людмила жукова
Особенности организации музыкальных занятий в группах раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка сопровождает пребывание ребёнка в детском саду ежедневно.
От пропевания первых потешек в младшей группе до исполнения вокальных номеров на выпускном — этап дошкольного образования, частью которого всегда было знакомство с музыкальным искусством.
Музыкальное воспитание дошкольников реализуется в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое» и отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
Публикация «Особенности организации музыкальных занятий в группах раннего возраста» размещена в разделах
Цель музыкальной деятельности в современном детском саду — приобщение детей к искусству через всестороннее развитие физических и психоэмоциональных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.
Знакомство с музыкальным искусством осуществляется в рамках образовательного процесса в детском саду согласно ФГОС
Основой музыкального воспитания и развития детей раннего возраста является слушание – восприятие музыки. Особенность организации этого процесса в том, что нельзя включить музыку и уйти. Ребенку нужно узнать не только о чем поется в песенке, но и важна реакция взрослого на звучащую музыку.
Если взрослый морщится, услышав классическую музыку, то и ребенок начинает присваивать негативное отношение взрослого к музыке.
Необходимо помнить: отношение к музыкальному произведению взрослого становится опытом восприятия музыки для малыша! Поэтому, прежде чем научить ребенка, нужно научиться самим проявлять реакцию на звучащее произведение.
То же самое происходит и на музыкальных занятиях, воспитатель – близкий человек для детей, пример и помощник.
Поэтому на музыкальных занятиях в ясельной группе проводником от музыке к ребенку является именно воспитатель и музыкальный руководитель. К тому же, ребенок раннего возраста является самым благодарным и внимательным слушателем и воспринимает все звуки набело, а значит переписать уже ничего нельзя.
Если в первые годы жизни ребенок слышит от близких брань, крики, то это может стать для него нормой, и впечатления, полученные от слушания музыки в детском саду не смогут заменить тот самый первый жизненный опыт. Такие дети, как правило, негативно воспринимают то, что отличается от мира их семьи.
Еще одной особенностью работы с детьми этого возраста является исключения насилия в обучении ребенка танцевальным движениям, играм, хороводам, игре на детских музыкальных инструментах. Иногда приходится наблюдать как мама (бабушка) заставляет ребенка выполнять то или иное движение, которое предлагается, например, в музыкальных разминках.
Когда взрослый человек берет ножку малыша и начинает ставить ее на пятку (элемент танца «Гопачок»). Или рукой ребенка с погремушкой стучит по его ладошке, выполняя упражнение с погремушкой. Или наклоняясь близко к лицу ребенка, начинает демонстрировать ему, как нужно выполнять руками «фонарики».
Это не допустимо! Иначе такое насильственное воздействие может вызвать обратную реакцию! В детском саду воспитатель физически не может подойти к каждому ребенку и управлять им, и ребенок, наблюдая со стороны, что и как выполняет воспитатель и музыкальный руководитель, воспринимает это более осознанно.
Хотя не все дети могут воспроизвести, например, танцевальные движения сразу, должно пройти некоторое время, пока в коре головного мозга произойдет обработка и усвоение увиденного. Как только дома, в спокойной, привычной для малыша обстановке ему представится такая возможность, он обязательно повторит все, что увидел на музыкальном занятии в детском саду.
Встречаются дети, которые пассивны на музыкальных занятиях, а дома напротив, поют и танцуют. Это не повод для беспокойства родителей и педагогов. Если ребенок музыкален дома, то он обязательно проявится и в детском саду, это всего лишь вопрос времени. Многократность повторения одного и того же материала, будь-то сказка, песенка, потешка, загадка, пляска и т. д.
– это еще одна особенность в работе с детьми раннего возраста. Если взрослые устают от повторений, то малыш чувствует себя вполне комфортно, повторяя знакомую песенку или пляску.
Исполнение понятного, доступного, очень хорошо усвоенного ребенком музыкально-художественного материала вызывает у малыша чувство полного удовлетворения, повышает веру в свои силы, дает ощущение причастности к миру окружающих его взрослых. И об этом должны помнить и педагоги, и родители.
Для развития голоса и слуха малыша большое значение имеет интонационная выразительность речи окружающих их взрослых. Не даром, в старину, мама прижимала ребенка к груди и пела колыбельные песни. Певческий аппарат ребенка, как бы настраивался во сне и формировался. И для того, что бы ребенок чище и четче воспринимал, а в дальнейшем мог и воспроизвести песню, на занятиях в ясельной группе, большая часть песенного материала исполняется а капелла, аккомпанемент самый ненавязчивый, подключается после усвоения песенки детьми.
Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в рамках индивидуального и дифференцированного подходов в соответствии с ФГОС ДО.
Руководитель наблюдает за развитием музыкальных способностей и формированию предпочтений в пении и танцах у каждого воспитанника.
Для удобства оценки педагог может провести мониторинг уровня умений и навыков детей несколько раз в течение учебного года. Условием для индивидуализации работы становится и низкий показатель музыкального развития, и высокий.
Руководствуясь этими принципами, родители и педагоги детского сада могут создать благоприятную почву для взращивания талантливых, музыкально – творческих, чувствующих личностей.