Ирина Ткаченко
Особенности обучения детей раннего возраста (4–5 лет)
Методическая разработка
Особенности обучения детей раннего возраста (4-5 лет)
В наше время принято как можно раньше начинать развитие своего ребенка. Занятия хореографией – один из самых востребованных видов развития. Благодаря танцам ребёнок гармонично развивается не только физически, но и эмоционально, творчески. Многие исследования психологов доказали, что дети, занимающиеся танцами, добиваются больших успехов в учебе, чем их сверстники, а также опережают их в общем развитии. Танец помогает формировать начальные математические и логические представления ребенка, тренирует навыки ориентирования в пространстве, развивает речь. Занятия танцами помогают развить такие качества, как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Ритмика, пластика формируют основные двигательные умения и способности, препятствуют нарушению осанки. Такие занятия обогащают двигательный опыт ребенка, совершенствуют моторику, развивают активные мыслительные действия в процессе физических упражнений. Даже самые замкнутые дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.
Публикация «Особенности обучения детей раннего возраста (4–5 лет)» размещена в разделах
В работе с маленькими детьми есть свои особенности. Основные из них - рассеянное внимание, быстрая утомляемость, проблемы с поведением. Все это естественно для такого возраста.
Моя первая задача, как педагога расположить ребенка к себе. Познакомить его с другими участниками коллектива. Создать атмосферу доверия и дружелюбности. Ребенок должен почувствовать себя комфортно в новой обстановке и с интересом идти на занятия. Очень хорошо, если на занятиях дети сдружатся. В таком раннем возрасте большинство детей еще очень привязаны к матери, и неохотно с ней расстаются даже на короткий срок – плачут. Важно заинтересовать и расположить ребенка к себе, чтобы он спокойно заходил в зал на занятия.
Приобщать к танцу надо начинать в форме игры. Под специальную музыку мы разучиваем элементарные движения, имитируя то, о чем поётся. У маленьких детей очень развито образное мышление, и поэтому мало просто показывать движения, нужно обязательно все комментировать. Очень хорошо, если движения будут сопровождаться образами или символически как-то называться. Например, прыгаем как зайчики, полетели, как птички. В партерной гимнастике: округлим спинку, как кошечки, упражнение «ниточка-клубочек» и т. д. При работе в партере следует обратить особое внимание на неокрепший мышечный корсет. Следует быть максимально аккуратными на этапе растяжки. Пусть ребенок тянется самостоятельно – педагог же поправляет и направляет его. Также в игровой форме учимся ориентироваться в пространстве и основным перемещениям в танце – собираемся в круг, выстраиваемся сначала в одну линию, потом в две. Вырабатываем чувство ритма, посредством хлопков и притопов в такт музыке.
В целом маленькие дети – кинестетики, т. е. им нужно пробовать, а не слушать или смотреть, поэтому занятия хореографией как нельзя лучше соответствуют данному требованию в развитии малышей. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха. Нервная система в этом периоде жизни ребенка еще не совершенна, преобладает процесс возбуждения. При ведении занятия с данным возрастом нужно это учитывать, и периодически переключать внимание детей. Основной индикатор того, что ребенок заметил слабину в образовательно-воспитательном процессе – капризы. Корректировка подобного поведения в переключении внимания на другой объект.
На своих занятиях я для детей не только педагог, но и друг. Правильный симбиоз этих ролей позволяет добиться от них желаемых результатов. Наши результаты – это первые элементарные танцы. К праздникам я готовлю с ними номерами, таким образом, приобщая их к выступлениям. Привыкнув с ранних лет выступать перед зрителями (сначала это небольшие представления перед родителями, в дальнейшем они будут спокойно и раскрепощенно чувствовать себя на сцене и перед большой аудиторией.
Системное обучение, подача танцевальных движений в небольшом объёме дает детям возможность лучше закрепить и усвоить материал, а различное их сочетание развивает творческое видение и фантазию детей.
По-моему опыту дети, которые занимаются танцами с ранних лет, выделяются среди других. По мимо хорошо развитой физической формы, они более свободны в общении, самостоятельные, уверенные. Танцы позволят развить ребенка с ранних лет физически, морально и эмоционально.