Шабаева Марина Владимировна
Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с правилами пожарной безопасности
▼ Скачать + Заказать документы
В глубокой древности люди научились добывать и использовать для жизненных нужд чудо природы – огонь. Он стал их верным другом: согревал в холода, защищал от хищников. С годами человечество совершило значительный шаг вперёд, и сегодня уже не счесть всех сфер, где используется огонь. Вместе с тем, следует помнить, что огонь прячет в себе и страшную разрушительную силу. Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. Проблема пожаров остро стоит не только в нашей стране, но и в нашем городе. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой.
Публикация «Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с правилами пожарной безопасности» размещена в разделах
У детей нет опыта, способствующего пониманию опасности того или иного действия, не приобретены навыки безопасного обращения с предметами, отсутствует защитная психологическая реакция на пожарную опасность, которая свойственна взрослым. Большинство дошкольников понятия не имеют, что нужно делать во время пожара, чтобы уцелеть. В таких случаях они обычно стараются спрятаться, не пытаясь бежать и тогда, когда двери не заперты. Отыскать детей в задымленных помещениях порой бывает нелегко.
Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.
Дошкольному учреждению и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаро-безопасного поведения. Пожар – это экстремальная ситуация, в которой не только у детей возникает чувство страха. В современный период огромное значение имеет психологическая готовность, как взрослых, так и детей.
Ребёнку необходимо не только сказать, что «так делать нельзя, это опасно», но важнее объяснить «почему нельзя и рассказать, как нужно действовать».
В дошкольных учреждениях с детьми осуществляется профилактическая работа, которая предполагает: формирование навыков безопасного пользования теми или иными предметами, знакомство с простейшими приёмами борьбы с огнём. Взрослый постепенно вводит ребёнка в предметный мир, формирует его отношение к этому миру, прививает способность избегать действий, угрожающих здоровью и жизни.
Прививать ребёнку элементарные нормы пожарной безопасности в быту следует уже с первых лет жизни. Задачи воспитателя – ознакомить детей с нормами безопасного поведения, вооружить ребёнка необходимыми знаниями, сформулировать основу, фундамент их с учётом возраста. Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам пожарной безопасности обусловлено главной особенностью современного мира - его высокой динамичностью.
Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления активности, правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов обучения дошкольников пожарной безопасности в образовательную практику, а целенаправленная работа, специально организованное обучение детей умениям и навыкам. Это важно ещё и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение навыков самостоятельности, воспитания ответственного поведения в жизни человека.
Детям второго-третьего года жизни необходимо прививать первичные навыки пожарной безопасности : разъяснять им, почему нельзя зажигать спички, играть с ними, включать без разрешения взрослых утюг, телевизор, обогреватель и т. д. Именно в два-три года дети начинают исследовать окружающий мир. Им все интересно, все нужно потрогать и проверить на себе. Дома в зону активного исследования попадают все яркие или издаваемые какой-то звук предметы, Это плита, утюг с парогенератором, розетки, зажигалка, чайник, спички, подсвечник со свечой, лампы, электроприборы. Запреты в этом возрасте не эффективны. Они вызывают у ребенка еще большее желание заполучить «запретный плод» или совершить то, что делать нельзя.
Поэтому надо начинать обучение, как только ребенок стал активно ходить и познавать мир бытовых предметов, подробно рассказывать обо всем, что есть в квартире. Детям следует усвоить, что дома есть вещи, которыми может пользоваться только взрослый, потому что они опасны.
Знакомить детей с правилами поведения в случае возникновения пожара : не следует прятаться в шкафах, под кроватями и в других местах, так как их там могут не найти, а нужно громко звать на помощь взрослых. Основными формами работы с детьми этого возраста являются : совместное с воспитателем рассматривание картинок, иллюстраций, беседы, чтение и повторение за воспитателем стихотворений, потешек, показ инсценировок, во время которых дети учатся понимать понятие слова «опасность». Всё это поможет научить их осторожности в необходимых случаях, привить им первичные навыки безопасности : нельзя подходить близко к огню и играть со спичками – можно обжечься, может сгореть дом.
В возрасте трех-четырех лет ребенок отправляется в ДОУ. В младшей группе проводятся следующие занятия:
1) просмотр тематического мультфильма и последующее обсуждение с детьми;
2) спектакль или сценки с использованием любимых сказочных героев;
3) совместное создание яркого плаката с аппликациями на пожарную тематику;
4) викторины с активным участием детей.
Также организуются консультации родителей совместно с представителями противопожарной службы.
Дети четвёртого-пятого годов жизни уже не так зависимы от взрослых, как дети 2-3 лет. Родители всё чаще оставляют их одних дома. Подражая взрослым, дети в их отсутствии стараются использовать в играх спички, зажигалки, бытовые приборы, понимая, что делать это им запрещено. Поэтому в случаях возгорания они стараются спрятать загоревшийся предмет, чтобы избежать наказания, не зовут на помощь взрослых. [19]
В этом возрасте следует продолжать прививать детям навыки пожарной безопасности, разъясняя детям, к чему могут привести игры со спичками, бенгальскими огнями и т. д. Учить их правильному поведению в случае возникновения даже небольшого возгорания: нужно сразу же бежать за помощью к взрослым, не следует прятаться в шкафах, под кроватями и в других местах, так как можно задохнуться или сгореть.
Основными формами работы с детьми являются: совместное с воспитателем рассматривание картинок, иллюстраций, вопросы воспитателя, чтение детской художественной литературы, инсценировка с помощью игрушек, индивидуальные занятия с детьми, игры. Большую пользу могут принести игры, в которые воспитатель ненавязчиво вносит элементы основ безопасности. Здесь хорошо срабатывает приём опосредованного воздействия на детей через кукольный персонаж или игрушку.
Детям пятого-шестого года жизни свойственна большая самостоятельность, поэтому необходимо заострять их внимание на возможных опасностях, возникающих в результате той или иной самостоятельной деятельности. Воспитанники этого возраста должны запомнить, какие игры могут закончиться пожаром. Взрослые должны научить детей чётко разграничивать понятия полезного и опасного огня.
Начинать целесообразно с чтения детской литературы: например, «Путаница» К. Чуковского, «Кошкин дом» С. Маршака, затем элементы пожарной безопасности из прочитанных произведений вносятся в детские игры, во время которых следует постепенно перейти к обучению действиям на случай пожара соответственно возрасту ребёнка.
Не менее одного раза в месяц необходимо проводить специальные занятия, цель которых – осмысленное усвоение дошкольниками правил поведения с предметами, неосторожное обращение с которыми может привести к пожару.
Так, на занятии, посвящённом ознакомлению с профессией повара, целесообразно организовать непосредственное наблюдение за работой представителя данной профессии. Рассказывая о трудовой деятельности повара, знакомя с орудиями его труда, педагог сообщает детям, что огонь не опасен для человека и его жизни в том случае, если на кухне порядок, а вблизи огня нет легковоспламеняющихся материалов. При этом внимание детей следует обратить на то, как осторожно работает повар.
Занятие «Мой дом» позволит в игровой форме познакомить дошкольников с правилами пользования предметами домашнего обихода: утюгом, газовой плитой, электрочайником и др. Действия с орудиями-игрушками, создание различных ситуаций помогает сообща овладеть правилами эксплуатации бытовых приборов в реальной жизни.
Полученные знания об особенностях огня, о правилах поведения с потенциально опасными предметами закрепляются в дидактических играх «Что для чего?», «Кому что нужно для работы?»
Итак, воспитанник средней и старшей группы детского сада должен знать: из-за чего может возникнуть пожар; спички и зажигалка только для взрослых; мокрыми руками трогать провода нельзя; искрящиеся провода и розетки опасны; звать взрослых в любой опасной ситуации.
В старшей группе воспитанники знакомятся с простейшими правилами пользования телевизором и магнитофоном. С этой целью можно организовать сюжетно-ролевую игру «Семья». В ходе игры воспитатель учит детей правильно включать и выключать эти приборы, заостряет внимание на необходимости выключать свет, уходя из квартиры, напоминает, что невыполнение этого правила может привести к пожару. Многократное повторение таких действий в игровых ситуациях формирует навыки соблюдения пожарной безопасности.
Постепенно дети не только знакомятся с правилами пользования разными приборами, но и расширяют свои представления о том, как люди борются с возникшим по той или иной причине пожаром. Знакомясь с трудом пожарных, дети узнают о том, что для борьбы с огнё м используется специальная техника и оборудование: пожарные машины, длинные лестницы, «рукава», огнетушители, огнеупорная форма. По сигналу тревоги пожарная команда незамедлительно выезжает к месту пожара, а весь городской транспорт уступает дорогу пожарным машинам.
Воспитатель знакомит дошкольников с номером пожарной службы – «101». Дети учатся набирать этот номер на игрушечном телефоне, правильно сообщать адрес, по которому случился пожар. Необходимо заострить внимание на том, что нельзя звонить по этому номеру без надобности, так как, выехав на ложный вызов, пожарная команда может не успеть к месту настоящего пожара.
Необходимо организовывать экскурсию по детскому саду, во время которой следует показать детям специально отведённые места, где находятся огнетушители, ящик с песком, лопаты, багор, пояснить, что всё это предназначено для того, чтобы в случае пожара взрослые могли до приезда пожарных предотвратить распространение огня. Внимание дошкольников следует обратить на то, что в здании детского сада имеются запасные выходы, предназначенные для эвакуации в случае пожара. Этими выходами не пользуются ежедневно, их не следует загромождать различными предметами, чтобы не затруднять возможность воспользоваться дверями в случае необходимости. Такая экскурсия способствует формированию серьёзного отношения дошкольников к возможности возникновения пожара, предостерегает от баловства с огнём.
Итак, ребенок шести-семи лет активно пользуется всеми бытовыми электроприборами. Здесь главная задача - научить безопасному использованию, пресекать все игры и эксперименты с огнем. Если у ребенка возникли вопросы, то нужно дать подробный, исчерпывающий ответ. При совместных походах в лес, рассказать ребенку, к чему приводит брошенная сигарета или спичка, как правильно разводить и тушить костры, что делать, если в лесу возник пожар. Нужно вовлекать ребенка в активный, живой диалог. Мотивировать его на то, что бы он делился этой информацией с друзьями.
В семь лет ребенок должен уметь набрать телефон пожарной службы и сказать четко фамилию, имя и адрес, а также коротко описать ситуацию. Дети должны осознавать, что от шалости с огнем может случиться беда и пострадают люди
Продуктивной формой работы по ознакомлению воспитанников с правилами пожарной безопасности является рассматривание сюжетных иллюстраций, на которых изображены сцены борьбы людей с пожаром и спасения детей из огня. В процессе обсуждения педагог подчёркивает, что иногда взрослые спасают детей ценой собственной жизни. Это вызывает у воспитанников эмоциональные переживания, которые оставляют глубокий след в памяти, предостерегают от неправильных действий.