Татьяна Коростелева
Особенности обучения дошкольников началам математики
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие науки и техники, обилие информации и всеобщая компьютеризация определяют все возрастающую роль математических знаний. Ведь только математика дает огромные возможности для интеллектуального развития детей, позволяет упражнять не только их память, но и мыслительные процессы. Дети учатся думать, догадываться, доказывать. Это особенно важно, ибо народная мудрость гласит: «Ум без догадки гроша не стоит».
Публикация «Особенности обучения дошкольников началам математики» размещена в разделах
В настоящее время прослеживается два подхода к содержанию обучения началам математики. Ряд ученых педагогов эффективность математического развития детей видят в расширении информационной насыщенности занятий, вплоть до введения материала программы 1 класса. Другие, и мое мнение с ними совпадает, отстаивают позицию обогащения содержания, направленного на развитие интеллектуальных способностей и формирование содержательных, научных представлений и понятий. Не зря психологи утверждают, что в дошкольном возрасте не следует стремиться к искусственной акселерации детей. Важно другое - активно обогащать те стороны развития, к которым каждый возраст наиболее чувствителен и восприимчив. При этом необходимо руководствоваться идеей развивающего обучения – ориентироваться не на достигнутый уровень развития детей, а чуть забегать вперед, чтобы ребенку необходимо было приложить некоторые усилия для овладения материалом.
При поступлении в детский сад у малышей 3 летнего возраста уже имеются кое-какие математические представления. Поэтому педагогу необходимо прежде всего выяснить, чем ребенок уже владеет. Для этого можно использовать дидактические игры («Оденем кукол», «Собери пирамидку», «Матрешки», «Что изменилось?» и т. д., сказки («Репка», «Теремок», «Три медведя» и т. д., поручения (возьми 1,2 кубика, принеси маленький мяч, посади большую куклу в коляску и т. д., наблюдения (дом – высокий, низкий; дерево – толстое, тонкое и т. д.). Только после этого составляется план по развитию математических представлений у детей младшего дошкольного возраста, неразрывно связанный с общей воспитательной работой в группе в играх, на занятиях, на прогулках и т. д. При этом необходимо помнить, что важнейшими условиями эффективности математического развития являются систематичность, последовательность, индивидуальный подход. Содержание развития первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста довольно обширно. Оно включает в себя:
- усвоение детьми величины предметов и сравнение этих величин;
- понятие «количество» и овладение счетом;
- знакомство с геометрическими формами;
- развитие представлений о пространственных отношениях;
- развитие представлений о времени.
Все эти разделы последовательно связаны друг с другом и усваиваются ребенком постепенно, начиная с младшей группы детского сада. Вся работа строится по принципу постепенного движения от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому, от эмпирического к научному.
Практика обучения началам математики показала, что на его успешность влияет не столько содержание материала, сколько форма его подачи. Объяснение должно быть четким, ясным, конкретным, доступным восприятию ребенка данного возраста, а самое главное, увлекательным. Знания, данные детям в занимательной форме, дают неизмеримо больше, чем сухие, нудные упражнения. Как начинают искриться глаза ребенка, когда ему предлагают отправиться в чудесное путешествие! Хотя он прекрасно знает, что во время пути ему придется решать сложные математические задачи, рассуждать, логически мыслить, обосновывать свои действия. Тем не менее, это его не пугает. Ребенок увлекается игрой, стараясь помочь каждому персонажу, попавшему в беду. В результате, даже не подозревая, он с удовольствием выполняет все задачи, поставленные педагогом перед детьми.
Таким образом, эффективное формирование математических представлений у детей дошкольного возраста должно происходить в сочетании игровой, проблемно-поисковой и практической деятельности. Использование сюрпризных моментов, игровых и проблемных ситуаций, развивающих, логико-математических, занимательных игр и упражнений вызывает у детей интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на пути, к самостоятельному поиску решения и достижения поставленной цели. Это, в свою очередь, способствует развитию познавательной активности, аналитического восприятия, устойчивого внимания, памяти, речи, пространственного воображения, формирует нравственно-волевую и мотивационную сферу личности ребенка.