Получи документы

Особенности организации учебного процесса как контекста убеждающего воздействия

Ольга Мороз
Особенности организации учебного процесса как контекста убеждающего воздействия
▼ Скачать + Заказать документы

Констатирующий этап исследования

Исследования проходило на базе начальной школы. В исследование приняли участие дети младшего школьного возраста. Целью опытно-экспериментальной работы было изучить влияния метода убеждения на воспитательный процесс на примере нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста

Целью констатирующего этапа педагогического эксперимента явилось изучение исходного уровня нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста.

Для достижения выдвинутой цели нами предусмотрено решение следующих исследовательских задач:

Публикация «Особенности организации учебного процесса как контекста убеждающего воздействия» размещена в разделах

1) провести диагностику состояния готовности детей младшего школьного возраста к реализации нравственного поведения;

2) выявить и проанализировать особенности нарушений нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста;

3) выделить группы детей младшего школьного возраста по степени сформированности у них нравственной воспитанности.

Для решения обозначенных задач нами использовался следующие методы исследования:

• диагностические – диагностика родительского отношения А. Я. Варга; анализ проблемных ситуаций; решение задач нравственного содержания, заполнение диагностической тестовой карты;

• педагогические – беседы с учениками, родителями и педагогами, наблюдение за поведением детей;

• праксиметрические – анализ особенностей поведения детей, изучение и обобщение воспитательной деятельности родителей.

Дадим характеристику обозначенных методов и результатов их использования.

Анализ проблемных ситуаций и решение задач нравственного содержания представляют собой педагогические методы изучения особенностей детей на основе тех выборов, которые они делают в предложенных ситуациях условно применительно к их собственному поведению.

Детям предлагалось дать оценку следующим ситуациям, а также выбрать свой путь решения проблем:

1. В выходные дни семья выехала за город на природу. Когда семья уехала, на месте их отдыха осталось много мусора. Как можно оценить такое поведение?

2. У кошки родилось несколько котят. Их выбросили на улицу. Как можно оценить такое поведение?

3. На стенах домов в последнее время мы часто наблюдаем появление графических изображений, нарушающих красоту и аккуратность их внешнего вида. Как можно оценить такие действия?

4. В школе проводится акция помощи воспитанникам детского дома. Ты отдашь им свою любимую книгу?

5. На улице ты увидел, что человек упал. Ты поможешь ему?

6. Если тебе грубят, как ты будешь отвечать?

7. Какие чувства возникают в ответ на добро? На зло? На грубость? На равнодушие? На жестокость?

8. В каких ситуациях ты готов проявить сострадание? Милосердие? Щедрость?

Ответы детей оценивались по 5-балльной шкале, характеризуя сформированность следующих нравственных качеств:

1) понимание содержания вопроса по предложенной ситуации;

2) нравственное отношение к происходящему;

3) использование имеющегося опыта на практике;

4) осмысление детьми следующих духовно-нравственных ценностей: «добро-зло», «хорошо-плохо», «правда-ложь», «можно-нельзя», «вежливость-грубость», «сострадание-равнодушие», «терпимость-нетерпимость», «отзывчивость-черствость», «милосердие-жестокость», «щедрость-жадность».

Для того чтобы более точно оценить состояние нравственной воспитанности детей, родителям предлагалось заполнить диагностическую тестовую карту.

Диагностическая тестовая карта служит для изучения готовности младших школьников к реализации духовно-нравственных ценностей и представляет собой своеобразный инструмент исследования, разработанный на основе диагностической тестовой карты, предложенной И. П. Раченко для оценки деятельности педагогов [16]. Выбор диагностической тестовой карты для нашего исследования был обусловлен ее надежностью как документальной формы фиксации результатов проводимого эксперимента. Надежность подтверждается также ее распространенностью и частотой использования в практике педагогических исследований. Кроме того, диагностическая карта характеризуется удобностью применения в качестве варианта экспресс-опроса.

Диагностика проводилась на примере понимания следующих базисных нравственных категорий и отношения к ним:

1. Добро-зло.

2. Хорошо-плохо.

3. Правда-ложь.

4. Можно-нельзя.

5. Вежливость-грубость.

6. Сострадание-равнодушие.

7. Терпимость-нетерпимость.

8. Отзывчивость-черствость.

9. Милосердие-жестокость.

10. Щедрость-жадность.

Оценку к этим десяти нравственным категориям проводили по четырем критериям:

Первым критерием выступала сформированность у ребенка системы знаний об этих нравственных категориях, обеспечивающих его самостоятельную деятельность по удовлетворению собственных духовно-нравственных потребностей.

Вторым критерием определялось отношение детей к соблюдению этих духовно-нравственных ценностей.

Третьим критерием оценивалась способность использования младшим школьником духовно-нравственных знаний, умений и навыков на практике.

Четвертым критерием явилось осмысление ребенком совершаемых поступков с позиции соблюдения духовно-нравственных ценностей по данным категориям.

Для оценивания родителям предлагалось использовать следующее «наполнение» баллов:

- «5» - норма (полная сформированность характеристики);

- «4» - оптимальный уровень (максимально приближенный к норме уровень);

- «3» - допустимый уровень (по ряду категорий имеются несу-щественные отклонения от оптимального уровня);

- «2» - критический уровень (по ряду категорий имеются суще-ственные отклонения от оптимального уровня);

- «1» - недопустимый уровень (полное отклонение от оптимального уровня изучаемой характеристики).

После заполнения родителями диагностической карты с каждым из них проводилась индивидуальная беседа. Данная беседа позволяла более точно соотнести родительскую позицию о развитии своих детей с теми или иными параметрами духовно-нравственной воспитанности по конкретным фактам наблюдения за поведением детей в повседневной жизне-деятельности.

Итоговый вывод о состоянии нравственного воспитанности младших школьников был сделан нами на основе обобщения результатов нескольких методов:

1) собственной работы преподавателей с младшими школьниками в процессе совместного анализа проблемных ситуаций и решения задач нравственного содержания;

2) заполнения родителями диагностических тестовых карт;

3) уточняющей беседы с родителями об особенностях поведения детей с позиций соблюдения ими духовно-нравственных принципов в повседневной жизни.

На основе обобщения полученных результатов на каждого ребенка заполнялась диагностическая тестовая карта, характеризующая его готовность к соблюдению нравственных ценностей.

Анализу подвергалось распределение оценок 10 шкал, соответствую-щих приеденным выше десяти нравственным ценностям внутри каждой из 4 категорий, а также средних оценок по каждой из этих категорий (информационная, мотивационная, ценностная, рефлексивная).

Согласно полученным результатам, среднее значение сформированности компонентов духовно-нравственной воспитанности у младших школьников не превышает 3 баллов (таблица 1).

Такая величина свидетельствует о том, что большинство младших школьников обладают развитием духовно-нравственной воспитанности, находящемся на критическом уровне, по ряду оснований имеющем существенные отклонения от оптимального уровня (2 балла) или даже на недопустимом уровне с наличием полного отклонения от оптимального уровня (1 балл).

Таблица 1.

Распределение средних баллов сформированности компонентов нравственной воспитанности младших школьников (итоговый вариант)

Ценности Критерии

информационный мотивационный деятельностный рефлексивный

Добро-зло 2,7 2,6 2,6 2,5

Хорошо-плохо 2,7 2,6 2,7 2,4

Правда-ложь 2,8 2,5 2,5 2,4

Можно-нельзя 2,8 2,8 2,7 2,4

Вежливость-грубость 2,7 2,5 2,5 2,5

Сострадание-равнодушие 2,6 2,5 2,4 2,4

Терпимость-нетерпимость 2,6 2,5 2,4 2,4

Отзывчивость-черствость 2,5 2,5 2,4 2,1

Милосердие-жестокость 2,5 2,5 2,4 2,2

Щедрость-жадность 2,6 2,5 2,4 2,3

Для более детального рассмотрения полученного распределения просуммируем построчно средние баллы, установленные по каждому критерию. Результаты следующие:

информационный - 26,5 баллов;

мотивационный - 25,5 баллов;

деятельностный - 25 баллов;

рефлексивный - 23,6 балла.

Анализ полученного распределения баллов позволяет сделать вывод, согласно которому наиболее сформированной у младших школьников, участвующих в эксперименте, является духовно-нравственная воспитанность, рассматриваемая по информационному критерию (26,5 баллов). Такое положение дел указывает на то, что младшие школьники обладают в достаточном объеме знаниями, относящимися к духовно-нравственной категории воспитанности. Не обладая в данном возрасте адекватной способностью к нравственной оценке и осмыслению собственного поведения и готовности к реализации должного поведения, они вполне успешно разбираются в базисных нравственных категориях, нормах, качествах личности, эталонах и правилах духовно-нравственного поведения и отношений.

Изучение распределения оценок по каждой составляющей знаний о нравственной воспитанности показало, что более всего у младших школьников сформированы знания по трем категориям ценностей: «хорошо-плохо», «правда-ложь», «можно-нельзя». Среднее значение по данной выборке составляет 2,8 балла. Беседа с родителями показала, что содержание именно этих категорий является наиболее частой темой для бесед и пояснений дома с раннего возраста, именно они используются при анализе поведения других людей и самого ребенка. Это объясняется тем, что данные ценности наиболее понятны для детей младшего школьного возраста, ими пользуются практически ежедневно. На втором месте по степени усвоения находятся знания детей о нравственных категориях «вежливость-грубость» и «сострадание-равнодушие» (по 2,7 балла, хотя сам термин «сострадание» требует дополнительного разъяснения для детей.

Третье место по сформированности занимают знания детей о ценностных категориях «добро-зло» и «щедрость-жадность» (по 2,6 балла). Несмотря на то, что понятия о добре и зле фигурируют в фольклоре с раннего детства, диагностика показала недостаточно высокий уровень сформированности этих понятий. Данный парадокс может объясняться тем, что провести грань между добром и злом бывает непросто даже взрослому, а тем более младшему школьнику.

На последнем месте по уровню сформированности у младших школьников оказались знания о трех ценностных категориях: «терпимость-нетерпимость», «отзывчивость-черствость», «милосердие-жестокость». Такая ситуация может быть объясните фактом нечастого обращения в повседневной жизни к этим категориям. Тем не менее необходимо обращать пристальное внимание именно на эти категории. В наш обиход вошло понятие толерантности, включающее по смыслу как раз три эти категории нравственности. И если термин «толерантность» достаточно труден для понимания, то терпимость, отзывчивость, милосердие вполне доступны для понимания детей. Важно отметить, что понятие «милосердие» в образовательных учреждениях применялось с исторически давних времен.

Таким образом, знания младших школьников об основных нравственных ценностях по своей полноте, адекватности и доступности для понимания распределяются от наиболее употребляемых в повседневной жизни к менее применяемым.

Анализ полученного распределения показал, что в своем поведении младшие школьники чаще всего руководствуются категорией «можно- нельзя» (2,7 балла). Данный результат совпадает с среднестатистическим значением по стране для этой возрастной категории. Полученный результат также свидетельствует о том, что младшие школьники не только на мотивационном уровне выделяют категорию «можно-нельзя», но и активно используют ее в своем поведении.

Результаты нашего исследования также свидетельствуют о существенной активности детей в своем поведении при осознании нравственных категорий, затрагивающих коммуникативные навыки и сопереживание (отзывчивость-черствость и вежливость-грубость, а также чувство справедливости (правда-ложь) – по 2,5 балла в каждой категории.

Обобщая полученные при диагностике результаты, можно утверждать, что в структуре духовно-нравственной воспитанности младших школьников доминирующее место занимает использование категорий «можно - нельзя», «хорошо - плохо» и «вежливость - грубость» (т. е. наиболее широко используемые в повседневной жизни, наименьшее – «терпимость - нетерпимость», «отзывчивость - черствость», «милосердие - жестокость» и «щедрость - жадность» (ценности, которые не находят повседневного использования родителями при взаимодействии с детьми). Таким образом, воспитанность детей младшего школьного возраста распространяется в большей мере на использование так называемых «повседневных» ценностей. Ценности, которые не входят в повседневный обиход детей, оказываются значительно менее понимаемыми и востребованными в их поведении.

Также на данном этапе мы провели анкетирование педагогов по вопросам, использованным на этапе констатирующего эксперимента, что позволило выявить предпочтения определенных методов убеждения в процессе нравственного воспитания детей (Таблица 2).

Таблица 2

Место методов убеждения в деятельности учителя согласно рейтинговой самооценке

1 класс 1 класс 2 класс 2 класс 3 класс 3 класс

1 место Поощрение - Разъяснение Пример Пример Объяснение

2 место Пример Пример Просьба Объяснение Просьба Пример

3 место Просьба Увещевание Объяснение Разъяснение требование разъяснение

4 место Совет Требование

Разъяснение Поощрение Поощрение поощрение совет

5 место Требование Совет

Просьба Требование Требование совет поощрение

6 место Объяснение Объяснение Пример Просьба разъяснение увещевание

7 место Разъяснение Поощрение Увещевание Совет объяснение требование

8 место Увещевание Наказание Совет Увещевание наказание просьба

9 место Наказание - Наказание Наказание увещевание наказание

Наиболее часто учителя школы применяли методы примера, поощрения, объяснения. Некоторые педагоги не используют на практике метод наказания. Считая учебу обязательной для ребенка работой, большинство преподавателей обоснованно не используют метод поощрений. Достаточно часто используется метод требований: на начальном этапе обучения, когда учеба еще не стала потребностью, метод требований вполне оправдан. Практически не пользуется популярностью метод увещевания. Таким образом, педагоги в своей работе используют активно те методы, которые способствуют формированию убеждений.

Публикации по теме:

«В гостях у сказки». Квест-игра как форма организации образовательного процесса ДОУ в рамках реализации ФГОС «В гостях у сказки». Квест-игра как форма организации образовательного процесса ДОУ в рамках реализации ФГОС  Квест-игра как форма оргнизации образовательнго процесса ДОУ в рамках релизации ФГОС ДО. Конспект квест-игра «В гостях у сказки» с помощью.

Рисование шерстью как средство позитивного воздействия на психоэмоциональное состояние ребёнкаРисование шерстью как средство позитивного воздействия на психоэмоциональное состояние ребёнка Арт-терапия (рисование шерстью) - как средство позитивного воздействия на психоэмоциональное состояние ребёнка во второй младшей группе.

Цель как средство педагогического воздействия Цель воспитания не отвлеченное понятие. Это реальность,которая постоянно присутствует или, увы,не присутствует в наших воспитательных.

Презентация «Особенности учебного процесса в 1 классе по образовательной программе Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова» Тема: "Особенности учебного процесса в 1 классе по образовательной программе Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова" Уважаемые воспитатели! Представляю.

Особенности организации педагогического процесса в ДОУ Высокие темпы общего развития детей дошкольного возраста, в том числе и умственного, требуют дифференциации обучения в разных возрастных.

Особенности работы воспитателя в организации процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством,.

Отчёт по организации подвижных игр во второй младшей группе за I квартал учебного года Подвижные игры в группе проводятся с учетом индивидуальных особенностей детей. Особое внимание уделяю подготовке атрибутов игры, изготавливает.

Квест-игра как одна из форм организации образовательного процесса в подготовительной группе Хочу представить вашему вниманию систему работы по формированию мотивационной готовности детей к школе, через овладение детьми и родителями.

Сказкотерапия как комплексный метод воздействия в коррекционной работе СКАЗКОТЕРАПИЯ Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю.

Сказкотерапия как средство психоэмоционального воздействия на ребенка Волшебная сила сказок известна с давних пор. До нас дошло немало сказочных повествований, отражающих многовековой опыт предшествующих поколений.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности организации учебного процесса как контекста убеждающего воздействия
Опубликовано: 14 апреля 2018 в 14:09
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности организации учебного процесса как контекста убеждающего воздействия» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Мороз (УИ 398329) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД