Приложение МААМ

Особенности организации работы инструкторов по физической культуре с детьми с нарушениями зрения и слуха в условиях ДОУ

Надия Ахмедьянова
Особенности организации работы инструкторов по физической культуре с детьми с нарушениями зрения и слуха в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

1слайд

Особенности организации работы инструкторов по физической культуре с детьми с нарушениями зрения и слуха в условиях ДОУ

2 слайд

Публикация «Особенности организации работы инструкторов по физической культуре с детьми с нарушениями зрения и слуха в условиях ДОУ» размещена в разделах

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения

Основные особенности психофизического развития детей с нарушениями зрения:

Темп деятельности - замедлен, ребенок осторожен.

Работоспособность - относительно сохранная.

Произвольный компонент деятельности - сформирован достаточно, если отсутствуют признаки неврологического неблагополучия и сочетанных нарушений, при раннем начале абилитационных и коррекционно-развивающих мероприятий.

Обучаемость ребенка с выраженными нарушениями зрения - в целом не нарушена, но значительно специфична ввиду особенностей развития психических функций и познавательной деятельности.

Познавательная деятельность - почти не наблюдается прямой зависимости между степенью нарушения зрения и уровнем развития познавательной деятельности.

Процесс восприятия - в целом замедлен, формируются обедненные, часто деформированные и неустойчивые образы объектов, нарушается цельность восприятия, часто отсутствуют второстепенные, но неотъемлемые детали предметов.

Образное мышление - затруднено формирование (беден чувственный опыт, отсюда как расширение, так и сужение объема понятий, недостаточная обоснованность суждений, вербализм представлений, формальность умозаключений.

Большую роль в развитии ребенка играют осязание, слух и проприоцептивные ощущения (ощущение своего тела, даже обоняние.

3 слайд

Особенности развития речи:

своеобразие и трудности развития моторного компонента речи; 

недостаточная выразительность речи;

бедность лексического запаса и трудности освоения обобщающего значения слов;

трудности чувственного отражения, малая познавательная активность к окружающей действительности осложняют развитие познавательной функции речи – расширение представлений об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях;

характерен формализм речи, так как происходит накопление большого количества слов, не связанных с конкретным содержанием и смыслами (непонимание чувственной ткани слова  его смысловой стороны);

очень часто отмечается излишняя компенсаторная многоречивость, т. е. своеобразный вербализм;

уровень спонтанной речи, особенно с позиций содержания, отличается фрагментарностью, походящей порой на разноплановость, непоследовательность мышления; 

в речи имеют место проблемы отражения динамики событий, отмечаются трудности выделения главного и соблюдения логической связности речи; 

недостаточное использование мимики и пантомимики при общении.

4 слайд

В коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения необходимо:

использовать специальные техники, методики и приемы обучения, разработанные специально для детей с нарушениями зрения, направленные на формировании познавательной, коммуникативной и учебной мотивации;

учитывать особенности зрения при рассадке детей в пространстве группы детского сада и позволять ребенку подбирать позу, удобную для максимального использования зрения при работе;

использовать адекватный дидактический материал (рельефный, контурный, яркий, с использованием предметности в подборе дидактического материала);

сочетать описания предмета с активным его исследованием, сопровождающимся активными действиями ребенка;

обеспечивать дозированный режим зрительных нагрузок и специальный режим освещения;

формировать практические умения и способы познавательной деятельности как способом подражания, так и посредством прямого обучения;

умело использовать словесные методы обучения и воспитания слабовидящих дошкольников;

развивать умения и навыки взаимодействия со сверстниками в разных видах деятельности;

во взаимодействие с ребенком вначале вступать лишь одному незнакомому взрослому.

5 слайд

Особенности физического развития детей с нарушением зрения

Дети с нарушением зрения отстают в развитии движений, и отклонения в физическом развитии у них встречается в 3–4 раза чаще, чем у здоровых сверстников. [/h4]

Отмечаются различные нарушения осанки (наличие сведенных вперед и свисающих плеч, крыловидные лопатки, сколиотической установки, сутуловатости, асимметричной установки плечевого пояса, осложненной кривошеей).

Деформации нижних конечностей, выражающиеся в искривлениях стоп, наличие плоскостопия.

Наблюдается снижение двигательной активности из-за недостаточности зрительного контроля и анализа за движением.

В ходьбе характерна волнообразность движения: то в одну сторону, то в другую (обусловлено сложностями ориентировки в пространстве).

В беге у детей наблюдается излишнее напряжение ног и рук, широкая постановка стоп, нарушение согласованности в движениях, низкий наклон головы, отсутствие равномерности, темпа, прямолинейности.

В выполнении прыжков детьми допускаются ошибки во всех фазах.

Характерны нарушения координации и равновесия, что обусловлено недостаточностью развития зрительно-двигательных взаимосвязей.

6 слад

Основные виды деятельности и задачи физического воспитания детей с нарушениями зрения

Виды детской деятельности

занятия физической культурой (по медицинским показаниям адаптивной);

физкультурно-оздоровительные занятия в течение дня: утренняя гимнастика, двигательные разминки (динамические паузы) между статическими видами деятельности, подвижные игры на координацию и равновесие, воздушные ванны и дыхательная гимнастика после дневного сна, подвижные игры и физические упражнения на прогулке;

занятия ритмикой;

подвижные игры;

упражнения на праксис рук, массаж кистей и пальцев;

упражнения в ходьбе;

слушание рассказов, детских литературных произведений об основных движениях, о занятиях физическими упражнениями.

Задачи образовательной деятельности

создание условий для повышения двигательной активности ребенка, укрепления здоровья, охраны и повышения функциональной деятельности сохранных анализаторов;

развитие различных видов двигательных умений, ходьбы как естественного способа передвижения в пространстве;

освоение основ безопасного поведения.

7 слад

Условия коррекционно-педагогической работы по физическому воспитанию детей с нарушениями зренияуспешность коррекции движений зависит от взаимодействия зрительного и кинестетического контроля в результате применения специальных средств и методов, направленных на преодоление двигательных нарушений, снятие мышечного и эмоционального напряжения у детей с нарушением зрения.

Соблюдение ортопедического режима, в котором должны быть отражены его основные правила:

– обучение детей правильной рабочей позе; правильно расположить руки, ноги, ровно держать туловище, голову;

– при ходьбе соблюдать осанку;

– стоять с опорой на обе ноги;

- контролировать себя (например, нельзя сидеть на коленях на полу, долго стоять с опорой на одну ногу)

Уделять особое внимание офтальмологическому аспекту при развитии и коррекции неполноценного зрения детей в условиях учебно-воспитательного процесса.

Целенаправленное формирование у детей с нарушением зрения приемов и способов восприятия движений.

В организации зрительного восприятия у детей с нарушением зрения на занятиях физической культурой и пространственной ориентировкой необходимо:

- создать установку на восприятие;

- формировать умение наблюдать;

- предъявлять оптимальный объем информации на одном занятии;

- учитывать индивидуальные возможности детей (острота зрения, характер патологии) при восприятии предметов и действий в физическом воспитании;

- регулировать в процессе восприятия словесную и наглядную информацию об объектах и действиях;

- обеспечивать страховку при выполнении упражнений, так как боязнь снижает точность восприятия, его полноту;

-готовить место для занятий и для выбора оборудования;

Учет всех офтальмо-гигиенических и педагогических требований с целью повышения функциональной активности зрения, зрительно-двигательной ориентации рекомендуется проводить в специальном зале

8 слайд

Особенности проведения физкультурных занятий для детей с нарушениями зрения

Особенности занятий

Занятия физической культурой являются основной формой организации физического воспитания детей с нарушением зрения.

Занятие проводится по общепринятой структуре и состоит из вводной, основной и заключительной частей, каждая из которых имеет конкретные задачи по развитию различных двигательных навыков и умений.

Необходимо учитывать положение о том, что на занятиях физической культурой ребенку приходится работать с опорой на зрение. Постоянный зрительный контроль приводит к быстрому утомлению детей на занятиях.

Правила организации занятий

Физкультурные занятия проводятся в соответствии с требованиями программ и показаний врача-офтальмолога.

Необходимо опираться и использовать на занятии сохранные анализаторы: осязание и слух.

Строго соблюдать индивидуальный подход в обучении каждого ребенка.

Помнить о детях, имеющих противопоказания к занятиям физической культурой

Предупреждение травматизма на занятиях по физической культуре

9 слайд

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха

Основные особенности психофизического развития детей с нарушениями слуха:

Процесс восприятия - в развитии всех видов ощущений и восприятий у детей с недостатками слуха имеются специфические особенности восприятия

Особенности мышления - наблюдаются трудности в становлении всех мыслительных операций (синтеза, анализа, сравнения, обобщения).

Внимание - характерно более позднее становление высшей формы внимания – произвольного и опосредствованного, неустойчивость внимания, трудности переключения внимания

Память - слабослышащие дети по всем показателям развития образной памяти отстают от нормально слышащих сверстников, реже пользуются приемами опосредствованного запоминания, что отрицательно сказывается на сохранении образов в памяти, в развитии словесной памяти наблюдаются большие сложности.

Речевое развитие - дефицит слуховой информации порождает различные отклонения в речевом развитии.

10 слайд

Особенности развития речи:

чем меньше снижен слух у ребенка, тем выше уровень его речевого развития;

многие слабослышащие дошкольники не понимают обращенной к ним речи и ориентируются в общении на такие факторы, как действия, естественные жесты и эмоции взрослых;

дети с легкой и средней степенью тугоухости могли бы понимать окружающих, но нередко их восприятие речи приобретает искаженный характер из-за не различения близких по звучанию слов и фраз;

искаженное восприятие речи окружающих, ограниченность словарного запаса, неумение выразить себя – все это нарушает общение с другими детьми и взрослыми, что отрицательно сказывается на познавательном развитии и формировании личности детей.

11 слайд

Особенности физического развития детей с нарушением слуха

Специфика их физического развития, обусловлена снижением слуха и нарушением деятельности вестибулярного аппарата

Статические и локомоторные функции отстают в своем развитии. Уже на первом году жизни у детей отмечается отставание в сроках удержания головы, позднее овладение ходьбой.

В раннем и младшем дошкольном возрасте дети часто не владеют тем двигательным опытом, который есть к этому времени у слышащих детей: не умеют бегать, прыгать, лазать, производить простейшие движения по подражанию взрослым.

Сформированные движения характеризуются нарушением координации, ориентировки в пространстве, боязнью высоты, замедленностью и скованностью движений.

При выполнении многих движений, в том числе и бытовых, дети производят излишний шум, неритмичные и замедленные движения, так как у детей нарушен контроль за движениями со стороны слухового анализатора.

Нарушения моторики, шаркающая и шаткая походка при ходьбе и полусогнутые ноги при маленькой амплитуде движений рук и небольшом наклоне туловища при беге. Поэтому движения не имеют пластичности и точности.

Часто встречаются нарушение осанки, сколиоз, сутуловатость, плоская грудная клетка, крыловидные лопатки, плоскостопие.

Ярко выражено отставание в скорости двигательной реакции и одиночного движения.

Отставание в развитии двигательной памяти и снижение статического и динамического равновесия

В дыхательной системе имеются такие отклонения, как недостаточность жизненной емкости легких, неумение согласовывать дыхание с ритмом устной речи.

12 слайд

Основные задачи и формы физического воспитания детей с нарушениями слуха

Формы детской деятельности

Утренняя гимнастика проводится во всех возрастных груп-пах под руководством воспитателя. Необходимо использовать звуковые сигналы (музыкальные инструменты) или музыкальное сопровождение (аудиозаписи)

Подвижные игры проводятся на прогулках и в перерывах между занятиями. В процессе проведения подвижных игр особое внимание уделить формированию реакции на словесный или звуковой сигнал

Физкультминутки

Фонетическая ритмика – это система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса) включают в себя упражнения по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа, игры, помогающие обрести раскованность и непринужденность

Физкультурное занятие включает три части: вводную, основную и заключительную.

Задачи образовательной деятельности

создание условий для гармоничного физического развития, укрепления здоровья;

закаливание детского организма;

развитие потребности в двигательной активности;

формирование основных движений и двигательных качеств;

развитие и тренировка функции равновесия;

формирование правильной осанки;

коррекция и профилактика плоскостопия;

развитие дыхания, координации движений и ориентирования в пространстве.

13 слайд

Основные правила организации физического воспитания детей с нарушениями слуха в условиях дошкольной образовательной организации

На занятиях по физической культуре дети обязательно должны общаться посредством словесной речи, а для адекватного опознания слабослышащими детьми эмоционального состояния другого человека необходимы четкие внешние проявления у педагогов мимики, жестов, пантомимики в процессе общения, понятность и однозначность ситуации.

Упражнения в ползании, лазанье, перелезание легко усваиваются и охотно выполняются детьми. Однако лазанье по гимнастической стенке у детей с нарушениями слуха отличается раскоординацией, замедленностью, неуверенностью, боязнью высоты. Поэтому лазанье с опорой только на руки противопоказано детям, так как мышечно-связочный аппарат плечевого пояса недостаточно развит, дыхание при таком виде движений затруднено.

У многих глухих и слабослышащих детей имеются нарушения чувства равновесия. Развитию этой функции способствуют специальные упражнения в ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании и другие движения.

Различные упражнения на формирование осанки в обязательном порядке включаются во все занятия при выполнении различных видов упражнений.

Глухие дети нуждаются в строгой организации, поэтому для наибольшей эффективности занятий целесообразно участие в них двух взрослых (на группах компенсирующей направленности).

Дети с нарушениями слуха не могут услышать объяснение, поэтому педагог, показывающий упражнение, должен быть хорошо виден.

14 слайд Важно также помнить, что детям с нарушениями слуха на всех этапах развития при выполнении физических упражнений необходима помощь взрослого в виде показа, причем детям дается образ движения в целостном виде, без акцентирования внимания на отдельных элементах.

Должное внимание уделять воспитанию у детей чувства ритма, умения различать тактильно-вибрационные и доступные звуковые сигналы (постукивание по столу рукой, по полу ногой, шум проезжающего по улице транспорта, сигнал электропоезда, залпы праздничного салюта и т. п.).

Следить за тем, чтобы у детей не образовалась шаркающая походка, чтобы они научились без стука закрывать двери, бесшумно передвигать и ставить стулья, гимнастическое оборудование и т. д.

На занятиях целенаправленно проводятся упражнения на развитие речевого дыхания, способствующие формированию правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. Упражнения на развитие голоса, речевого дыхания, темпа и ритма проводятся с музыкальным сопровождением и без него

На занятиях во всех возрастных группах используется звуковое сопровождение: удары в бубен или барабан, которые служат сигналом для начала и окончания движений, их смены, регулирования скорости ходьбы, бега, частоты прыжков.

Внимание! Противопоказаниями для занятий спортом для детей с нарушениями слуха являются те виды спортивной деятельности, которые связаны с высоким уровнем шума, вибрацией, сотрясением, натуживанием при выполнении силовых упражнений, так как они могут спровоцировать прогрессирование тугоухости.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Нетрадиционные формы работы с детьми на занятиях по физической культуре — игры-путешествияНетрадиционные формы работы с детьми на занятиях по физической культуре — игры-путешествия В декабре на базе МБДОУ «Детский сад N 11» (г. Сасово, Рязанская область) в рамках работы городского ресурсного центра «Движение - это.

Опыт работы с детьми 3–4 лет с нарушениями зрения по формированию целостного образа предметов. Картотека дидактических игрОпыт работы с детьми 3–4 лет с нарушениями зрения по формированию целостного образа предметов. Картотека дидактических игр Аннотация В данной статье хочется опубликовать опыт работы с детьми с нарушениями зрения 2 младшая группа. При проведении тифлопедагогического.

Мастер-класс для учителей начальных классов «Особенности работы с детьми в условиях проекта» «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТА» Уважаемые коллеги! Основная цель мастер – класса, проводимого сегодня – это повышение мотивации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации работы инструкторов по физической культуре с детьми с нарушениями зрения и слуха в условиях ДОУ
Опубликовано: 20 сентября 2024 в 06:37
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности организации работы инструкторов по физической культуре с детьми с нарушениями зрения и слуха в условиях ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Надия Ахмедьянова (УИ 268245) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД