профессионального).

в работе с дошкольниками опираться на :

• Примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 2-е издание, исправленное.

• Рекомендации, составленные заведующей кафедрой «Дошкольное воспитание» МИОО К. Ю. Белой и методистом кафедры «Дошкольное воспитание» МИОО Л. А. Кондрыкинской,

• Государственная программа «Патриотическое воспитание в граждан РФ» Живем в «Ладу» патриотическое воспитание в ДОУ

Кроме этого, педагогам необходимо:

• Быть в курсе преобразований города,

• Систематически пополнять знания о Дмитрове из периодической печати, радио, телевидения, художественной литературы,

Строить работу с дошкольниками, опираясь на методическую литературу, касающуюся воспитания у детей первых чувств гражданственности.

• Применять в работе с детьми некоторые сведения об историческом прошлом города.

Педагоги ДОЛЖНЫ знать, что в процессе работы по

патриотическому воспитанию дошкольников решаются :

1. Задачи эстетического и нравственного воспитания :

Слушание и разучивание песен, стихов о Родине, о подвигах, о труде соотечественников, о природе родной страны.

Развитие детского творчества через наблюдение окружающего мира.

2. Задачи физического воспитания.

Развитие таких качеств, как сила, смелость, ловкость, через спортивные игры

с военно-патриотическим содержанием.

3. Приобщение дошкольников к трудовой деятельности.

Труд ребенка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для

формирования его личности. Нужно поощрять трудовую деятельность детей,

в основе которой лежит желание сделать что-то для друга, для воспитателя,

для группы, для детского сада и. т. д.

Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду,

и дома систематически. Дети 6 - 7 лет могут выполнять постоянные трудовые

поручения не только по самообслуживанию, но и направленные на общую

пользу. Взрослые должны следить за выполнением дошкольниками трудовых

обязанностей, приручая их добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели.

Следует также воспитывать у детей бережное отношение к общественному

добру, к природе родного края. Помогут в этом специальные беседы, чтение

художественной литературы, практическая деятельность. Например, на своем

огороде дети могут засеять небольшой участок озимой пшеницей, вырастить

ее, собрать урожай, с помощью взрослых испечь хлеб. Все это потребует

немало сил, зато и разговор о бережном отношении к хлебу станет более

конкретным и личностно-окрашенным.

4. Формирование бережного отношения к природе.

Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за

животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов,

овощей и. т. д.) сочеталось с воспитанием любви к родному краю и желанием

работать вместе со взрослыми, благоустраивая участок, двор, улицу.

Таким образом, в работе по патриотическому воспитанию

дошкольников можно использовать следующие методы:

1. Целевые прогулки и экскурсии.

2. Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и. т. п.).

3. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и

непосредственными наблюдениями детей.

4. Беседы с детьми о городе

5. Использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение).

6. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

7. Знакомство детей с народной декоративной росписью.

8. Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество.

9. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. д.,

10. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестно выполненные поручения, за хорошее поведение в общественных местах.

11. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция - самый сильнодействующий фактор воспитания).

Формируя начала патриотических чувств у детей, важно воспитывать в них уважение к ветеранам войны и труда:

-проводить беседы о подвигах советских воинов в период Великой Отечественной войны, а также при защите столицы нашей Родины- города Москвы,

-рассказывать о детях- москвичах, сынах и дочерях полка,

-устраивать тематические праздники, утренники с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда, ветеранов России.

Личностное развитие – одно из приоритетных направлений педагогического процесса детского сада. Наши педагоги большое внимание уделяют созданию условий для всестороннего развития личности каждого ребенка и раскрытия его способностей.

Одной из главнейших задач личностного воспитания является воспитание у детей патриотических чувств : любви к родному городу, истории, народу.

Патриотическое воспитание дошкольников в условиях детского сада носит комплексный характер, осуществляется во всех видах деятельности, как на занятиях, так и в повседневной жизни, в кружковой работе. При этом педагоги осознают, что нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания», а формируются постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов.

Педагоги дошкольного учреждения ищут пути развития лучших духовно- нравственных качеств воспитанников, последовательно выстраивают свою работу, учитывая возрастные особенности детей и задействуют для этого все виды детской деятельности. В основе работы по воспитанию духовно-нравственных качеств личности лежит устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, музыка, художественная литература, игры, самостоятельная детская деятельность.

Педагоги МДОУ решают задачи патриотического воспитания через формирование :

- чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу;

- чувства любви к культурному наследию своего народа;

- чувства любви к родному краю, уважение к своей нации, понимания своих национальных особенностей, толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам, родителям, соседям).

Воспитатели формируют у детей чувство патриотизма, коллективизма, социальные навыки поведения и общения, духовно-нравственные качества личности, развивают познавательные интересы, способность анализировать, читать и понимать символы (герб, флаг, повышают интерес к творчеству.

Особую работу по духовно-нравственному воспитанию проводят педагоги МДОУ среди родителей: формируют у них сознание необходимости целенаправленной работы по воспитанию у детей патриотических понятий в условиях семьи и тесной взаимосвязи с дошкольным учреждением.

Для этого используются различные формы взаимодействия с семьями:

- привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного материала (для пополнения экспозиции групповых мини-музеев);

- организация консультаций и индивидуальных бесед;

- оформление стендов с информацией о семье, семейных праздниках;

- привлечение родителей к организации и проведению групповых досугов;

- совместное оформление фотовыставок.

В МДОУ патриотическое воспитание традиционно формируется через приобщение детей к истории родного города и страны. В 2014-2015 год проходит под знаком подготовки к 70-ти летнему юбилею Победы.

В ДОУ составлен план работы к 70 –летию ВОВ, в который вошли следующие мероприятия:

ЦЕЛЬ: Формирование представлений о Великой Отечественной войне (воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста) на основе уже имеющихся представлений о войне.

ЗАДАЧИ:

- Формировать представление об истории ВОВ, используя различные виды деятельности;

- Пробуждать интерес к прошлому нашего города, края, страны;

- Познакомить с ходом военных действий во время Великой Отечественной войны, со странами – участницами боевых действий, с городами героями;

- Показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны;

- Развивать восприятие произведений литературы, живописи, музыки;

- Учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас;

- Развивать чувство коллективизма;

- Привлекать родителей к участию в создании наглядно-дидактического материала по теме Великой Отечественной войне.

1. Создание в группах уголков

- "Никто не забыт и нечто не забыто",

- "Слава героям-землякам! ",

- Летопись военных лет",

- "9 мая день Победы" ит. д.

2. Создание подборок слайдов. Просмотр документального фильма

-«Великая Отечественная война»,

- «Города-герои» и т. Д

3. Родительское собрание в подготовительных группах

«Летопись военных лет" с выступлением воспитанников

4. Проведение с детьми тематических занятияй:

- «Города-герои»

- «Они защищали Родину» (о героях войны, и т. д. (слушание песен)

5. Конкурсе чтецов посвященного 70-летию Победы

(все возрастные группы)

6. Праздник ко «Дню защитника отечества» с приглашением ветеранов фронта и тыла.

7. Выставка детских работ и оформление детского альбома впечатлений на тему «Война глазами детей» (с детскими рисунками, стихами, рассказами о войне, фотографиями)

8. Экскурсия в библиотеку — посещение выставки «Книги о ВОВ»

9. Подготовка материала для родительского и книжного уголков, для оформления группы к празднованию «70-летие Победы»

10. Конкурс рисунков на асфальте

«Миру – мир!»

11. Домашнее задание родителям с видео презентацией

«Семейный герой»

12. Организация и проведение мероприятия «Зарничка» военно-спортивной и патриотической направленности :

- Участие родителей в игре-состязании на военную тематику.

- «Найди секретный пакет»,

«Доставь воду на передовую», - «Замаскируйся так, чтобы тебя не увидели»

12. Концерт в Доме Доброты «Не забудем их подвиг великий!»

13. Экскурсии к памятникам воинам ВОВ

(вечный огонь, алея славы и т. д.) возложение цветов.

14. Вернисаж детского творчества «Салют над городом в честь праздника Победы», «Мы голосуем за мир!», посвященного 70-летию Победы

15. Проведение праздничного утренника для детей, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне Организация торжественных встреч с ветеранами «Не забудем их подвиг великий!» с приглашением ветеранов фронта и тыла.

Формы работы

- занятия,

- экскурсии,

- просмотр фильмов,

- игры,

- беседы,

- конференции,

- тематические вечера,

- праздники и развлечения,

- выставки,

- стенды

Сохранению русских традиций, приобщению к корням малой Родины способствует мини-музей «Русская горница», который является в нашем ДОУ настоящим островком старины. материал старины, русской избы и её быта прививает у детей любовь к своим корням, к русскому народу. Дети групп еженедельно посещают этот музей, знакомятся с русскими традициями, участвуют в русских народных праздниках («Колядки», «Русские посиделки», «Масленица»).

Ещё одним важным направлением в работе по приобщению детей к культурному и историческому наследию нашей Родины, нашего города является тесное взаимодействие с домом доброты и СОШ №9 Дошкольники МДОУ посещают выставки и музеи, открытые в школах №1, №9, где знакомятся с культурными памятниками прошлого, с русской культурой, её бытом, узнают о прошедшей Великой Отечественной войне и её героях. В фойе ДОУ оформлена выставка «Мама, расскажи мне о войне», «Дети Росси – за мир» к фотографиям и рисункам написаны стихи.

Художественно-эстетическое направление реализуется путем приобщения к истокам русской народной культуры.

Собранные изделия в изо студии «Золотая хохлома», «Бело-голубое чудо» («Гжель», «Филимоново», Дымка и также мини-музей духовно-нравственного воспитания способствуют развитию у детей художественно-эстетического вкуса, сохранению исторического и культурного наследия.

Собранные по крупицам экспонаты гжельских мастеров: Чашки, тарелки, вазы, кувшины, свистульки и даже игрушки с нарядной синей росписью по фарфору украшают изотстудию. Дети всего сада с удовольствием знакомятся с историей Гжели, её изделиями.

А изделия золотой хохломы знакомит детей с этим русским промыслом, их историей и использованием посуды под хохлому в современном мире.

Оформленные выставки с рисунками детей всегда радуют глаз любого посетителя нашего сада. Использование в своей работе нетрадиционных техник рисования, игровых приёмов, способствует творческому развитию детей, фантазии и воображения. В МДОУ действуют различные виды театров: кукольный, пальчиковый, настольный, би-ба-бо. Педагоги активно их используют в разных видах деятельности, что способствует развитию творческих способностей детей, связной речи, воспитанию художественно-эстетичекого вкуса. Воспитанники детского сада регулярно посещают спектакли.

Реализация работы театра осуществляется в совместной работе с музыкальным руководителем, воспитателями группы и творческой группой детского сада.

В системе личностного воспитания дошкольников важное место отводится художественно-эстетическому воспитанию.

Художественно-эстетическое развитие детей в нашем детском саду обеспечивают:

- занятия по изобразительной деятельности;

- музыкальные занятия;

- Спортивные танцы

- организация развивающей среды в группах, центров детского творчества.

Помимо организованных занятий наши воспитанники занимаются в разнообразных кружках и студиях.

Активную деятельность ведет изостудия. Дети с удовольствием рисуют, лепят, конструируют. Можем отметить постоянный рост числа воспитанников студии и благодарные отклики родителей и воспитателей.

На занятиях, в кружках дети постигают основы изобразительной деятельности, знакомятся с понятиями «композиция», «перспектива», учатся смешивать цвета, осваивают различные техники рисования.

Объективную оценку работы руководителей студий и изобразительных способностей детей иллюстрируют результаты участия в многочисленных конкурсах и выставках.

В Детском саду в 2008 г. была организована экспериментальная площадка:

Тема эксперимента – Создание системы работы по патриотическому воспитанию дошкольников через формирование жизненной позиции ребенка средствами краеведо-туристской деятельности.

Краткое содержание экспериментальной деятельности:

Разработана и реализовалсь программа развития ДОУ на период с 2008-2012 г. г. В основу программы положены комплексно –целевые программы «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристической деятельности» и Подпрограмма Министерства образования Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы» от 16 февраля 2001 г. № 122 (ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней - от дошкольного до высшего профессионального).

В программах определены основные задачи, концептуальные идеи и методологические принципы,на которых базируется экспериментальная работа.

Основные этапы эксперимента:

-1 этап – организационно –мотивационный. 2008-2010 г. г.

Цель: создание необходимых педагогических, материально-технических условий для реализации комплексно-целевых программ.

-2 этап – практический 2009-2011 г. г.

Цель: повышение качества образования в рамках реализации экспериментальной площадки

-3 этап – контрольно-оценочный 2011-2012 г. г.

Ожидаемые результаты первого этапа:

-изменение структуры управления ДОУ, введение новых структурных компонентов;

-овладение педагогами теоретическими знаниями о современных образовательных технологиях;

-формирование первичного опыта применения методов и приемов развивающего обучения и здоровьесберегающих технологий при знакомстве детей с историей и культурой Дмитровского края;

-создание предметно – развивающей среды, соответствующей целям и задачам экспериментальной площадки;

-формирование положительной мотивации педагогов и родителей на реализацию целей и задач экспериментальной площадки.

Определены возможные инновационные риски и пути их преодоления. Разработан стратегический план программных мер и мероприятий, программа мониторинга.

В рамках реализации программы развития для реализации задач первого этапа в ДОУ внесены изменения в организационно-педагогическую структуру.

Создан Координационный совет:

-координирует деятельность ДОУ при внедрении комплексно-целевых программ;

-организует управление инновационными процессами;

-проводит мониторинг качества образовательного процесса;

-работает с нормативными документами;

-обобщает и распространяет передовой педагогический опыт.

Психолого-медико-пе6дагогическая служба:

-осуществляет медико-психологический контроль за проведением эксперимента с целью предотвращения интеллектуальных перегрузок воспитанников;

-координирует деятельность специалистов ДОУ,

-отвечает за создание условий, позволяющих обеспечить индивидуальную траекторию развития каждому ребенку;

-отвечает за проведение ПМПК консилиумов.

Временные творческие группы:

-апробирую новые современные образовательные технологии;

-используют интересные педагогические находки в педагогической практике;

-координируют исследовательскую деятельность педагогов.

Для успешной реализации экспериментальной деятельности вначале необходимо было подготовить коллектив к данной работе, создать коллектив единомышленников. Проведенный мониторинг выявил положительный настрой коллектива на экспериментальную деятельность.

Созданные творческие группы позволили привлечь к эксперименту практически всех педагогов.

Для повышения качества образовательного процесса в ДОУ проводятся «педчасы» (семинары, консультации, проводимые в нетрадиционных формах –деловая игра, тренинг, моделирование проблемных ситуаций, шоу-викторины и т. п., где педагоги получают знания о современных образовательных технологиях, учатся самостоятельно находить выход из нестандарных ситуаций.

В течение первого этапа проводилась активная работа с детьми. Внедрялись новые формы работы :

-Туристические прогулки и экскурсии. Дети знакомились с бытом и жизнью военнослужащих в воинской части, посещали детскую библиотеку, спорткомплекс «Ледовый дворец», музыкальную школу, знакомились с улицами города, возлагали цветы к Вечному огню. Выступают с концертами в «Доме доброты»

-В ДОУ работают агитбригады, для обучения малышей правилам дорожного движения.

- Доброй традицией становится в ДОУ организация встреч с ветеранами войны и взаимодействие с сотрудниками «Русского дома»

Разумеется за 2010-2011 были решены не все задачи, однако можно с уверенностью констатировать:

-создан коллектив единомышленников, в педагогическом коллективе творческая атмосфера ;

-воспитатели повышают качество образования, применяя методы и приемы развивающего обучения при знакомстве с культурой и историей Дмитровского края;

-у педагогов сформированы знания о современных здоровьесберегающих технологиях.

За время работы и подготовке к празднованию 70 –летия ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.

1. ДОУ участвовал во всех районных конкурсах, из них

«Золотые паруса»

- Литературно-музыкальная композиция «Трубач» 2 место

- Хореографические танцы «Майский вальс» 3 место

2. Участвовали в награждении ветеранов в СОШ № 9

3. Посетили музеи:

Дмитровский кремль (март-апрель, выставочный комплекс.

музей им. Кузнецова школы № 1

Приобретены детские костюмы: три танкиста, десантники, моряки.

Публикации по теме:

Инновационные формы работы по реализации нравственно-патриотического воспитания детей «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Туризм как средство патриотического воспитания и оздоровления дошкольников «Туризм, как средство патриотического воспитания и оздоровления дошкольников». Время не стоит на месте, и чтобы двигаться в ногу со временем,.

Роль музыки в формировании патриотического воспитания дошкольников «Бесконечная, вечная музыка, от которой нам хочется жить…» (роль музыки в формировании патриотического воспитания дошкольников) Составила:.

Инновационные технологии и методы экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ (из опыта работы) Инновационные технологии и методы экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ. (Из опыта работы). 1. Особенности экологического.

Из опыта работы «Особенности трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста»Из опыта работы «Особенности трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста» Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон воспитания детей младшего дошкольного возраста. При условии целенаправленного.

Опыт работы по организации нравственно — патриотического воспитания в детском саду Опыт работы по организации нравственно — патриотического воспитания в детском саду. В настоящее время в нашей стране воспитание высоконравственной,.

Опыт работы по теме гражданско-патриотического воспитания дошкольников «Воспитать человека» 1слайд «Воспитать человека» Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Опыт работы Киселевой Е. П., воспитателя высшей.

Из опыта работы «Пути реализации нравственно-патриотического воспитания в системе ДОУ через проект «Люблю березку русскую» Пути реализации нравственно – патриотического воспитания в системе дошкольного воспитания через проект: «Люблю березку русскую» Великий.

Принципы патриотического воспитания дошкольников Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, поскольку любовь к Родине, преданность.

Создание условий для физического воспитания дошкольников с нарушением зрения (Презентация из опыта работы) Успешность физического воспитания детей с отклонениями в развитии во многом зависит от создания необходимых условий, подбора и размещения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Особенности патриотического воспитания дошкольников»
Опубликовано: 22 ноября 2018 в 16:30
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы «Особенности патриотического воспитания дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Подбуцкая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД