Попова Алина
Особенности ознакомления детей младшей группы с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
По словам Д. Б. Эльконина, весь дошкольный возраст вращается, как вокруг
своего центра, вокруг взрослого человека, его функций, его задач. Взрослый здесь выступает как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый – папа, доктор, шофёр и т. п.). Противоречие этой социальной ситуации развития Эльконин видел в том, что ребёнок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность – жить вместе с окружающими людьми, но осуществить это он не может, поскольку жизнь ребёнка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром.
Публикация «Особенности ознакомления детей младшей группы с окружающим миром» размещена в разделах
Ребёнок еще не способен полноправно участвовать в жизни взрослых, но может выразить свои потребности через игру, т. к. только она даёт возможность смоделировать мир взрослых людей, войти в него и проиграть все интересующие его роли и модели поведения.
Ведущим видом деятельности становится игра. Младшие дошкольники играют одни. Игра носит предметно-манипулятивный и конструкторский характер. Такую игру будет правильнее называть не сюжетно-ролевой, а сюжетно-отобразительной.
В такой игре воспроизводятся действия взрослых, за которыми ребёнок наблюдает.
Примером для подражания служат родители и близкие знакомые. Сюжеты таких игр не особо разнообразны, заключаются в многократном повторении одних и тех же действий, игровые действия полностью имитируют реальные.
Возникают предпосылки понимания символов (букв, цифр, нотных знаков и
т. п.). Интенсивно продолжается ознакомление с окружающими предметами. В процессе различных видов деятельности (бытовой, трудовой, художественной, игровой)
формируется обобщенное понимание названий предметов, относящихся к одной
группе (собирательные существительные) : одежда (рубашка, платье, юбка, кофта и т. п., посуда (чашка, тарелка, ложка и т. п., мебель (кровать, стол, стул и т. п., транспорт (машина, автобус, поезд, самолёт и т. п., музыкальные инструменты (бубен, гармонь, дудочка и т. п.).
Например, можно использовать такие игры как «Паровоз», «Угадай, на чем играю?».
Игра «Паровоз»
Цели: сформировать первоначальное представление о паровозе; развивать речевое дыхание.
Оборудование: игрушечный паровозик или картинка с его изображением.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям паровозик или картинку, напоминает, как паровоз гудит (протяжно произносит звук [у]) и предлагает так же протяжно и громко
повторить этот звук.
Воспитатель следит, чтобы при воспроизведении звука [у] дети складывали
губы «трубочкой». В конце игры дети и воспитатель идут по комнате «паровозиком»,
дети громко подражают гудку паровоза.
Воспитатель: Загудел паровоз
И вагончик повё з:
«Чох-чох, чу-уууу!
Я далеко укачу-ууу!»
Игра «Угадай, на чем играю?»
Цели: развивать устойчивость слухового внимания; формировать умение различать музыкальные инструменты на слух по звучанию.
Оборудование: музыкальные игрушки: барабан, гармоника, бубен, органчик,
дудочка и др.
Ход игры:
Воспитатель поочередно показывает ребёнку музыкальные инструменты и
спрашивает их названия. Если ребёнок не знает, воспитатель называет сам и знакомит с ними. Ребёнок слушает и рассматривает инструменты.
Когда воспитатель убедится, что ребёнок запомнил названия инструментов и их звучание, инструменты убирают за ширму. Воспитатель воспроизводит различные звуки, а ребёнок пытается угадать, «чья песенка слышна».
В младшей группе дети начинают не только свободно ориентироваться среди
окружающих предметов, но и получать более точные представления об их качествах и взаимозависимостях. Они познают такие свойства, как твёрдый-мягкий; сухой - мокрый; холодный-тёплый; чистый-грязный; длинный-короткий и т. п., а также расположение предметов в пространстве (в, на, под, из, высоко-низко, далеко-близко, их количество (один, много, мало, особенности движения (быстро-медленно, вперёд - назад) и динамические свойства. Ребята проявляют целенаправленный познавательный интерес к обнаружению скрытых свойств в предметах.
Центральными, стержневыми следует считать знания о человеке, которые формируются в процессе общения с небольшим кругом взрослых, осуществляющих уход за ребёнком и его воспитание. Он запоминает имена родителей, воспитателей, а также имена детей, находящихся в той же группе. В этот период жизни у детей возникают некоторые обобщенные представления о близких людях (маме, папе, бабушке, дедушке). Например, ребёнок начинает понимать, что слово мама относится не только к его маме, но и к другим родителям, чьи дети посещают вместе с ним детский сад. Несколько позднее ребёнок усваивает социальный статус бабушки по отношению к его матери («Бабушка – твоя мама?» – спрашивает ребёнок мать).
Точно так же дети усваивают родственные связи. «Он – мой братик. Я люблю старшую сестрёнку», – рассказывают малыши друг другу или воспитателю. Возникают представления о людях. Дети начинают понимать слова: взрослые и дети. Ребёнок усваивает не только их социальный смысл, но и практическое значение (взрослых нужно слушать; взрослые заботятся о маленьких, желают им добра).
Явления общественной жизни начинают выступать для ребёнка также на фоне первых простейших представлений о человеке и его деятельности. Детей продолжают знакомить с бытовым трудом взрослых (уборка помещений, мытьё игрушек, стирка, посадка овощей на огороде и т. п.).
Малышей начинают знакомить с профессиями. Вначале их внимание привлекают к специализированному труду людей, работающих в детском учреждении (повар, доктор, прачка и т. п.). Можно показать самые необходимые орудия труда, с помощью которых люди осуществляют профессиональную деятельность (например, у врача – трубочка для прослушивания больных, у повара – кастрюли и т. п.). Наблюдения также проводятся на прогулках.
Прогулка «Наблюдение за работой шофера»
Цели: познакомить с работой шофёра; воспитывать положительное отношение
к труду взрослых.
Ход наблюдения:
При выходе на прогулку обратить внимание детей на продуктовую машину. Познакомить детей с шофёром и попросить рассказать, что он возит в машине и как управляет ей. После рассказа обойти машину, рассмотреть кузов, кабину.
А в кузове – важные,
Срочные грузы:
Цемент и железо,
Изюм и арбузы.
Работа шофера
Трудна и сложна,
Но как она людям
Повсюду нужна.
Особый интерес у детей вызывает животный мир. Воспитатель закрепляет у
детей представления о животных. Он учит различать и называть не только часто встречающихся домашних животных, но и их детёнышей (котёнок, поросёнок, цыплёнок, щенок и т. д.); более продолжительно наблюдать за птицами, узнавать их по повадкам, находить на картинках. Например, рассматривая картинку «Кошка с котятами», дети отмечают, что большая кошка – мама, а маленькие котята – её дети.
Из сказок, песенок, рассказов дети уже хорошо знают и диких животных (лису, зайца, волка, медведя, белку, ежа). Они наделяют их определенными чертами (лиса – хитрая, волк – глупый и злой, заяц – трусишка и т. п.). Вместе с тем в этот период жизни следует формировать у детей уже реалистическое представление о диких животных, их повадках. Для этого следует подобрать реалистичные картинки.
Важно научить ребёнка при наблюдении выделять наиболее яркие, характерные особенности животных (у коровы, козы – рога, у петуха – красный гребешок, у зайца – длинные уши и короткий хвостик, у медведя – маленькие уши и нет хвоста и т. д.).
Знакомству с растительным миром отводится значительное место в педагогической работе с детьми младших групп. Воспитатель в присутствии детей моет, поливает растения, показывает пример бережного отношения к ним. Взрослый подчеркивает, что растения живые: они растут, «пьют» воду, любят свет, им необходимо солнышко.
Ставя задачу – развивать умение ребёнка наблюдать и сравнивать, образовывать обобщенные понятия, – воспитателю нужно правильно соотносить его чувственный опыт со словом.