Лидия Подбуцкая
Из опыта работы «Особенности патриотического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ.
Методическая часть вопроса.
«Патриотизм - преданность и любовь к своему Отечеству, к своему
народу» (Ожегов - словарное определение).
Какие документы надо знать заведующим и старшим воспитателям, чтобы строить работу по патриотическому воспитанию дошкольников :
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Закон «О днях воинской славы России»
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой
Отечественной войне 1941 - 1945 г. г.»
Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»
Закон «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»
За основу рекомендуется взять:
Подпрограмму Министерства образования Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы» от 16 февраля 2001 г. № 122 (ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней - от дошкольного
до высшего профессионального).
в работе с дошкольниками опираться на :
• Примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 2-е издание, исправленное.
• Рекомендации, составленные заведующей кафедрой «Дошкольное воспитание» МИОО К. Ю. Белой и методистом кафедры «Дошкольное воспитание» МИОО Л. А. Кондрыкинской,
• Государственная программа «Патриотическое воспитание в граждан РФ» Живем в «Ладу» патриотическое воспитание в ДОУ
Кроме этого, педагогам необходимо:
• Быть в курсе преобразований города,
• Систематически пополнять знания о Дмитрове из периодической печати, радио, телевидения, художественной литературы,
Строить работу с дошкольниками, опираясь на методическую литературу, касающуюся воспитания у детей первых чувств гражданственности.
• Применять в работе с детьми некоторые сведения об историческом прошлом города.
Педагоги ДОЛЖНЫ знать, что в процессе работы по
патриотическому воспитанию дошкольников решаются :
1. Задачи эстетического и нравственного воспитания :
Слушание и разучивание песен, стихов о Родине, о подвигах, о труде соотечественников, о природе родной страны.
Развитие детского творчества через наблюдение окружающего мира.
2. Задачи физического воспитания.
Развитие таких качеств, как сила, смелость, ловкость, через спортивные игры
с военно-патриотическим содержанием.
3. Приобщение дошкольников к трудовой деятельности.
Труд ребенка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для
формирования его личности. Нужно поощрять трудовую деятельность детей,
в основе которой лежит желание сделать что-то для друга, для воспитателя,
для группы, для детского сада и. т. д.
Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду,
и дома систематически. Дети 6 - 7 лет могут выполнять постоянные трудовые
поручения не только по самообслуживанию, но и направленные на общую
пользу. Взрослые должны следить за выполнением дошкольниками трудовых
обязанностей, приручая их добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели.
Следует также воспитывать у детей бережное отношение к общественному
добру, к природе родного края. Помогут в этом специальные беседы, чтение
художественной литературы, практическая деятельность. Например, на своем
огороде дети могут засеять небольшой участок озимой пшеницей, вырастить
ее, собрать урожай, с помощью взрослых испечь хлеб. Все это потребует
немало сил, зато и разговор о бережном отношении к хлебу станет более
конкретным и личностно-окрашенным.
4. Формирование бережного отношения к природе.
Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за
животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов,
овощей и. т. д.) сочеталось с воспитанием любви к родному краю и желанием
работать вместе со взрослыми, благоустраивая участок, двор, улицу.
Таким образом, в работе по патриотическому воспитанию
дошкольников можно использовать следующие методы:
1. Целевые прогулки и экскурсии.
2. Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и. т. п.).
3. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и
непосредственными наблюдениями детей.
4. Беседы с детьми о городе
5. Использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение).
6. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
7. Знакомство детей с народной декоративной росписью.
8. Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество.
9. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. д.,
10. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестно выполненные поручения, за хорошее поведение в общественных местах.
11. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция - самый сильнодействующий фактор воспитания).
Формируя начала патриотических чувств у детей, важно воспитывать в них уважение к ветеранам войны и труда:
-проводить беседы о подвигах советских воинов в период Великой Отечественной войны, а также при защите столицы нашей Родины- города Москвы,
-рассказывать о детях- москвичах, сынах и дочерях полка,
-устраивать тематические праздники, утренники с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда, ветеранов России.
Личностное развитие – одно из приоритетных направлений педагогического процесса детского сада. Наши педагоги большое внимание уделяют созданию условий для всестороннего развития личности каждого ребенка и раскрытия его способностей.
Одной из главнейших задач личностного воспитания является воспитание у детей патриотических чувств : любви к родному городу, истории, народу.
Патриотическое воспитание дошкольников в условиях детского сада носит комплексный характер, осуществляется во всех видах деятельности, как на занятиях, так и в повседневной жизни, в кружковой работе. При этом педагоги осознают, что нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания», а формируются постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов.
Педагоги дошкольного учреждения ищут пути развития лучших духовно- нравственных качеств воспитанников, последовательно выстраивают свою работу, учитывая возрастные особенности детей и задействуют для этого все виды детской деятельности. В основе работы по воспитанию духовно-нравственных качеств личности лежит устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, музыка, художественная литература, игры, самостоятельная детская деятельность.
Педагоги МДОУ решают задачи патриотического воспитания через формирование :
- чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу;
- чувства любви к культурному наследию своего народа;
- чувства любви к родному краю, уважение к своей нации, понимания своих национальных особенностей, толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам, родителям, соседям).
Воспитатели формируют у детей чувство патриотизма, коллективизма, социальные навыки поведения и общения, духовно-нравственные качества личности, развивают познавательные интересы, способность анализировать, читать и понимать символы (герб, флаг, повышают интерес к творчеству.
Особую работу по духовно-нравственному воспитанию проводят педагоги МДОУ среди родителей: формируют у них сознание необходимости целенаправленной работы по воспитанию у детей патриотических понятий в условиях семьи и тесной взаимосвязи с дошкольным учреждением.
Для этого используются различные формы взаимодействия с семьями:
- привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного материала (для пополнения экспозиции групповых мини-музеев);
- организация консультаций и индивидуальных бесед;
- оформление стендов с информацией о семье, семейных праздниках;
- привлечение родителей к организации и проведению групповых досугов;
- совместное оформление фотовыставок.
В МДОУ патриотическое воспитание традиционно формируется через приобщение детей к истории родного города и страны. В 2014-2015 год проходит под знаком подготовки к 70-ти летнему юбилею Победы.
В ДОУ составлен план работы к 70 –летию ВОВ, в который вошли следующие мероприятия:
ЦЕЛЬ: Формирование представлений о Великой Отечественной войне (воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста) на основе уже имеющихся представлений о войне.
ЗАДАЧИ:
- Формировать представление об истории ВОВ, используя различные виды деятельности;
- Пробуждать интерес к прошлому нашего города, края, страны;
- Познакомить с ходом военных действий во время Великой Отечественной войны, со странами – участницами боевых действий, с городами героями;
- Показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны;
- Развивать восприятие произведений литературы, живописи, музыки;
- Учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас;
- Развивать чувство коллективизма;
- Привлекать родителей к участию в создании наглядно-дидактического материала по теме Великой Отечественной войне.
1. Создание в группах уголков
- "Никто не забыт и нечто не забыто",
- "Слава героям-землякам! ",
- Летопись военных лет",
- "9 мая день Победы" ит. д.
2. Создание подборок слайдов. Просмотр документального фильма
-«Великая Отечественная война»,
- «Города-герои» и т. Д
3. Родительское собрание в подготовительных группах
«Летопись военных лет" с выступлением воспитанников
4. Проведение с детьми тематических занятияй:
- «Города-герои»
- «Они защищали Родину» (о героях войны, и т. д. (слушание песен)
5. Конкурсе чтецов посвященного 70-летию Победы
(все возрастные группы)
6. Праздник ко «Дню защитника отечества» с приглашением ветеранов фронта и тыла.
7. Выставка детских работ и оформление детского альбома впечатлений на тему «Война глазами детей» (с детскими рисунками, стихами, рассказами о войне, фотографиями)
8. Экскурсия в библиотеку — посещение выставки «Книги о ВОВ»
9. Подготовка материала для родительского и книжного уголков, для оформления группы к празднованию «70-летие Победы»
10. Конкурс рисунков на асфальте
«Миру – мир!»
11. Домашнее задание родителям с видео презентацией
«Семейный герой»
12. Организация и проведение мероприятия «Зарничка» военно-спортивной и патриотической направленности :
- Участие родителей в игре-состязании на военную тематику.
- «Найди секретный пакет»,
«Доставь воду на передовую», - «Замаскируйся так, чтобы тебя не увидели»
12. Концерт в Доме Доброты «Не забудем их подвиг великий!»
13. Экскурсии к памятникам воинам ВОВ
(вечный огонь, алея славы и т. д.) возложение цветов.
14. Вернисаж детского творчества «Салют над городом в честь праздника Победы», «Мы голосуем за мир!», посвященного 70-летию Победы
15. Проведение праздничного утренника для детей, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне Организация торжественных встреч с ветеранами «Не забудем их подвиг великий!» с приглашением ветеранов фронта и тыла.
Формы работы
- занятия,
- экскурсии,
- просмотр фильмов,
- игры,
- беседы,
- конференции,
- тематические вечера,
- праздники и развлечения,
- выставки,
- стенды
Сохранению русских традиций, приобщению к корням малой Родины способствует мини-музей «Русская горница», который является в нашем ДОУ настоящим островком старины. материал старины, русской избы и её быта прививает у детей любовь к своим корням, к русскому народу. Дети групп еженедельно посещают этот музей, знакомятся с русскими традициями, участвуют в русских народных праздниках («Колядки», «Русские посиделки», «Масленица»).
Ещё одним важным направлением в работе по приобщению детей к культурному и историческому наследию нашей Родины, нашего города является тесное взаимодействие с домом доброты и СОШ №9 Дошкольники МДОУ посещают выставки и музеи, открытые в школах №1, №9, где знакомятся с культурными памятниками прошлого, с русской культурой, её бытом, узнают о прошедшей Великой Отечественной войне и её героях. В фойе ДОУ оформлена выставка «Мама, расскажи мне о войне», «Дети Росси – за мир» к фотографиям и рисункам написаны стихи.
Художественно-эстетическое направление реализуется путем приобщения к истокам русской народной культуры.
Собранные изделия в изо студии «Золотая хохлома», «Бело-голубое чудо» («Гжель», «Филимоново», Дымка и также мини-музей духовно-нравственного воспитания способствуют развитию у детей художественно-эстетического вкуса, сохранению исторического и культурного наследия.
Собранные по крупицам экспонаты гжельских мастеров: Чашки, тарелки, вазы, кувшины, свистульки и даже игрушки с нарядной синей росписью по фарфору украшают изотстудию. Дети всего сада с удовольствием знакомятся с историей Гжели, её изделиями.
А изделия золотой хохломы знакомит детей с этим русским промыслом, их историей и использованием посуды под хохлому в современном мире.
Оформленные выставки с рисунками детей всегда радуют глаз любого посетителя нашего сада. Использование в своей работе нетрадиционных техник рисования, игровых приёмов, способствует творческому развитию детей, фантазии и воображения. В МДОУ действуют различные виды театров: кукольный, пальчиковый, настольный, би-ба-бо. Педагоги активно их используют в разных видах деятельности, что способствует развитию творческих способностей детей, связной речи, воспитанию художественно-эстетичекого вкуса. Воспитанники детского сада регулярно посещают спектакли.
Реализация работы театра осуществляется в совместной работе с музыкальным руководителем, воспитателями группы и творческой группой детского сада.
В системе личностного воспитания дошкольников важное место отводится художественно-эстетическому воспитанию.
Художественно-эстетическое развитие детей в нашем детском саду обеспечивают:
- занятия по изобразительной деятельности;
- музыкальные занятия;
- Спортивные танцы
- организация развивающей среды в группах, центров детского творчества.
Помимо организованных занятий наши воспитанники занимаются в разнообразных кружках и студиях.
Активную деятельность ведет изостудия. Дети с удовольствием рисуют, лепят, конструируют. Можем отметить постоянный рост числа воспитанников студии и благодарные отклики родителей и воспитателей.
На занятиях, в кружках дети постигают основы изобразительной деятельности, знакомятся с понятиями «композиция», «перспектива», учатся смешивать цвета, осваивают различные техники рисования.
Объективную оценку работы руководителей студий и изобразительных способностей детей иллюстрируют результаты участия в многочисленных конкурсах и выставках.
В Детском саду в 2008 г. была организована экспериментальная площадка:
Тема эксперимента – Создание системы работы по патриотическому воспитанию дошкольников через формирование жизненной позиции ребенка средствами краеведо-туристской деятельности.
Краткое содержание экспериментальной деятельности:
Разработана и реализовалсь программа развития ДОУ на период с 2008-2012 г. г. В основу программы положены комплексно –целевые программы «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристической деятельности» и Подпрограмма Министерства образования Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы» от 16 февраля 2001 г. № 122 (ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней - от дошкольного до высшего профессионального).
В программах определены основные задачи, концептуальные идеи и методологические принципы,на которых базируется экспериментальная работа.
Основные этапы эксперимента:
-1 этап – организационно –мотивационный. 2008-2010 г. г.
Цель: создание необходимых педагогических, материально-технических условий для реализации комплексно-целевых программ.
-2 этап – практический 2009-2011 г. г.
Цель: повышение качества образования в рамках реализации экспериментальной площадки
-3 этап – контрольно-оценочный 2011-2012 г. г.
Ожидаемые результаты первого этапа:
-изменение структуры управления ДОУ, введение новых структурных компонентов;
-овладение педагогами теоретическими знаниями о современных образовательных технологиях;
-формирование первичного опыта применения методов и приемов развивающего обучения и здоровьесберегающих технологий при знакомстве детей с историей и культурой Дмитровского края;
-создание предметно – развивающей среды, соответствующей целям и задачам экспериментальной площадки;
-формирование положительной мотивации педагогов и родителей на реализацию целей и задач экспериментальной площадки.
Определены возможные инновационные риски и пути их преодоления. Разработан стратегический план программных мер и мероприятий, программа мониторинга.
В рамках реализации программы развития для реализации задач первого этапа в ДОУ внесены изменения в организационно-педагогическую структуру.
Создан Координационный совет:
-координирует деятельность ДОУ при внедрении комплексно-целевых программ;
-организует управление инновационными процессами;
-проводит мониторинг качества образовательного процесса;
-работает с нормативными документами;
-обобщает и распространяет передовой педагогический опыт.
Психолого-медико-пе6дагогическая служба:
-осуществляет медико-психологический контроль за проведением эксперимента с целью предотвращения интеллектуальных перегрузок воспитанников;
-координирует деятельность специалистов ДОУ,
-отвечает за создание условий, позволяющих обеспечить индивидуальную траекторию развития каждому ребенку;
-отвечает за проведение ПМПК консилиумов.
Временные творческие группы:
-апробирую новые современные образовательные технологии;
-используют интересные педагогические находки в педагогической практике;
-координируют исследовательскую деятельность педагогов.
Для успешной реализации экспериментальной деятельности вначале необходимо было подготовить коллектив к данной работе, создать коллектив единомышленников. Проведенный мониторинг выявил положительный настрой коллектива на экспериментальную деятельность.
Созданные творческие группы позволили привлечь к эксперименту практически всех педагогов.
Для повышения качества образовательного процесса в ДОУ проводятся «педчасы» (семинары, консультации, проводимые в нетрадиционных формах –деловая игра, тренинг, моделирование проблемных ситуаций, шоу-викторины и т. п., где педагоги получают знания о современных образовательных технологиях, учатся самостоятельно находить выход из нестандарных ситуаций.
В течение первого этапа проводилась активная работа с детьми. Внедрялись новые формы работы :
-Туристические прогулки и экскурсии. Дети знакомились с бытом и жизнью военнослужащих в воинской части, посещали детскую библиотеку, спорткомплекс «Ледовый дворец», музыкальную школу, знакомились с улицами города, возлагали цветы к Вечному огню. Выступают с концертами в «Доме доброты»
-В ДОУ работают агитбригады, для обучения малышей правилам дорожного движения.
- Доброй традицией становится в ДОУ организация встреч с ветеранами войны и взаимодействие с сотрудниками «Русского дома»
Разумеется за 2010-2011 были решены не все задачи, однако можно с уверенностью констатировать:
-создан коллектив единомышленников, в педагогическом коллективе творческая атмосфера ;
-воспитатели повышают качество образования, применяя методы и приемы развивающего обучения при знакомстве с культурой и историей Дмитровского края;
-у педагогов сформированы знания о современных здоровьесберегающих технологиях.
За время работы и подготовке к празднованию 70 –летия ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.
1. ДОУ участвовал во всех районных конкурсах, из них
«Золотые паруса»
- Литературно-музыкальная композиция «Трубач» 2 место
- Хореографические танцы «Майский вальс» 3 место
2. Участвовали в награждении ветеранов в СОШ № 9
3. Посетили музеи:
Дмитровский кремль (март-апрель, выставочный комплекс.
музей им. Кузнецова школы № 1
Приобретены детские костюмы: три танкиста, десантники, моряки.