Герасименко Анна
Особенности организации двигательного режима в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Группы компенсирующего вида организуются на основании заключения ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) по результатам обследования ребенка и согласия родителей (законных представителей). (30)
Режим работы групп компенсирующей направленности устанавливается согласно Уставу ДОО. Образовательный процесс в группах компенсирующей направленности включает гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие детей с ОВЗ и выполнение государственного стандарта. Организация воспитательной работы предусматривает создание условий для развития различных видов деятельности с учетом состояния здоровья детей с ОВЗ.
Публикация «Особенности организации двигательного режима в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
Деятельность групп компенсирующего вида направлена на создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой сферы, познавательной, двигательной активности, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровления. Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, формирование компетенций, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в школе. (30)
Рассмотрим особенности проведения мероприятий двигательного
режима с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР в группе компенсирующей направленности.
Под общим недоразвитием речи понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы : словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. При этом отмечается нарушение формирование как смысловой, так и произносительной сторон речи. Одним из ведущих признаков ОНР является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3 – 4 годам, а иногда и к 5 годам. Речь детей аграмматична, недостаточно фонетически оформлена, малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. (7, с. 128)
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. Наряду с общей соматической ослабленностью детям с ОНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении движений, снижении скорости и ловкости выполнения. (11, с. 47)
Физическое развитие и воспитание детей с ОНР старшего дошкольного
возраста является органичной частью воспитательно -образовательного процесса в группе компенсирующей направленности.
В физическом развитии и воспитании дошкольников с ОНР индивидуализация определяется следующими факторами:
состоянием здоровья детей (на основе группы здоровья определяется физическая нагрузка, характер закаливающих процедур, оптимальные виды двигательной деятельности);
характером двигательной активности (объем, интенсивность и содержание двигательной деятельности у детей различна, в связи с этим выделяются дети с высоким уровнем двигательной активности, средним, малоподвижные);
уровнем физического развития и физической подготовленности (антропометрические показатели, уровень развития физических качеств: силы, ловкости, быстроты, выносливости и т. д.);
уровнем двигательного развития ( степень овладения детьми основными видами движений: ходьбой, бегом, прыжками и др.);
половой принадлежностью ребенка. (19, с. 209)
Учет вышеназванных особенностей в организации физкультурно-оздоровительной деятельности необходим, поскольку определяет выбор оптимальных форм и методов оздоровления детей с ОНР, обеспечивает адекватную оценку их физического и двигательного развития, что в свою очередь способствует поддержанию и развитию детской индивидуальности.
Двигательная деятельность предоставляет широкие возможности для
проявления личностных особенностей детей с ОНР, раскрытия творческого
потенциала в двигательной сфере благодаря разнообразию видов двигательной активности, непринужденности и раскрепощенности детей в движениях, мышечному удовольствию и радости. Ребенок получает возможность проверить свои физические силы, быть успешным и признанным (в подвижных играх, эстафетах и др., преодолеть имеющиеся страхи и неуверенность при выполнении движений. Безусловно, все, что ребенок делает в течение первых лет своей жизни, становится основой не только для формирования последующих двигательных навыков, но и для личностного развития – когнитивного, социального, эмоционального.
В группах компенсирующей направленности для детей с ОНР решение задач физической культуры дошкольников возможно лишь при условии привлечения детей к активным занятиям физическими упражнениями в различных формах, что обеспечивает наибольший педагогический и оздоровительной эффект.
Двигательный режим в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи обеспечивается следующими формами работы:
прием детей, самостоятельная двигательная деятельность – ежедневно;
утренняя гимнастика – ежедневно, 10 минут;
прогулка (1 половина дня) : подвижные игры и физические упражнения; самостоятельная двигательная деятельность; индивидуальная работа по развитию движений и регулированию двигательной активности детей;
образовательная деятельность по физическому развитию детей (3 раза в неделю по 25 минут);
подвижные игры и упражнения под руководством воспитателя (ежедневно 10 минут);
образовательная деятельность по музыкальному развитию детей,
логоритмические занятия (2 раза в неделю по 25 минут);
физминутки (ежедневно, 1-3 минуты);
пальчиковая гимнастика (ежедневно);
упражнения на координацию речи и движений (ежедневно);
артикуляционная гимнастика (ежедневно);
гимнастика после сна (ежедневно, 8-10 минут);
динамический час (2 раза в неделю);
прогулка (2 половина дня) : подвижные игры; самостоятельная двигательная деятельность;
физкультурный досуг (1 раз в месяц, 30 минут);
физкультурный праздник (1 раз в год, 50 минут);
День здоровья (1 раз в квартал). (19, с. 210)
Каждая из перечисленных форм организации физического воспитания детей с ОНР имеет собственную целевую направленность и призвана решать свои специфические задачи. Игнорирование какой-либо из форм существенно обедняет процесс физического воспитания и не способствует комплексному решению физкультурно-оздоровительных и коррекционных задач.
Специфичными формами физкультурно-оздоровительной работы в группах компенсирующей направленности для детей с ОНР являются логоритмические занятия, ежедневное проведение пальчиковой гимнастики, упражнений на координацию речи и движений, артикуляционной гимнастики. (5, с. 81)
Логоритмика это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных упражнений происходит коррекция и развитие двигательной и речевой сферы детей, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются важные личностные качества, такие как саморегуляция и произвольность движений и поведения. Занятия проводят музыкальный руководитель, учитель-логопед и
воспитатель группы. (5, с. 82)
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов речедвигательного аппарата, умения синтезировать простые движения в сложные, что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка. (11, с. 95)
Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно на вечерних коррекционных занятиях воспитателя во второй половине дня, на логоритмических занятиях, может проводиться в ходе утренней гимнастики.
Ежедневно в группах компенсирующей направленности проводится пальчиковая гимнастика и упражнения на координацию речи и движений. Упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в сочетании с другими движениями (например, с ходьбой, в том числе и на месте, с элементарными упражнениями для рук и ног) и направлены на развитие ручной умелости, мелкой моторики и координации. Кроме того, они способствуют улучшению памяти, развивают фантазию и речь ребенка. (11, с. 96)
Следовательно, физкультурно-оздоровительная работа, проводимая в группе компенсирующего вида – это работа, направленная на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка с ОНР: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация поставленных задач, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями коррекционных групп в условиях специально организованных форм
оздоровительной работы.
В работе с детьми с ОНР необходимо использовать личностно-ориентированный подход, как в воспитании, так и в обучении. Ведущий принцип– учёт личностных особенностей ребёнка с недоразвитием речи, учёт его интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка с ОНР закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью. (17, с. 148)
В процессе взаимодействия с ребенком с ОНР следует также заботиться о его психическом и социальном здоровье, благополучии. Основная задача связана с обеспечением эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, физическая культура охватывает все стороны жизни и воспитания, которые имеют решающее значение для физического развития двигательной сферы детей с ОНР. Специфичными формами физкультурно-оздоровительной работы в группах компенсирующей направленности для детей с ОНР являются логоритмические занятия, ежедневное проведение упражнений на координацию речи и движений, пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики.