Папки-передвижки

Особенности нейропсихологического статуса детей 5–9 лет.

Марина Апаназова
Особенности нейропсихологического статуса детей 5–9 лет.
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов и родителей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Нейропсихология детского возраста – наука о формировании мозговой организации психических процессов. В результате обследования выявляются базисные патогенные факторы, а не актуальный уровень знаний и умений.

Для каждого этапа психического развития необходима потенциальная готовность комплекса определённых мозговых образований к его обеспечению. Предлагаемое деление на синдромы «несформированности» и «дефицитарности» связано (методологически) с тем, что субкортикальные образования к концу первого года жизни практически завершают своё стрктурно-морфологическое развитие и их состояние не может обозначаться как несформированное.

Публикация «Особенности нейропсихологического статуса детей 5–9 лет,» размещена в разделах

Описание «функциональная несформированность «имеет место там, где продолжается морфогенез той или иной мозговой структуры (для лобной доли этот период продолжается до 12-15 лет).

По данным нейропсихологов, психофизиологов 42% детей в возрасте 5-9 лет имеют в своём анамнезе недостаточность корково - подкорковой регуляции, задержку становления функциональной левополушарной доминанты, дефицитарность базальных структур головного мозга.

Прогноз.

С возрастом у детей уменьшаются симптомы и нормализуется поведение.

Например:

запаздывание в определении ведущей руки знаменуется задержкой дебюта формирования доминантного по речи полушария вплоть до 10-12 лет : дефекты фонетико-фонематического анализа, обеднённость самостоятельной речевой продукции, обилие аграмматизмов, становление обобщающей и регулирующей функции слова;

• полимодальные нарушения мнестической деятельности в звене избирательности (по ведущим каналам восприятия);

• при перекрёстных (реципрокных) движения отмечается дефицит тонуса мышц – обучение идёт быстро;

• необходимо учитывать, что при ускорении темпа деятельности возникает трудность возврата к предыдущей скорости в данный промежуток времени;

• простейшие двигательные программы опираются на механизмы вербального программирования и контроля – если при обучении исключить собственное речевое сопровождение (прикусывание языка); автоматизация навыков будет идти легче;

• опережающее развитие структурно-топологического компонента по отношению к координатной составляющей будет проявляться в поиске правой и левой части тела, зеркальном написании букв, в то время как копирование геометрических фигур идёт успешно;

• сформированность квазипространственных представлений соответствует возрасту, а вот недостаточность произвольности и контроля проявится в ошибках по невнимательности и импульсивности;

• именно мотивационный фактор мобилизует ресурсы произвольной регуляции.

20% детей другой категории характеризуются так же проявлениями дефицитарности базальных структур головного мозга и дисфункцией правого полушария.

Последние привносит некоторые отличительные особенности в характеристику детей :

• выраженная неустойчивость возрастной динамики;

достаточно сформированы произвольная регуляция и самоконтроль только в структурированных занятиях, а внимание при неоднократно повторяющихся действиях;

• в ситуации без установленных правил провоцируется гиперактивность и импульсивность;

• полимодальность мнестической деятельности так же присутствует, так при запоминании слов - литеральные парафазии, а в зрительной памяти нарушения порядка сочетаются с обилием параграфий, реверсий на 180 градусов (для нижнестволовых дисфункций патогномонично 90-градусные) и контаминаций, искажений (видоизменения и трансформации);

• речь и мышление имеют подчёркнуто «взрослый», штамповый оттенок с интонционно-мелодическими и жестомимическими компонентами;

• при выполнении двигательных проб основные нарушения в левой руке- это можно наблюдать при копировании и правой и левой рукой, когда сохраняются различия, т. к. копирование левой – запаздывает в развитии;

• ярко выражено фрагментарность восприятия – отсутствие целостности (образа или рассказа, описание предмета, воспроизведение ритма);

• присоединение в интерпретацию, например, соседний набор, т. е. «зашумленность»- ведь именно правое полушарие обеспечивает «защиту от шума» и инициацию межполушарных взаимодействий;

• по этой же причине наблюдаются метаморфозы и в обеспечении фонематического слуха, т. к. последний, прежде чем стать звеном речевого звукоразличения (левополушарным фактором, должен был пройти этап развития звукоразличения неречевого, прелингвистического (правополушарного фактора);

• у таких детей отмечается пик нарушении взаимодействия со сверстниками в 5 лет и 9 лет, а в 7-8 – положительная динамика;

• включение мотивационного фактора мало влияет на поведение и мобилизацию ресурсов.

29% детей объединены в отдельную группу по следующим показателям: к дефицитарности базальных структур головного мозга присоединяется функциональная недостаточность задних отделов правого полушария, блока программирования и контроля лобной доли левого полушария.

Необходимо отметить, что динамика хоть и имеет замедленные темпы, но зато положительная.

Симптоматика имеет такие характеристики:

• нарушения мнестической деятельности в звене избирательности;

• снижение интеллектуальных показателей;

• первичная недостаточность фоновых составляющих системы обеспечения праксиса: недостаточно сформированы мелкая моторика, структурно-топологическая (копирование геометрических фигур) и координатная (поиск частей тела) составляющие пространственных представлений в равной степени, а так же выполнение серийных действий под речевым контролем;

• нарушено целостное восприятии по сюжетной картинке;

• основным феноменом, объединяющим внешние разнородные симптомы, выступают склонность ребёнка к упрощению программы, персеверациям, привлечению внешних опор;

• привлекает бедная речевая продукция и носит преимущественно реактивную форму; сенсорная, моторная, номинативная характеристики, в т. ч. повторение и понимание, находятся в свёрнутом состоянии;

• речь ещё не выполняет регулирующую функцию в деятельности;

• повышает эффективность работы внешняя организация, дробление на этапы;

• выражено несформированы саморегуляция и контроль за собственными действиями.

Именно поэтому привлечение внешних опор, в первую очередь организующей деятельности со стороны взрослого, должно стать основой для работы с такими детьми, ориентированной на формирование у них внутреннего алгоритма функционирования в новой социальной реальности.

У 9% отмечается сохранность базальных структур, и выраженная несформированность регуляторных структур лобных долей головного мозга, в т. ч. левого полушария (3 структурно-функционального блока).

Так прослеживается:

недостаточность речевого программирования и контроля в обеспечении последующих серийных действий (нет ускорения темпа серийных движений);

• инертность при заучивании материала, присутствие персевераций;

• сохранность процессов непроизвольного запоминания и достаточный словарный запас;

• неустойчивость социальных контактов, агрессивность, слабая управляемость поведением, дефицитарность мотиваций;

• в 7-8 лет отмечается положительная динамика в когнитивной сфере и поведении.

РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГАМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО- НЕЙТРАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ.

2. СОБЛЮДЕНИЕ ВСЕХ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ ДНЯ.

3. ДОСТАТОЧНОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ СНА.

4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПО ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОМУ ПРИНЦИПУ.

5. ИСКЛЮЧЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПЕРЕГРУЗОК.

6. МЕДИКАМЕНТОЗНАЯ ПОДДЕРЖКА 2 РАЗА В ГОД.

7. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В ТЕЧЕНИИ ДНЯ (НАСТРОЙ, ВИЗУАЛИЗАЦИЯ, ПАЛЬЧИКОВЫЕ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ, ЛОГОРИТМИКА И МНОГИЕ ДРУГИЕ).

8. ЗА БОЛЕЕ ПОДРОБНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ ОБРАЩАТЬСЯ К ПСИХОЛОГУ, ЛОГОПЕДУ, НЕВРОЛОГУ, ПСИХОФИЗИОЛОГУ.

Публикации по теме:

Особенности развития детей 5–6 лет Особенности развития детей 5-6 лет. Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст, он является очень важным возрастом в развитии познавательной.

Особенности развития и воспитания детей 2–3 лет В возрасте 2-3 лет начинает раскрываться индивидуальность ребенка, проявляется его темперамент, определяются черты характера. Именно поэтому.

Памятка «Возрастные особенности детей 3–4 лет» Три года — эго возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает.

Родительское собрание во второй младшей группе «Возрастные особенности детей 3–4 лет. Адаптация детей. Кризис трех лет» Воспитатель: Савинова Александра Александровна Тема: «Возрастные особенности детей 3-4 лет. Адаптация детей. Кризис трех лет». 1. Приветствие.

Консультация «Возрастные особенности детей 3–4 лет» Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает.

Консультация «Возрастные особенности детей 3 лет» Психологические особенности детей 3 лет В данном возрасте сознание детей меняется и они начинают воспринимать себя как личность. В связи.

Возрастные особенности детей 4–5 лет В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают.

Возрастные особенности детей 4–5 лет Возрастные особенности. Малыш, благополучно переживший кризис трёхлетнего возраста, переход в новый этап своей жизни, отличающийся относительным.

Презентация «Возрастные особенности детей 6–7 лет» Возрастные особенности детей 6-7 летОсобенности развития познавательных процессов Шестилетки способны к произвольному вниманию, однако устойчивость.

Презентация «Возрастные особенности детей 6–7 лет» Для дошкольного старшего возраста(6-7 лет) характерны существенные изменения в организме ребенка. Это определенный этап созревания. На протяжении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности нейропсихологического статуса детей 5–9 лет.
Опубликовано: 10 января 2019 в 15:52
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности нейропсихологического статуса детей 5–9 лет.» (включая файлы) размещена пользователем Марина Апаназова (УИ 93107) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД