Получи документы

Особенности ознакомления детей младшей группы с окружающим миром

Попова Алина
Особенности ознакомления детей младшей группы с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы

По словам Д. Б. Эльконина, весь дошкольный возраст вращается, как вокруг

своего центра, вокруг взрослого человека, его функций, его задач. Взрослый здесь выступает как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый – папа, доктор, шофёр и т. п.). Противоречие этой социальной ситуации развития Эльконин видел в том, что ребёнок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность – жить вместе с окружающими людьми, но осуществить это он не может, поскольку жизнь ребёнка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром.

Темочки:

Ребёнок еще не способен полноправно участвовать в жизни взрослых, но может выразить свои потребности через игру, т. к. только она даёт возможность смоделировать мир взрослых людей, войти в него и проиграть все интересующие его роли и модели поведения.

Ведущим видом деятельности становится игра. Младшие дошкольники играют одни. Игра носит предметно-манипулятивный и конструкторский характер. Такую игру будет правильнее называть не сюжетно-ролевой, а сюжетно-отобразительной.

В такой игре воспроизводятся действия взрослых, за которыми ребёнок наблюдает.

Примером для подражания служат родители и близкие знакомые. Сюжеты таких игр не особо разнообразны, заключаются в многократном повторении одних и тех же действий, игровые действия полностью имитируют реальные.

Возникают предпосылки понимания символов (букв, цифр, нотных знаков и

т. п.). Интенсивно продолжается ознакомление с окружающими предметами. В процессе различных видов деятельности (бытовой, трудовой, художественной, игровой)

формируется обобщенное понимание названий предметов, относящихся к одной

группе (собирательные существительные) : одежда (рубашка, платье, юбка, кофта и т. п., посуда (чашка, тарелка, ложка и т. п., мебель (кровать, стол, стул и т. п., транспорт (машина, автобус, поезд, самолёт и т. п., музыкальные инструменты (бубен, гармонь, дудочка и т. п.).

Например, можно использовать такие игры как «Паровоз», «Угадай, на чем играю?».

Игра «Паровоз»

Цели: сформировать первоначальное представление о паровозе; развивать речевое дыхание.

Оборудование: игрушечный паровозик или картинка с его изображением.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям паровозик или картинку, напоминает, как паровоз гудит (протяжно произносит звук [у]) и предлагает так же протяжно и громко

повторить этот звук.

Воспитатель следит, чтобы при воспроизведении звука [у] дети складывали

губы «трубочкой». В конце игры дети и воспитатель идут по комнате «паровозиком»,

дети громко подражают гудку паровоза.

Воспитатель: Загудел паровоз

И вагончик повё з:

«Чох-чох, чу-уууу!

Я далеко укачу-ууу!»

Игра «Угадай, на чем играю?»

Цели: развивать устойчивость слухового внимания; формировать умение различать музыкальные инструменты на слух по звучанию.

Оборудование: музыкальные игрушки: барабан, гармоника, бубен, органчик,

дудочка и др.

Ход игры:

Воспитатель поочередно показывает ребёнку музыкальные инструменты и

спрашивает их названия. Если ребёнок не знает, воспитатель называет сам и знакомит с ними. Ребёнок слушает и рассматривает инструменты.

Когда воспитатель убедится, что ребёнок запомнил названия инструментов и их звучание, инструменты убирают за ширму. Воспитатель воспроизводит различные звуки, а ребёнок пытается угадать, «чья песенка слышна».

В младшей группе дети начинают не только свободно ориентироваться среди

окружающих предметов, но и получать более точные представления об их качествах и взаимозависимостях. Они познают такие свойства, как твёрдый-мягкий; сухой - мокрый; холодный-тёплый; чистый-грязный; длинный-короткий и т. п., а также расположение предметов в пространстве (в, на, под, из, высоко-низко, далеко-близко, их количество (один, много, мало, особенности движения (быстро-медленно, вперёд - назад) и динамические свойства. Ребята проявляют целенаправленный познавательный интерес к обнаружению скрытых свойств в предметах.

Центральными, стержневыми следует считать знания о человеке, которые формируются в процессе общения с небольшим кругом взрослых, осуществляющих уход за ребёнком и его воспитание. Он запоминает имена родителей, воспитателей, а также имена детей, находящихся в той же группе. В этот период жизни у детей возникают некоторые обобщенные представления о близких людях (маме, папе, бабушке, дедушке). Например, ребёнок начинает понимать, что слово мама относится не только к его маме, но и к другим родителям, чьи дети посещают вместе с ним детский сад. Несколько позднее ребёнок усваивает социальный статус бабушки по отношению к его матери («Бабушка – твоя мама?» – спрашивает ребёнок мать).

Точно так же дети усваивают родственные связи. «Он – мой братик. Я люблю старшую сестрёнку», – рассказывают малыши друг другу или воспитателю. Возникают представления о людях. Дети начинают понимать слова: взрослые и дети. Ребёнок усваивает не только их социальный смысл, но и практическое значение (взрослых нужно слушать; взрослые заботятся о маленьких, желают им добра).

Явления общественной жизни начинают выступать для ребёнка также на фоне первых простейших представлений о человеке и его деятельности. Детей продолжают знакомить с бытовым трудом взрослых (уборка помещений, мытьё игрушек, стирка, посадка овощей на огороде и т. п.).

Малышей начинают знакомить с профессиями. Вначале их внимание привлекают к специализированному труду людей, работающих в детском учреждении (повар, доктор, прачка и т. п.). Можно показать самые необходимые орудия труда, с помощью которых люди осуществляют профессиональную деятельность (например, у врача – трубочка для прослушивания больных, у повара – кастрюли и т. п.). Наблюдения также проводятся на прогулках.

Прогулка «Наблюдение за работой шофера»

Цели: познакомить с работой шофёра; воспитывать положительное отношение

к труду взрослых.

Ход наблюдения:

При выходе на прогулку обратить внимание детей на продуктовую машину. Познакомить детей с шофёром и попросить рассказать, что он возит в машине и как управляет ей. После рассказа обойти машину, рассмотреть кузов, кабину.

А в кузове – важные,

Срочные грузы:

Цемент и железо,

Изюм и арбузы.

Работа шофера

Трудна и сложна,

Но как она людям

Повсюду нужна.

Особый интерес у детей вызывает животный мир. Воспитатель закрепляет у

детей представления о животных. Он учит различать и называть не только часто встречающихся домашних животных, но и их детёнышей (котёнок, поросёнок, цыплёнок, щенок и т. д.); более продолжительно наблюдать за птицами, узнавать их по повадкам, находить на картинках. Например, рассматривая картинку «Кошка с котятами», дети отмечают, что большая кошка – мама, а маленькие котята – её дети.

Из сказок, песенок, рассказов дети уже хорошо знают и диких животных (лису, зайца, волка, медведя, белку, ежа). Они наделяют их определенными чертами (лиса – хитрая, волк – глупый и злой, заяц – трусишка и т. п.). Вместе с тем в этот период жизни следует формировать у детей уже реалистическое представление о диких животных, их повадках. Для этого следует подобрать реалистичные картинки.

Важно научить ребёнка при наблюдении выделять наиболее яркие, характерные особенности животных (у коровы, козы – рога, у петуха – красный гребешок, у зайца – длинные уши и короткий хвостик, у медведя – маленькие уши и нет хвоста и т. д.).

Знакомству с растительным миром отводится значительное место в педагогической работе с детьми младших групп. Воспитатель в присутствии детей моет, поливает растения, показывает пример бережного отношения к ним. Взрослый подчеркивает, что растения живые: они растут, «пьют» воду, любят свет, им необходимо солнышко.

Ставя задачу – развивать умение ребёнка наблюдать и сравнивать, образовывать обобщенные понятия, – воспитателю нужно правильно соотносить его чувственный опыт со словом.

Публикации по теме:

Дидактические игры для ознакомления с окружающим миром во второй младшей группе «Деревья и кустарники»Дидактические игры для ознакомления с окружающим миром во второй младшей группе «Деревья и кустарники» Дидактические игры для ознакомления с окружающим миром во второй младшей группе "Деревья и кустарники". На занятиях, прогулках и экскурсиях.

Использование сенсорных коробок для ознакомления с окружающим миром детей раннего возрастаИспользование сенсорных коробок для ознакомления с окружающим миром детей раннего возраста Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Конспект интегрированного сеанса ознакомления с окружающим миром и лепки «Воробей» в ГКП детей с ОВЗКонспект интегрированного сеанса ознакомления с окружающим миром и лепки «Воробей» в ГКП детей с ОВЗ Цель: дать общие представления о строении птиц (у птиц две лапки, два крыла, на голове клюв, глаза, хвост, тело покрыто перышками); о размере.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «В синичкин день» для второй младшей группы Задачи: Образовательные: - учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; - учить наблюдать за птицами, оберегать,.

«Профессии». Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром для второй младшей группы Непосредственно образовательная деятельность с детьми второй младшей группы по ознакомлению с окружающим миром тема: "Профессии". Цель:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гости к матрешкам» для детей второй младшей группы Задачи: Образовательные: - продолжать знакомить детей с русской и мордовской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями.

Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром»Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром» Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, вместе.

Ознакомление с окружающим миром «Знакомство с осенью» для младшей группыОзнакомление с окружающим миром «Знакомство с осенью» для младшей группы Ознакомление с окружающим миром для младшей группы "Знакомство с осенью" Задачи 1. Знакомить детей с понятиями о зимовке животных. 2. Закреплять.

Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления с окружающим миром природы Патриотическое воспитание-это основа формирования личности. Патриотическое воспитание, есть результат длительного воспитательного процесса.

Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миромВоспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Острота современных экологических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности ознакомления детей младшей группы с окружающим миром
Опубликовано: 14 февраля 2022 в 13:10
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности ознакомления детей младшей группы с окружающим миром» (включая файлы) размещена пользователем Попова Алина (УИ 2464820) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД