МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Особенности организации детского экспериментирования»

Ульяна Нешина
Мастер-класс для педагогов «Особенности организации детского экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Особенности организации деятельности – детское экспериментирование.

Подготовила: Нешина Ульяна Константиновна – воспитатель МАДОУ «ДС № 15 г. Благовещенска»

Цель:

Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов дошкольников.

Задачи:

Познакомить с определением понятия – детское экспериментирование. Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.

Материалы:

Содержание:

1. Определение понятия детское экспериментирование

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Особенности организации детского экспериментирования“» размещена в разделах

2. Совместное экспериментирование

3. Выводы

4. Рефлексия

Ход мастер – класса :

(Слайд 1)

Здравствуйте уважаемые коллеги и члены жюри. Хочу представить вам моего любимого помощника «Ньютошу» и его друзей.

Мой «Ньютоша» совсем не прост.

Вроде бы обычный шарик.

Только твёрдый, когда сильно жмёшь

И мягкий когда его ласкаешь.

А вот какой хранит в себе секрет?

Нам разгадать поможет эксперимент.

А вам хотелось бы разобраться в том, что такое эксперимент, и детское экспериментирование? Сегодня мы с вами постараемся понять, в чём особенности организации детского экспериментирования.

(Слайд 2)

Эксперимент – это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях, с активным взаимодействием с изучаемым объектом. Эксперимент служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами. По мнению ряда учёных, экспериментирование является одним из методов познавательного развития дошкольников.

По определению Николая Николаевича Подъякова детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний.

(Слайд 3)

Можно сказать, что это детская деятельность, в результате которой ребёнок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие. Воспитатель выступает как партнёр незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, добытые самостоятельно являются осознанными и более прочными.

(Слайд 4)

В процессе организации детского экспериментирования я придерживаюсь определённой структуры, тему для исследования выбираю с учётом интересов детей и в соответствии с темой проекта.

(Слайд5)

Для того чтоб заинтересовать детей и привлечь их к познавательной деятельности я создаю проблемную ситуацию. Например: «Незнайка собрался в поход на Камчатку, а мы знаем, что там расположены вулканы. Что нам нужно сделать, чтоб Незнайка не попал в беду?»

Иногда детям даю возможность попробовать и выбрать лучший вариант. Например: «Из чего нам лучше сделать лодку для дедушки Мазая», дети пробуют, какие материалы тонут, а какие нет. Важно что бы ребёнку было понятно, зачем он это делает.

Наличие проблемы, создание интереса способствует созданию положительной мативации у детей к деятельности. Создать мативацию мне помогают различные герои. Это и сказочные персонажи, и герои любимых мультфильмов, и представители разных профессий. Мной создан в группе исследовательский клуб «Любознайка – Kids» Я попрошу вступить в наш клуб трёх участников конкурса. В нём Ньтоша вроде помогатора. Он и совет даст, и на мысль подтолкнёт, и успокоит, если что-то не получается. Для вас он подготовил задания. Вы можете приступить к их выполнению.

(Слайд 6 клуб)

К нам часто приходят с интересными предложениями и вопросами «Симка и Нолик», их знают все – это герои любимого мультсериала «Фиксики». Недавно они спросили детей, а можно ли сохранить снег до самого лета? Как вы думаете, что ответили дети? У них было много вариантов, в том числе в холодильнике, закатать в баночку, надеть шубу, выкопать яму, отвезти к Деду Морозу и т. д. Тогда Фиксики спросили у детей, слышали ли они об искусственном снеге? Они слышали, но никогда не видели его, а так хотелось бы из него кого, то слепить и чтоб не таял. Какой он? Из чего его можно сделать? Вот проблема. (Дети говорили из порошка, из пенопласта и т. д.) И тут приходит на помощь Ньютоша. Искусственный снег значит настоящий или нет? Давайте попробуем его сделать из соды и пенки для бритья. Вот гипотеза. Обязательно даются правила поведения в лаборатории. Даётся схема и задаётся вопрос. (Слайд со схемой) Что мы будем делать? Что произойдёт, если мы будем следовать этой схеме? Этот вопрос помогает выдвинуть предположение? (Получится или нет) У детей всё всегда получится, единицы сомневаются. Далее мы учимся планированию, при помощи наводящих вопросов дети описывают какие действия, они будут выполнять, планируют ход ведения эксперимента. В процессе проведения эксперимента мы с детьми обсуждаем, рассуждаем, некоторым я помогаю советами. Идёт проверка наших предположений на практике. После проведения эксперимента проводится анализ того что получилось. Обращение к участнику №1 (делает по схеме снег, лепит снеговика) :

- Что у вас получилось и что вы для этого делали?

Какой можно сделать вывод: Из пены для бритья и соды можно сделать искусственный снег. Спасибо.

Сколько же радости и удивления в глазах детей, а удивление – это первая ступенька к исследованию окружающего мира.

Чаще мы организуем эксперименты, в которых дети могут сами делать открытия и выводы. «Как очистить пляж от железного мусора», «Из какого материала сшить фартук для Золушки, что бы она не намочила платье». В таких экспериментах дети самостоятельно планируют деятельность, находят способы деятельности, делают вывод на основе самостоятельных действий.

Ещё больше радости и удивления испытывают дети, когда сталкиваются с чем то похожим на волшебство. Пусть это будет «Хэнд гам» по другому ручная жвачка или магнитный пластилин. Этот пластилин взаимодействует с неодимовым магнитом. У кого в руках эта коробочка с пластилином вы можете посмотреть, что он из себя представляет. Изобрёл его Джо Маквикер в середине прошлого века. В состав этого магнита входят миллионы крошечных кусочков магнита. При взаимодействии он поглощает магнит. Чем ни волшебство наблюдать за действием невидимой силы. А вот эксперименты с жидкостями доставляют детям особое удовольствие. Посмотрим результат волшебства под названием «Лавовая лампа» Участник №2 описывает то, что он делал и что получилось.

Вывод масло легче воды.

Теперь посмотрим волшебную «Неоньютоновскую» жидкость. Участник № 3 описывает как её делал. Что это за жидкость? Можно сказать так, что это жидкость которая при быстром взаимодействии меняет своё жидкое состояние на твердое. Чем она отличается от обычной жидкости? Для чего нужна эта странная жидкость? У детей сразу возникало много вопросов. На основе этой жидкости начинают выпускать бронежилеты для военных, в автомобильной промышленности моторные масла, в косметологии: крема, блески для губ и многое другое. Спасибо.

В нашем экспериментальном клубе накопилась очень хорошая база, и мы к маю месяцу планируем выпустить свою книгу, в которой будет подробное описание всех экспериментов, которые мы проводили. В ней будет 8 разделов. Это такие как:

Объекты неживой природы

вода, свойства воды, необычные жидкости.

воздух и его свойства.

твердое тело: песок, глина, почва, дерево, железо, резина, бумага, стекло, пластмасса.

свет: отражение света, источники света.

цвет: что такое радуга, смешение цветов.

Звук.

магнетизм: магнит и его свойства.

увеличительное стекло.

В данный момент между семьями проходит конкурс на лучшее название этой книги.

Уважаемые коллеги сегодня мы с вами познакомились с тем, что при организации детского экспериментирования важно придерживаться следующих условий:

- выбор темы и объекта исследования осуществляется с учетом интересов и жизненного опыта детей;

- необходимо создание мотивации у детей к деятельности

- использование проблемных ситуаций.

- ведение диалога с детьми.

- поощрение выдвижения детьми гипотез.

- осуществлять по мере возможности проверку всех предположений.

и формулировать выводы.

Уважаемые коллеги, проведем рефлексию:

1. Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса.

2. Полезна ли была вам информация мастер - класса.

3. Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию. И желание применять его в своей работе прошу вас улыбнуться.

А на последок я хочу вам подарить руководство в изготовлении антистрэссового шарика «Ньютоши». Он состоит из неоньютоновской жидкости и шарика. На этом мой мастер – класс подошёл к концу. Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Особенности организации экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики. Одним из.

Доклад «Особенности организации дня рождения воспитанников в условиях детского дома-интерната» "Особенности организации Дня рождения с воспитанниками в условиях детского дома-интерната. " Исследования психологов и педагогов в области.

Консультация «Особенности организации инклюзивной практики в ДОУ» Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующего инклюзивную практику, предполагает необходимость создания такой структурно-функциональной.

Мастер-класс для педагогов «Подвижные игры в период адаптации в раннем возрасте» Мастер - класс для педагогов "Подвижные игры в период адаптации в раннем возрасте" МБ ДОУ Детский сад №18 Рязанская область город Касимов.

Организации детского экспериментирования. Опыты с Кока-Колой. Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов ДОУ. Задачи: • Познакомить с определением понятия.

Особенности организации прогулки для детей с ОВЗ Уважаемые коллеги! Я работаю воспитателем в разновозрастной группе компенсирующей направленности «Весёлые ребята» МБДОУ «Детский сад комбинированного.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Старшая группа ОВЗ. Образовательная среда в детском саду предполагает.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации Духовное и материальное состояние общества зависит от тех основ, которые заложены в сознании детей. Психологи утверждают, что на развитие.

Особенности экспериментирования в группе раннего возраста Ребенок рождается исследователем. Неутолимое любопытство, постоянное стремление что-либо разбирать (например игрушки, будильник и т. д. ,.

Особенности экспериментирования в группе раннего возрастаОсобенности экспериментирования в группе раннего возраста Ребенок рождается исследователем. Неутолимое любопытство, постоянное стремление что-либо разбирать (например игрушки, будильник и т. д. ,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Особенности организации детского экспериментирования»
Опубликовано: 6 марта 2017 в 15:37
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Особенности организации детского экспериментирования»» (включая файлы) размещена пользователем Ульяна Нешина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД