МААМ-картинки

Особенности музыкального воспитания детей 1,5–3-х лет

наталья крюкова
Особенности музыкального воспитания детей 1,5–3-х лет
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности музыкального воспитания детей 1,5-2х-3х лет

Музыкальное развитие и воспитание ребенка начинается с первых дней его жизни, когда он слышит мамин голос, берет в руки первый музыкальный инструмент - погремушку.

Очень часто представления взрослых о возможностях детского организма не соответствуют реальным обстоятельствам.

Публикация «Особенности музыкального воспитания детей 1,5–3-х лет» размещена в разделах

Иногда взрослые недооценивают детей, занижая им перспективу развития, а порой наоборот, форсируют процессы, проходящие в жизни маленького ребенка.

Чтобы процесс становления личности ребенка протекал планомерно и результативно, нужно знать и возрастные особенности возраста (и психические и физиологические) и некоторые педагогические аспекты.

Ранний возраст - это время наиболее активного развития клеток головного мозга. Поэтому все, что окружает ребенка в этот период, закладывает хорошие предпосылки для развития личности.

Психологи, физиологи, педагоги единодушно высказывают мнение о необходимости раннего творческого развития ребенка, вовлечение его в художественную, музыкальную деятельность. И здесь возникает вопрос: что есть для малого ребенка эта деятельность?

Многие родители, в погоне за модой, забывая о физиологических особенностях детского организма, «приобщают» ребенка к высокому искусству, отправляясь с ним на концерты, выставки, массовые гуляния.

В лучшем случае ребенок уснет на таком мероприятии, в худшем - он устанет, закапризничает, и пользы от такого художественного воздействия ни ребенку, ни его родителям не будет. Так что этот способ художественного воздействия никаким образом не подходит для маленького ребенка.

Существует еще один путь - пассивное воздействие. Ребенка окружают предметы художественного мастерства, звучит музыка. Все хорошо, но только этого мало. В этом случае ребенок и окружающая его среда существуют как бы сами по себе.

Лучший для ребенка способ развития - когда ребенок находится в деятельности: сам лепит, сам рисует, сам поет, танцует, играет. И не важно, сколько ребенку лет при этом.

Ребенок от полутора до трех лет уже овладевает основными видами музыкальной деятельности, постепенно вводится в самостоятельную работу так, чтобы он перестал нуждаться в помощи взрослого, получал от музыкальных занятий радость и эмоциональное удовольствие.

Целью музыкальных занятий является раннее вовлечение детей в музыкальную деятельность, формирование навыков пения, развитие ритмического чувства, знакомство с различными способами игры на инструментах, обогащение эмоциональной сферы, знакомство с детским репертуаром, классикой, народным творчеством.

Музыкальные занятия с детьми 2х-3х лет включают в себя следующие виды деятельности:

- музыкально-ритмические движения,

- артикуляционная гимнастика, пальчиковые и жестовые игры,

- пение и звукоподражание, голосовые игры,

- музыкальные игры, сюжетные танцы, хороводы,

- игра на детских музыкальных инструментах, ритмические игры, игры с предметами.

Музыкально-ритмические движения - это изображение повадок и движений знакомых животных под музыкальное сопровождение. У детей закрепляются связи между выразительными музыкальными средствами и пластическим выражением. Начинать следует с противоположных характеристик, постепенно увеличивая количество и разнообразие характеров.

Артикуляционная гимнастика применяется для активизации мышц артикуляционного аппарата и мимических мышц лица. Дети учатся выполнять такие простые движения, как поднимать и опускать брови (хмуриться, активно работать языком, надувать щечки, цокать язычком, изображая лошадку, и т. д. Чем разнообразнее будут «гримасы», тем активнее будут работать мышцы, и ребенку будет легче овладеть речью. Все упражнения проводятся в игровой форме, с использованием игрушек, иллюстраций. Очень важен пример взрослого и то, насколько он могут подыграть ребенку.

Пальчиковые игры обязательно сопровождаются пением педагога и родителей. Дети знакомятся с народными потешками, детским фольклором, и как показывает опыт, именно пальчиковые игры в дальнейшем наиболее часто и активно вспоминают и дети, и родители.

Голосовые игры и звукоподражание. Важно, чтобы ребенок в возрасте до 3-х-4-х лет научился пользоваться высоким и низким голосом.

Именно крайние границы грудного и фальцетного режимов составляют диапазон голоса.

И здесь ни в коем случае нельзя форсировать детский голос!

Как ни странно, но в раннем возрасте ребенку необходимо слышать разнообразие голосов.

То есть, чем эмоциональнее и разнообразнее будет речь взрослого, тем шире будет диапазон ребенка.

Как не вспомнить здесь детские сказки! И, конечно же, каждый персонаж сказки должен говорить “своим” голосом.

Работа над формированием детского диапазона - это постоянная работа педагогов и, в своем роде, домашнее задание для родителей.

Во время коллективных занятий дети обычно изображают голосом собачку, кошечку, и т. д. Важно заметить, что друг от друга они очень быстро учатся, и это качество широко применяется педагогами и нужно взять на вооружение родителям - широко использовать (поощрять различные проявления детей звукоподражаний и импровизаций).

Голосовые игры. Именно в раннем детстве, когда у детей еще не развита речь, они пользуется различными речевыми сигналами: вибрация губ, писк, штро-бас1, использование свисткового регистра.

Это нельзя назвать ни речью, ни пением, но показывает все разнообразие голоса, широту диапазона, формирует тембр, активизирует работу всего артикуляционного аппарата.

В голосовых играх в работу включается язык, твердое и мягкое небо, гортань, щеки, губы и т. д., что служит хорошей предпосылкой для раннего становления речи и формирования вокальных данных.

Пение. Этот вид музыкальной деятельности для детей раннего возраста в том виде, к какому мы привыкли - не существует.

Поют дети главным образом за счет натяжения голосовых связок с помощью наружных, так называемых перстне-щитовидных мышц, вследствие чего голосок у них мал по диапазону и по силе.

Поэтому для детей этого возраста более ценным будет накопление звуковых образов еще до их использования в речи или пении. Чем раньше это накопление происходит, тем лучше.

Уже в ясельном возрасте дети должны слышать вокруг себя мягкие, спокойные поющие голоса.

Формирование навыков пения проходит следующие этапы:

Гуление.

Сигналы доречевой коммуникации.

Звукоподражание и звукоизобразительность.

Микс2 речевого и певческого голоса.

Подпевание.

Пение.

В работе над пением не надо забывать, что пение - это не только воспроизведение голосом некоторой мелодии, но и певческая установка, дыхание, артикуляция, дикция, правильное формирование звуков.

Необходимо обращать внимание на то, как ребенок стоит (сидит, берет вдох, открывает рот, активно ли он воспроизводит звуки. Именно в этом возрасте формируются правильные певческие привычки и установки.

Игра на детских музыкальных инструментах. Под детскими музыкальными инструментами здесь нужно понимать различные звучащие игрушки, предметы.

При использовании инструментов на занятиях с детьми раннего возраста необходимо:

-Научить ребенка брать, правильно держать инструмент.

-Научить основным способам звукоизвлечения.

-Научить вступать и заканчивать игру вместе с музыкальным сопровождением.

Характер звукоизвлечения (способа игры) и выбор инструментов должен соответствовать музыкальному сопровождению.

Ритмические игры направлены на развитие ритмического чувства. Проводятся как с предметами и инструментами, так и с использованием “звучащих жестов” (хлопки, шлепки, притопы, удары кулачками).

Танцевальная деятельность. Необходимо научить ребенка выполнять простейшие танцевальные движения: притопы, выставление ноги на пятку, на носок, повороты, кружение, покачивания с ноги на ногу, движения в парах и в хороводе.

Музыкальное сопровождение лучше выбирать характерное для движений, возможно с контрастными частями и куплетной формой.

В танцевальной и игровой деятельности дети соподчиняют свои движения не только музыке и образу, но и учатся ориентироваться в пространстве, развивают координацию движений.

Музыкальные игры и игры с предметами. Направлены на развитие эмоциональной сферы, волевых качеств, внимательности. Как правило, проводятся в конце занятий. Игры для детей раннего возраста должны быть понятны по сюжету, знакомить с характером и поведением героев (животных, явлений природы, формировать представления об окружающем мире.

Репертуар. Особое внимание нужно уделить подбору репертуара и музыкального материала. Обязательным является использование народного и детского фольклора, образцов классической музыки.

Сопровождение - лучше всего с “голоса” или инструментальное.

Дети раннего возраста очень внимательно слушают живое исполнение, поэтому при первом знакомстве с песней, потешкой лучше всего исполнять ее без сопровождения. Чем больше ребенок будет слышать живой голос, тем более прочно закрепится у него “эталон” звучания.

Допускается использование записей музыкальных треков, но особое внимание необходимо обращать на качество фонограммы и динамику звучания (громкость).

При работе с детьми раннего возраста нужно учитывать то, что большое количество звуков, высокая насыщенность и плотность фактуры воспринимается детьми как шум.

Таким образом, планомерная работа по развитию музыкальных способностей ребенка с использованием современных методов, накопленного опыта педагогов, и в опоре на традиционные национальные обычаи и традиции откроет перед ребенком интересный, разнообразный, увлекательный, богатый и радостный мир - Мир Музыки!

---

1Штробас (нем. Strohbass, буквально - «соломенный бас») - тип фонации, при котором голосовые связки вибрируют, но при этом практически не напряжены. Является самым низким вокальным регистром.

2Микс - от англ. "mix" - смешение, коктейль - это последовательное непрерывное смешивание речевого и певческого голоса.

Публикации по теме:

Особенности нравственно-патриотического воспитания дошкольников разных возрастных групп в условиях реализации ФГОС до .

Особенности воспитания детей в дошкольный период Консультация "Особенности воспитания детей в дошкольный период". Особенности воспитания детей в дошкольный период можно разделить на две.

Перспективное планирование музыкального воспитания в первой младшей группе ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Сентябрь. Формы организации и виды музыкальной деятельности Программные.

Анкета для родителей по вопросам музыкального воспитания дошкольников Уважаемые родители! Убедительно просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты, которая поможет нам выявить проблемы музыкального воспитания.

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Особенности летней прогулки с дошкольниками»Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Особенности летней прогулки с дошкольниками» ко Дню летних прогулок на МААМ Летнюю работу в дошкольном учреждении принято называть оздоровительной. Этим определяется ее основная цель.

Особенности развития музыкального восприятия детей раннего возраста На основании научных исследований установлено, что для успешного развития музыкального воспитания детей очень важно, чтобы они как можно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности музыкального воспитания детей 1,5–3-х лет
Опубликовано: 16 июля 2024 в 09:57
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности музыкального воспитания детей 1,5–3-х лет» (включая файлы) размещена пользователем наталья крюкова (УИ 394032) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД