Татьянина Наталья
Особенности открытости дошкольного учреждения в новых социальных условиях
▼ Скачать + Заказать документы
В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. В течение долгих лет складывалось уничижительное отношение к семье и домашнему воспитанию, под влиянием которого у профессиональных педагогов укрепилось убеждение в педагогической некомпетентности родителей, их нежелании её преодолевать. Педагоги искренне полагали, что их миссия – поучать, контролировать семью, указывать ей на ошибки и недостатки. В результате сложились весьма живучие способы и формы работы с семьёй с доминированием монолога педагога (инструктивные сообщения на собрании, консультации, информационные стенды). Это вызывало ошибки в общении педагога с родителями (безличное обращение, торопливость в оценке ребёнка с акцентом на негативные проявления, пренебрежение к собеседнику, игнорирование его настроения, состояния, жизненного опыта). Указанные ошибки – свидетельство коммуникативной некомпетентности педагога, которая сводит на нет его профессиональную профпригодность.
Публикация «Особенности открытости дошкольного учреждения в новых социальных условиях» размещена в разделах
Основные поводы взаимодействия родителей и воспитателей
Наблюдения учёных - специалистов показывают, что взаимодействие родителей и педагогов исходят из разных систем ценностей. Если для педагогов важно, как организована деятельность группы, то для родителей наиболее значимо, как «вписывается» в режим, в реализацию программы их ребёнок. Признание приоритета семейного воспитания требует иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятием «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – это общение на «на равных», глее никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» - личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребёнка. перейти же к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада.
Открытость дошкольного учреждения
Реализовать открытость ДОУ «внутрь» - это означает сделать учебный процесс более свободным, гибким. Дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями.
Для этого нужно создать следующие условия :
- личностную готовность педагога открыть самого себя и какой – то деятельности, рассказать о своих радостях, тревогах, неудачах. Важно соблюдать такт и избегать панибратства;
- вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Это могут быть эпизодические мероприятия (бабушка вяжет куклам, папа делает фотоснимки, мама беседует о здоровье). Дети готовятся к ним вместе с родителями, братьями и сёстрами, приносят фотографии и поделки в детский сад, угощают любимыми сладостями, показывают домашних животных.
Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить отношения прежде всего на доверительности.
1. Психология доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребёнку воспитателей. Воспитатели, в свою очередь не должны торопиться с оценками в его развитии, не использовать выражения типа «ваш Саша», «ваш ребёнок», подчёркивая отстранённость от проблем воспитания.
2. Педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями, например: «Галина Алексеевна, Митя придумал сегодня интересную игру, подойди, расскажи маме, во что мы играли»
3. Информация должна быть динамичной. Минимум раз в неделю необходимо обновлять материал на стенде для родителей. При оформлении стенда следует использовать не только рисунки и надписи «от руки», но плакаты и фотографии. Не нужно злоупотреблять декоративными элементами, наивными изображениями игрушек. Соотношение текста и иллюстраций в папках – передвижках должно быть примерно 2: 6 (2 части текст, 6 – иллюстрации, они должны в первую очередь привлечь внимание родителей, затем донести до них нужную информацию.
Следует также создать резерв для обмена информации между группами. Каждый день должны быть представлены материалы о минувшем дне в виде рисунков. поделок, темы, которую разбирали на занятии, текста песенки, которую выучили и т. д. Следует иметь рубрику «Наши родители советуют», в которой родители могли бы обратиться с каким - либо предложением к другим родителям. Поделиться опытом, информацией, советом (возможно кулинарным рецептом).
4. Родители должны иметь возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребёнок. При этом они не обязаны ставить в известность воспитателей о своём посещении.
5. Линия взаимодействия педагогов и родителей не остаётся неизменной. Родители и педагоги должны иметь возможность высказать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания.
6. Дифференцированный подход (взаимодействие в малых группах родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания (Например, детское упрямство, застенчивость, капризы, беспокойство и т. п.).
7. Линия взаимодействия на семью через ребёнка. Если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, ребёнок обязательно поделится впечатлениями с родителями.
Прежде чем начинать взаимоотношения друг с другом, воспитателям следует провести детальный опрос родителей. Т. Н. Доронова провела анкетирование родителей, предложив ответить на вопрос: «Каким формам взаимодействия ДОУ с семьёй вы отдаёте предпочтение?» По полученным результатам можно сделать вывод, что наиболее приемлемыми формами взаимодействия с семьёй являются игровые и соревновательные. Лекционная форма (монологическое выступление) родителями не воспринимаются. В связи с экономической нестабильностью большинство родителей отказываются от посещения их семьи педагогами.
Формы и методы взаимодействия с родителями в рамках «новой философии» работы с семьёй.
При выборе форм работы с родителями рекомендуется учитывать следующее
- Тип семьи:
многопоколенная (наличие в одном доме нескольких поколений родственников);
нуклеарная (мать и дети, отец и дети, бабушка и внуки, тётя и племянница и др.);
псевдосемья (полная семья с одним или двумя детьми, но с постоянным отсутствием родителей и детей в сиенах дома в связи их пребыванием в ДОУ, школе, на работе).
- Существенные характеристики:
проблемная семья характеризуется такими параметрами, как низкая самооценка её членов, общение непрямое, спутанное, неопределённое, стили общения: обвиняющий, заискивающий, просчитыващий, отстранённый, правила семьи скрытые, устаревшие жёсткие, запреты не обсуждаются;
зрелая семья: высокая самооценка, общение прямое, ясное, определённое, способствующее росту; стиль общения уравновешенный ; правила семьи: открытые, современные, гуманные; полная свобода любых обсуждений;
традиционная или современная.
- Образ жизни – совокупность способов и форм жизнедеятельности, присущих той или иной личности, группе, обществу. Образ жизни семьи может быть открытым, закрытым, мобильным, активным и т. д. При этом необходимо учитывать:
-кому принадлежит доминирующая роль в семье; здесь необходимо обратить внимание на этническую принадлежность семьи;
- характер и стиль семейных отношений.
При организации взаимодействия с семьями целесообразно использовать следующие фазы планирования:
- педагоги должны чётко осознавать цель взаимодействия и в ходе работы придерживаться только её. Она может быть различна: привлечь внимание родителей к бедственному положению ДОУ, показать эффективность педагогической работы коллектива ДОУ ит. д. Нарушение педагогами данного положения ведёт к результату, обратному ожидаемому;
-каждый работник ДОУ должен чётко представлять, какую персональную пользу получит от этой работы, поскольку при личной заинтересованности в конечном результате деятельность человека целиком и полностью направлена только на достижение данного результата.
В работе с родителями можно выделить следующие группы задач:
Психолого - педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогического образования;
Изучение семьи и установление контактов с её членами с целью согласовывания воспитательных воздействий на ребёнка.
В свою очередь первая группа задач делится на две подгруппы:
Задачи информативного плана (например, познакомить родителей с возрастными особенностями детей, режимом работы ДОУ, дать советы по профилактике гриппа);
Задачи обучающего плана ( научить родителей руководить детской деятельностью: игрой, ручным трудом).
При этом необходимо чётко соблюдать целевую установку. В зависимости от цели при решении данных задач используются методы:
- индивидуальное или групповое консультирование;
-просмотр родителями занятий и режимных моментов;
- привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности.
Решение группы задач обучающего плана невозможно без знания того, что хотят найти для себя родители в общении с педагогом. Родительские ожидания можно сформулировать следующим образом: родители хотят быть уверены в хорошем отношении воспитателя к их ребёнку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребё нка: видеть в его развитии прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, привлекать к ним внимание родителей. Пользуясь научной терминологией, эту ситуацию можно назвать «психологией доверия». Доверие родителей педагогу основывается на уважении к его опыту. Знаниям, компетентности в вопросах воспитания, а главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость).