Наталья Луцик
Особенности нарушения речевого развития у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В психологии и педагогике вопросы раннего речевого развития детей стали особенно актуальными. Статистика показывает, что во всём мире количество детей с речевыми проблемами постоянно растёт. Наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа новорождённых с отклонениями в развитии (0,8%). По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, среди детей с отклонениями в развитии 10% имеют патологии развития нервной системы, причём 80% из них сформировались ещё в перинатальном периоде.
Публикация «Особенности нарушения речевого развития у детей раннего возраста» размещена в разделах
Эта проблема становится всё более актуальной из-за избыточного использования технологических инноваций. Они негативно влияют на речевое взаимодействие между взрослыми и детьми, а также на общение в обществе в целом. Живое общение заменяется общением через медиааппаратуру и гаджеты. Также нельзя не учитывать такой важный негативный фактор, как неблагоприятное физическое состояние младенцев.
В наши дни мы замечаем, что рождается всё больше детей с нарушениями в развитии центральной нервной системы. По данным исследования Е. В. Шереметьевой, у 70% младенцев из 100% есть дизонтогенез центральной нервной системы, включая энцефалопатию. Из-за этой патологии у детей может возникнуть задержка речевого развития или отсутствие предпосылок к речи. Поэтому проблема профилактики недоразвития речи в раннем детстве становится очень важной. Также необходимо оказывать коррекционную и профилактическую помощь малышам с такими отклонениями [8].
В результате нарушения развития центральной нервной системы в перинатальном периоде могут возникнуть различные вторичные симптомы. Среди них — гиперактивность, дефицит внимания, эпилептические приступы, задержка психического развития и нарушения моторики. К этим отклонениям также относят задержку речевого развития, которая возникает из-за органического поражения речевых центров головного мозга и нарушения иннервации органов артикуляционного аппарата.
Ученые, такие как Т. В. Волосовец [2], О. Е. Громова [4], Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева [5] и другие, определяют задержку речевого развития как нетипичное расстройство, при котором замедляется формирование всех сторон речи. Однако при регулярном профилактическом коррекционно-педагогическом воздействии ситуация может нормализоваться. Эта речевая патология проявляется в задержке развития речи, ограниченном словарном запасе, нарушении слоговой структуры и звукопроизношения, аналитико-синтетической функции и грамматическом строе речи.
В раннем возрасте у детей ещё не проявляются речевые нарушения функционального характера, поскольку возрастные и индивидуальные нормы речевого развития довольно разнообразны. Именно поэтому дети с замедленным развитием речи попадают в категорию детей с задержкой речевого развития.
О. А. Румянцева и Л. Г. Садовникова пришли к выводу, что основным признаком недоразвития речи в раннем возрасте является отсутствие устной речи. У детей с органическими поражениями речевых центров мозга наблюдается отставание или полное недоразвитие речи. Они не могут сопоставить предмет со словом [7].
Р. Д. Аванесян и О. А. Румянцева в своих научных работах описали некоторые проявления нарушений, которые могут указывать на задержку речевого развития. Они считают, что эти проявления относятся к смешанному патологическому развитию, которое включает не только речевые, но и слуховые и интеллектуальные расстройства. Дети с таким типом развития изначально испытывают трудности в полноценном взаимодействии с социумом и восприятии инструкций. Однако, если контакт всё же будет установлен, они начнут действовать целенаправленно и осмысленно. Дети активизируются и будут стремиться к тому, чтобы их действия были эффективными. В отличие от детей с сочетанным патологическим развитием, у детей с задержкой речевого развития интеллект обычно сохранён, но при этом их речевая деятельность значительно нарушена [1].
Некоторые учёные, такие как Л. Н. Галигузова [3] и Е. О. Смирнова [6], считают, что задержка речевого развития и нарушения коммуникативной деятельности у детей — это одно и то же. Л. Н. Галигузова и Е. О. Смирнова в своих работах утверждают, что задержка речевого развития — это проявление коммуникативных нарушений у детей раннего возраста. Такие дети могут не проявлять вербальную активность, но при этом активно взаимодействовать с взрослыми через тактильные контакты. Если не обратить внимание на эту проблему, можно не заметить, что ребёнок становится всё более замкнутым и отстранённым от общения с окружающими. Причиной этого может быть неправильно организованная речевая ситуация взрослым [6].
Задержка речевого развития может привести к тому, что ребёнок будет меньше общаться с окружающими. Это, в свою очередь, негативно влияет на формирование его личности. Когда ребёнок редко общается с другими людьми, у него могут развиться такие качества, как застенчивость, нерешительность, замкнутость и чувство неполноценности. В будущем эти черты характера будут мешать ему осваивать образовательные программы в школе.
Одной из основных причин задержки речевого развития считается нарушение работы слухового анализатора. Это можно заметить, когда ребёнок не реагирует на речь окружающих или не может повторить звуки. В таких случаях дети обычно используют жесты для общения и внимательно наблюдают за артикуляцией говорящего. Важно понимать, что высшие психические функции формируются в тесной связи с развитием речи. Если не проводить целенаправленную работу по развитию и совершенствованию речи у детей с задержкой речевого развития, это может привести к снижению интеллектуальных возможностей в будущем.
Дети с задержкой речевого развития часто избегают общения с окружающими, так как у них не сформированы необходимые речевые средства общения. Кроме того, у них могут возникать трудности с расширением знаний об окружающем мире, а формирование мышления может происходить более медленными темпами. Речь взаимодействует с другими психическими функциями по-разному в зависимости от её стороны. Например, звукопроизношение формируется благодаря взаимодействию речедвигательной функции и слуха. Качество звукопроизношения зависит от того, насколько эти функции сохранены. Правильное произношение звуков речи требует участия речевого анализа и синтеза. Ребёнок стремится повторить правильно произнесённые звуки, чтобы улучшить своё произношение. Лексическая, грамматическая и семантическая стороны речи также формируются во многом благодаря мышлению. Когда ребёнок может сопоставить слово с предметом, действием или качеством, это способствует увеличению его словарного запаса.
Таким образом, в большинстве случаев возникновение задержки речевого развития происходит в следствии перинатальных нарушений центральной нервной системы. У детей изучаемой категории имеются как вербальное, так и невербальное проявление патологии. Вербальные проявления можно описать, как малый и ограниченный объем словаря, аграмматизмы, нарушенное звукопроизношение, нарушение слоговой структуры слов, связная речь на низком уровне формирования, нарушен грамматический строй речи и т. д. Предложения представлены в виде одного слова. В речевой коммуникации используются фрагменты слов, их упрощенные формы, звукоподражательные формы. Ребенок с задержкой речевого развития старается избегать вербальную коммуникацию, как правило пользуется жестами и мимикой. Данное речевое расстройство влечет за собой возникновение вторичных дефектов. Так, например задержка речевого развития негативно сказывается на формирование личности ребенка, а также на его познавательные способности, что в дальнейшем приводит к трудностям освоения школьной образовательной программы.