Надия Ахмедьянова
Особенности организации работы инструкторов по физической культуре с детьми с нарушениями зрения и слуха в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
1слайд
Особенности организации работы инструкторов по физической культуре с детьми с нарушениями зрения и слуха в условиях ДОУ
2 слайд
Публикация «Особенности организации работы инструкторов по физической культуре с детьми с нарушениями зрения и слуха в условиях ДОУ» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» сентябрь 2024
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения
Основные особенности психофизического развития детей с нарушениями зрения:
Темп деятельности - замедлен, ребенок осторожен.
Работоспособность - относительно сохранная.
Произвольный компонент деятельности - сформирован достаточно, если отсутствуют признаки неврологического неблагополучия и сочетанных нарушений, при раннем начале абилитационных и коррекционно-развивающих мероприятий.
Обучаемость ребенка с выраженными нарушениями зрения - в целом не нарушена, но значительно специфична ввиду особенностей развития психических функций и познавательной деятельности.
Познавательная деятельность - почти не наблюдается прямой зависимости между степенью нарушения зрения и уровнем развития познавательной деятельности.
Процесс восприятия - в целом замедлен, формируются обедненные, часто деформированные и неустойчивые образы объектов, нарушается цельность восприятия, часто отсутствуют второстепенные, но неотъемлемые детали предметов.
Образное мышление - затруднено формирование (беден чувственный опыт, отсюда как расширение, так и сужение объема понятий, недостаточная обоснованность суждений, вербализм представлений, формальность умозаключений.
Большую роль в развитии ребенка играют осязание, слух и проприоцептивные ощущения (ощущение своего тела, даже обоняние.
3 слайд
Особенности развития речи:
своеобразие и трудности развития моторного компонента речи;
недостаточная выразительность речи;
бедность лексического запаса и трудности освоения обобщающего значения слов;
трудности чувственного отражения, малая познавательная активность к окружающей действительности осложняют развитие познавательной функции речи – расширение представлений об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях;
характерен формализм речи, так как происходит накопление большого количества слов, не связанных с конкретным содержанием и смыслами (непонимание чувственной ткани слова его смысловой стороны);
очень часто отмечается излишняя компенсаторная многоречивость, т. е. своеобразный вербализм;
уровень спонтанной речи, особенно с позиций содержания, отличается фрагментарностью, походящей порой на разноплановость, непоследовательность мышления;
в речи имеют место проблемы отражения динамики событий, отмечаются трудности выделения главного и соблюдения логической связности речи;
недостаточное использование мимики и пантомимики при общении.
4 слайд
В коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения необходимо:
использовать специальные техники, методики и приемы обучения, разработанные специально для детей с нарушениями зрения, направленные на формировании познавательной, коммуникативной и учебной мотивации;
учитывать особенности зрения при рассадке детей в пространстве группы детского сада и позволять ребенку подбирать позу, удобную для максимального использования зрения при работе;
использовать адекватный дидактический материал (рельефный, контурный, яркий, с использованием предметности в подборе дидактического материала);
сочетать описания предмета с активным его исследованием, сопровождающимся активными действиями ребенка;
обеспечивать дозированный режим зрительных нагрузок и специальный режим освещения;
формировать практические умения и способы познавательной деятельности как способом подражания, так и посредством прямого обучения;
умело использовать словесные методы обучения и воспитания слабовидящих дошкольников;
развивать умения и навыки взаимодействия со сверстниками в разных видах деятельности;
во взаимодействие с ребенком вначале вступать лишь одному незнакомому взрослому.
5 слайд
Особенности физического развития детей с нарушением зрения
Дети с нарушением зрения отстают в развитии движений, и отклонения в физическом развитии у них встречается в 3–4 раза чаще, чем у здоровых сверстников. [/h4]
Отмечаются различные нарушения осанки (наличие сведенных вперед и свисающих плеч, крыловидные лопатки, сколиотической установки, сутуловатости, асимметричной установки плечевого пояса, осложненной кривошеей).
Деформации нижних конечностей, выражающиеся в искривлениях стоп, наличие плоскостопия.
Наблюдается снижение двигательной активности из-за недостаточности зрительного контроля и анализа за движением.
В ходьбе характерна волнообразность движения: то в одну сторону, то в другую (обусловлено сложностями ориентировки в пространстве).
В беге у детей наблюдается излишнее напряжение ног и рук, широкая постановка стоп, нарушение согласованности в движениях, низкий наклон головы, отсутствие равномерности, темпа, прямолинейности.
В выполнении прыжков детьми допускаются ошибки во всех фазах.
Характерны нарушения координации и равновесия, что обусловлено недостаточностью развития зрительно-двигательных взаимосвязей.
6 слад
Основные виды деятельности и задачи физического воспитания детей с нарушениями зрения
Виды детской деятельности
занятия физической культурой (по медицинским показаниям адаптивной);
физкультурно-оздоровительные занятия в течение дня: утренняя гимнастика, двигательные разминки (динамические паузы) между статическими видами деятельности, подвижные игры на координацию и равновесие, воздушные ванны и дыхательная гимнастика после дневного сна, подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
занятия ритмикой;
подвижные игры;
упражнения на праксис рук, массаж кистей и пальцев;
упражнения в ходьбе;
слушание рассказов, детских литературных произведений об основных движениях, о занятиях физическими упражнениями.
Задачи образовательной деятельности
создание условий для повышения двигательной активности ребенка, укрепления здоровья, охраны и повышения функциональной деятельности сохранных анализаторов;
развитие различных видов двигательных умений, ходьбы как естественного способа передвижения в пространстве;
освоение основ безопасного поведения.
7 слад
Условия коррекционно-педагогической работы по физическому воспитанию детей с нарушениями зренияуспешность коррекции движений зависит от взаимодействия зрительного и кинестетического контроля в результате применения специальных средств и методов, направленных на преодоление двигательных нарушений, снятие мышечного и эмоционального напряжения у детей с нарушением зрения.
Соблюдение ортопедического режима, в котором должны быть отражены его основные правила:
– обучение детей правильной рабочей позе; правильно расположить руки, ноги, ровно держать туловище, голову;
– при ходьбе соблюдать осанку;
– стоять с опорой на обе ноги;
- контролировать себя (например, нельзя сидеть на коленях на полу, долго стоять с опорой на одну ногу)
Уделять особое внимание офтальмологическому аспекту при развитии и коррекции неполноценного зрения детей в условиях учебно-воспитательного процесса.
Целенаправленное формирование у детей с нарушением зрения приемов и способов восприятия движений.
В организации зрительного восприятия у детей с нарушением зрения на занятиях физической культурой и пространственной ориентировкой необходимо:
- создать установку на восприятие;
- формировать умение наблюдать;
- предъявлять оптимальный объем информации на одном занятии;
- учитывать индивидуальные возможности детей (острота зрения, характер патологии) при восприятии предметов и действий в физическом воспитании;
- регулировать в процессе восприятия словесную и наглядную информацию об объектах и действиях;
- обеспечивать страховку при выполнении упражнений, так как боязнь снижает точность восприятия, его полноту;
-готовить место для занятий и для выбора оборудования;
Учет всех офтальмо-гигиенических и педагогических требований с целью повышения функциональной активности зрения, зрительно-двигательной ориентации рекомендуется проводить в специальном зале
8 слайд
Особенности проведения физкультурных занятий для детей с нарушениями зрения
Особенности занятий
Занятия физической культурой являются основной формой организации физического воспитания детей с нарушением зрения.
Занятие проводится по общепринятой структуре и состоит из вводной, основной и заключительной частей, каждая из которых имеет конкретные задачи по развитию различных двигательных навыков и умений.
Необходимо учитывать положение о том, что на занятиях физической культурой ребенку приходится работать с опорой на зрение. Постоянный зрительный контроль приводит к быстрому утомлению детей на занятиях.
Правила организации занятий
Физкультурные занятия проводятся в соответствии с требованиями программ и показаний врача-офтальмолога.
Необходимо опираться и использовать на занятии сохранные анализаторы: осязание и слух.
Строго соблюдать индивидуальный подход в обучении каждого ребенка.
Помнить о детях, имеющих противопоказания к занятиям физической культурой
Предупреждение травматизма на занятиях по физической культуре
9 слайд
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха
Основные особенности психофизического развития детей с нарушениями слуха:
Процесс восприятия - в развитии всех видов ощущений и восприятий у детей с недостатками слуха имеются специфические особенности восприятия
Особенности мышления - наблюдаются трудности в становлении всех мыслительных операций (синтеза, анализа, сравнения, обобщения).
Внимание - характерно более позднее становление высшей формы внимания – произвольного и опосредствованного, неустойчивость внимания, трудности переключения внимания
Память - слабослышащие дети по всем показателям развития образной памяти отстают от нормально слышащих сверстников, реже пользуются приемами опосредствованного запоминания, что отрицательно сказывается на сохранении образов в памяти, в развитии словесной памяти наблюдаются большие сложности.
Речевое развитие - дефицит слуховой информации порождает различные отклонения в речевом развитии.
10 слайд
Особенности развития речи:
чем меньше снижен слух у ребенка, тем выше уровень его речевого развития;
многие слабослышащие дошкольники не понимают обращенной к ним речи и ориентируются в общении на такие факторы, как действия, естественные жесты и эмоции взрослых;
дети с легкой и средней степенью тугоухости могли бы понимать окружающих, но нередко их восприятие речи приобретает искаженный характер из-за не различения близких по звучанию слов и фраз;
искаженное восприятие речи окружающих, ограниченность словарного запаса, неумение выразить себя – все это нарушает общение с другими детьми и взрослыми, что отрицательно сказывается на познавательном развитии и формировании личности детей.
11 слайд
Особенности физического развития детей с нарушением слуха
Специфика их физического развития, обусловлена снижением слуха и нарушением деятельности вестибулярного аппарата
Статические и локомоторные функции отстают в своем развитии. Уже на первом году жизни у детей отмечается отставание в сроках удержания головы, позднее овладение ходьбой.
В раннем и младшем дошкольном возрасте дети часто не владеют тем двигательным опытом, который есть к этому времени у слышащих детей: не умеют бегать, прыгать, лазать, производить простейшие движения по подражанию взрослым.
Сформированные движения характеризуются нарушением координации, ориентировки в пространстве, боязнью высоты, замедленностью и скованностью движений.
При выполнении многих движений, в том числе и бытовых, дети производят излишний шум, неритмичные и замедленные движения, так как у детей нарушен контроль за движениями со стороны слухового анализатора.
Нарушения моторики, шаркающая и шаткая походка при ходьбе и полусогнутые ноги при маленькой амплитуде движений рук и небольшом наклоне туловища при беге. Поэтому движения не имеют пластичности и точности.
Часто встречаются нарушение осанки, сколиоз, сутуловатость, плоская грудная клетка, крыловидные лопатки, плоскостопие.
Ярко выражено отставание в скорости двигательной реакции и одиночного движения.
Отставание в развитии двигательной памяти и снижение статического и динамического равновесия
В дыхательной системе имеются такие отклонения, как недостаточность жизненной емкости легких, неумение согласовывать дыхание с ритмом устной речи.
12 слайд
Основные задачи и формы физического воспитания детей с нарушениями слуха
Формы детской деятельности
Утренняя гимнастика проводится во всех возрастных груп-пах под руководством воспитателя. Необходимо использовать звуковые сигналы (музыкальные инструменты) или музыкальное сопровождение (аудиозаписи)
Подвижные игры проводятся на прогулках и в перерывах между занятиями. В процессе проведения подвижных игр особое внимание уделить формированию реакции на словесный или звуковой сигнал
Физкультминутки
Фонетическая ритмика – это система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса) включают в себя упражнения по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа, игры, помогающие обрести раскованность и непринужденность
Физкультурное занятие включает три части: вводную, основную и заключительную.
Задачи образовательной деятельности
создание условий для гармоничного физического развития, укрепления здоровья;
закаливание детского организма;
развитие потребности в двигательной активности;
формирование основных движений и двигательных качеств;
развитие и тренировка функции равновесия;
формирование правильной осанки;
коррекция и профилактика плоскостопия;
развитие дыхания, координации движений и ориентирования в пространстве.
13 слайд
Основные правила организации физического воспитания детей с нарушениями слуха в условиях дошкольной образовательной организации
На занятиях по физической культуре дети обязательно должны общаться посредством словесной речи, а для адекватного опознания слабослышащими детьми эмоционального состояния другого человека необходимы четкие внешние проявления у педагогов мимики, жестов, пантомимики в процессе общения, понятность и однозначность ситуации.
Упражнения в ползании, лазанье, перелезание легко усваиваются и охотно выполняются детьми. Однако лазанье по гимнастической стенке у детей с нарушениями слуха отличается раскоординацией, замедленностью, неуверенностью, боязнью высоты. Поэтому лазанье с опорой только на руки противопоказано детям, так как мышечно-связочный аппарат плечевого пояса недостаточно развит, дыхание при таком виде движений затруднено.
У многих глухих и слабослышащих детей имеются нарушения чувства равновесия. Развитию этой функции способствуют специальные упражнения в ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании и другие движения.
Различные упражнения на формирование осанки в обязательном порядке включаются во все занятия при выполнении различных видов упражнений.
Глухие дети нуждаются в строгой организации, поэтому для наибольшей эффективности занятий целесообразно участие в них двух взрослых (на группах компенсирующей направленности).
Дети с нарушениями слуха не могут услышать объяснение, поэтому педагог, показывающий упражнение, должен быть хорошо виден.
14 слайд Важно также помнить, что детям с нарушениями слуха на всех этапах развития при выполнении физических упражнений необходима помощь взрослого в виде показа, причем детям дается образ движения в целостном виде, без акцентирования внимания на отдельных элементах.
Должное внимание уделять воспитанию у детей чувства ритма, умения различать тактильно-вибрационные и доступные звуковые сигналы (постукивание по столу рукой, по полу ногой, шум проезжающего по улице транспорта, сигнал электропоезда, залпы праздничного салюта и т. п.).
Следить за тем, чтобы у детей не образовалась шаркающая походка, чтобы они научились без стука закрывать двери, бесшумно передвигать и ставить стулья, гимнастическое оборудование и т. д.
На занятиях целенаправленно проводятся упражнения на развитие речевого дыхания, способствующие формированию правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. Упражнения на развитие голоса, речевого дыхания, темпа и ритма проводятся с музыкальным сопровождением и без него
На занятиях во всех возрастных группах используется звуковое сопровождение: удары в бубен или барабан, которые служат сигналом для начала и окончания движений, их смены, регулирования скорости ходьбы, бега, частоты прыжков.