Марина Апаназова
Особенности нейропсихологического статуса детей 5–9 лет.
Консультация для педагогов и родителей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Нейропсихология детского возраста – наука о формировании мозговой организации психических процессов. В результате обследования выявляются базисные патогенные факторы, а не актуальный уровень знаний и умений.
Для каждого этапа психического развития необходима потенциальная готовность комплекса определённых мозговых образований к его обеспечению. Предлагаемое деление на синдромы «несформированности» и «дефицитарности» связано (методологически) с тем, что субкортикальные образования к концу первого года жизни практически завершают своё стрктурно-морфологическое развитие и их состояние не может обозначаться как несформированное.
Публикация «Особенности нейропсихологического статуса детей 5–9 лет,» размещена в разделах
Описание «функциональная несформированность «имеет место там, где продолжается морфогенез той или иной мозговой структуры (для лобной доли этот период продолжается до 12-15 лет).
По данным нейропсихологов, психофизиологов 42% детей в возрасте 5-9 лет имеют в своём анамнезе недостаточность корково - подкорковой регуляции, задержку становления функциональной левополушарной доминанты, дефицитарность базальных структур головного мозга.
Прогноз.
С возрастом у детей уменьшаются симптомы и нормализуется поведение.
Например:
• запаздывание в определении ведущей руки знаменуется задержкой дебюта формирования доминантного по речи полушария вплоть до 10-12 лет : дефекты фонетико-фонематического анализа, обеднённость самостоятельной речевой продукции, обилие аграмматизмов, становление обобщающей и регулирующей функции слова;
• полимодальные нарушения мнестической деятельности в звене избирательности (по ведущим каналам восприятия);
• при перекрёстных (реципрокных) движения отмечается дефицит тонуса мышц – обучение идёт быстро;
• необходимо учитывать, что при ускорении темпа деятельности возникает трудность возврата к предыдущей скорости в данный промежуток времени;
• простейшие двигательные программы опираются на механизмы вербального программирования и контроля – если при обучении исключить собственное речевое сопровождение (прикусывание языка); автоматизация навыков будет идти легче;
• опережающее развитие структурно-топологического компонента по отношению к координатной составляющей будет проявляться в поиске правой и левой части тела, зеркальном написании букв, в то время как копирование геометрических фигур идёт успешно;
• сформированность квазипространственных представлений соответствует возрасту, а вот недостаточность произвольности и контроля проявится в ошибках по невнимательности и импульсивности;
• именно мотивационный фактор мобилизует ресурсы произвольной регуляции.
20% детей другой категории характеризуются так же проявлениями дефицитарности базальных структур головного мозга и дисфункцией правого полушария.
Последние привносит некоторые отличительные особенности в характеристику детей :
• выраженная неустойчивость возрастной динамики;
• достаточно сформированы произвольная регуляция и самоконтроль только в структурированных занятиях, а внимание при неоднократно повторяющихся действиях;
• в ситуации без установленных правил провоцируется гиперактивность и импульсивность;
• полимодальность мнестической деятельности так же присутствует, так при запоминании слов - литеральные парафазии, а в зрительной памяти нарушения порядка сочетаются с обилием параграфий, реверсий на 180 градусов (для нижнестволовых дисфункций патогномонично 90-градусные) и контаминаций, искажений (видоизменения и трансформации);
• речь и мышление имеют подчёркнуто «взрослый», штамповый оттенок с интонционно-мелодическими и жестомимическими компонентами;
• при выполнении двигательных проб основные нарушения в левой руке- это можно наблюдать при копировании и правой и левой рукой, когда сохраняются различия, т. к. копирование левой – запаздывает в развитии;
• ярко выражено фрагментарность восприятия – отсутствие целостности (образа или рассказа, описание предмета, воспроизведение ритма);
• присоединение в интерпретацию, например, соседний набор, т. е. «зашумленность»- ведь именно правое полушарие обеспечивает «защиту от шума» и инициацию межполушарных взаимодействий;
• по этой же причине наблюдаются метаморфозы и в обеспечении фонематического слуха, т. к. последний, прежде чем стать звеном речевого звукоразличения (левополушарным фактором, должен был пройти этап развития звукоразличения неречевого, прелингвистического (правополушарного фактора);
• у таких детей отмечается пик нарушении взаимодействия со сверстниками в 5 лет и 9 лет, а в 7-8 – положительная динамика;
• включение мотивационного фактора мало влияет на поведение и мобилизацию ресурсов.
29% детей объединены в отдельную группу по следующим показателям: к дефицитарности базальных структур головного мозга присоединяется функциональная недостаточность задних отделов правого полушария, блока программирования и контроля лобной доли левого полушария.
Необходимо отметить, что динамика хоть и имеет замедленные темпы, но зато положительная.
Симптоматика имеет такие характеристики:
• нарушения мнестической деятельности в звене избирательности;
• снижение интеллектуальных показателей;
• первичная недостаточность фоновых составляющих системы обеспечения праксиса: недостаточно сформированы мелкая моторика, структурно-топологическая (копирование геометрических фигур) и координатная (поиск частей тела) составляющие пространственных представлений в равной степени, а так же выполнение серийных действий под речевым контролем;
• нарушено целостное восприятии по сюжетной картинке;
• основным феноменом, объединяющим внешние разнородные симптомы, выступают склонность ребёнка к упрощению программы, персеверациям, привлечению внешних опор;
• привлекает бедная речевая продукция и носит преимущественно реактивную форму; сенсорная, моторная, номинативная характеристики, в т. ч. повторение и понимание, находятся в свёрнутом состоянии;
• речь ещё не выполняет регулирующую функцию в деятельности;
• повышает эффективность работы внешняя организация, дробление на этапы;
• выражено несформированы саморегуляция и контроль за собственными действиями.
Именно поэтому привлечение внешних опор, в первую очередь организующей деятельности со стороны взрослого, должно стать основой для работы с такими детьми, ориентированной на формирование у них внутреннего алгоритма функционирования в новой социальной реальности.
У 9% отмечается сохранность базальных структур, и выраженная несформированность регуляторных структур лобных долей головного мозга, в т. ч. левого полушария (3 структурно-функционального блока).
Так прослеживается:
• недостаточность речевого программирования и контроля в обеспечении последующих серийных действий (нет ускорения темпа серийных движений);
• инертность при заучивании материала, присутствие персевераций;
• сохранность процессов непроизвольного запоминания и достаточный словарный запас;
• неустойчивость социальных контактов, агрессивность, слабая управляемость поведением, дефицитарность мотиваций;
• в 7-8 лет отмечается положительная динамика в когнитивной сфере и поведении.
РЕКОМЕНДАЦИИ.
1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГАМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО- НЕЙТРАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ.
2. СОБЛЮДЕНИЕ ВСЕХ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ ДНЯ.
3. ДОСТАТОЧНОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ СНА.
4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПО ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОМУ ПРИНЦИПУ.
5. ИСКЛЮЧЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПЕРЕГРУЗОК.
6. МЕДИКАМЕНТОЗНАЯ ПОДДЕРЖКА 2 РАЗА В ГОД.
7. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В ТЕЧЕНИИ ДНЯ (НАСТРОЙ, ВИЗУАЛИЗАЦИЯ, ПАЛЬЧИКОВЫЕ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ, ЛОГОРИТМИКА И МНОГИЕ ДРУГИЕ).
8. ЗА БОЛЕЕ ПОДРОБНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ ОБРАЩАТЬСЯ К ПСИХОЛОГУ, ЛОГОПЕДУ, НЕВРОЛОГУ, ПСИХОФИЗИОЛОГУ.