Анна Лоскутова
Особенности, организация и формы социально-психологической работы в психоневрологическом интернате
▼ Скачать +Заказ
Сложность организации работы психологов в психоневрологических интернатах обусловлена отсутствием общих методологических подходов в работе с пациентами психоневрологических интернатов и спецификой работы с данной категорией граждан.
Собственные наблюдения и беседы с сотрудниками и специалистами интерната позволили сделать вывод о том, что самое трудное в работе с инвалидами- психохрониками - изменение устойчивых поведенческих реакций.
Публикация «Особенности, организация и формы социально-психологической работы в психоневрологическом интернате» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Никакие наши «нельзя» или «неправильно», никакие уговоры, увещевания и наказания не способны существенно изменить поведение проживающих. Их поведение зависит от очень многих факторов: от природного темперамента, от установок и взглядов на мир, усвоенных ими ещё будучи в семье или в специализированных детских домах и интернатах, от особенностей протекания эмоционально-волевых процессов и многого другого.
Именно поэтому при выборе направленности работы с каждым проживающим был сделан акцент на включение его в реальную деятельность, постановка конкретных и доступных им целей, вовлечение в посильные трудовые процессы, привлечение к сотрудничеству т. к. считаем, что реабилитировать инвалида без его активного участия невозможно.
Сам процесс реабилитации, в нашем интернате, рассматривается нами как особенный подход к психически больному человеку. Это сочетание самых различных мероприятий и воздействий: начиная с уюта и комфорта в комнатах и отделениях, и заканчивая различными видами занятости и т. д. Кроме того это и характер складывающихся у клиента взаимоотношений с окружающими его людьми, медперсоналом интерната, другими клиентами, родственниками и знакомыми.
В процессе работы, наш дружный коллектив постоянно старается создавать и поддерживать благоприятную атмосферу (среду, нацеленную на социально – психологическую адаптацию клиентов в условиях психоневрологического интерната, их активизацию, ослабление негативных симптомов, устранение явлений «больничной среды».
Техника работы персонала по реабилитации клиентов состоит из повседневного общения и постоянного взаимодействия. Персонал отделения (психолог, социальные работники, медицинские сестры, младший обслуживающий персонал) видят в каждом клиенте равноправного человека.
Такой подход к работе (комплексная реабилитация) изменил отношение клиентов к своим заболеваниям. Социальное обслуживание, организованное деятельностью группы специалистов интерната, стало более качественным, плановым, системным.
Программа психологической работы включает изучение анамнеза, рекомендаций врача с обязательным учетом личных предпочтений пациента. На основе сохранных, положительно развитых сторон личности определяются коррекционные и развивающие занятия.
Для каждого обеспечиваемого они разные и зависят от уровня знаний, умений, навыков. Для одних молодых людей актуально формирование понятий о сенсорных эталонах, для других — развитие навыков адекватного общения, для третьих — формирование трудовой мотивации и посильное включение в трудовую деятельность.
К коррекционной и развивающей деятельности психолога при работе с инвалидами в психоневрологическом интернате относится :
помощь в адаптации вновь прибывших;
развитие (по мере возможности) психических процессов : восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения;
развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы личности;
формирование и развитие активной личностной позиции;
формирование трудовой мотивации;
формирование и развитие способности к самоконтролю;
профилактика межличностных конфликтов и помощь в их устранении;
создание в коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания;
развитие и совершенствование коммуникативных функций;
Формами и методами для реализации вышеперечисленных направлений психологической работы являются :
прямое словесное воздействие, убеждение с целью корректировки целевых установок;
применение развивающих и обучающих методик, направленных на развитие психических процессов и эмоционально-личностной сферы (вербальные методы, бланковые методики, наглядные пособия);
арт-терапия, музыкотерапия, сказкотерапия, сочинение историй, совместный просмотр и обсуждение кинофильмов, совместные прогулки;
техники поведенческой психотерапии;
групповая психокоррекция;
психологическое консультирование ;
релаксационные техники.
Эффективным средством в реабилитационном процессе является сенсорная комната.
Психолог Лоскутова А. А.