наталья крюкова
Особенности музыкального воспитания детей 1,5–3-х лет
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности музыкального воспитания детей 1,5-2х-3х лет
Музыкальное развитие и воспитание ребенка начинается с первых дней его жизни, когда он слышит мамин голос, берет в руки первый музыкальный инструмент - погремушку.
Очень часто представления взрослых о возможностях детского организма не соответствуют реальным обстоятельствам.
Публикация «Особенности музыкального воспитания детей 1,5–3-х лет» размещена в разделах
Иногда взрослые недооценивают детей, занижая им перспективу развития, а порой наоборот, форсируют процессы, проходящие в жизни маленького ребенка.
Чтобы процесс становления личности ребенка протекал планомерно и результативно, нужно знать и возрастные особенности возраста (и психические и физиологические) и некоторые педагогические аспекты.
Ранний возраст - это время наиболее активного развития клеток головного мозга. Поэтому все, что окружает ребенка в этот период, закладывает хорошие предпосылки для развития личности.
Психологи, физиологи, педагоги единодушно высказывают мнение о необходимости раннего творческого развития ребенка, вовлечение его в художественную, музыкальную деятельность. И здесь возникает вопрос: что есть для малого ребенка эта деятельность?
Многие родители, в погоне за модой, забывая о физиологических особенностях детского организма, «приобщают» ребенка к высокому искусству, отправляясь с ним на концерты, выставки, массовые гуляния.
В лучшем случае ребенок уснет на таком мероприятии, в худшем - он устанет, закапризничает, и пользы от такого художественного воздействия ни ребенку, ни его родителям не будет. Так что этот способ художественного воздействия никаким образом не подходит для маленького ребенка.
Существует еще один путь - пассивное воздействие. Ребенка окружают предметы художественного мастерства, звучит музыка. Все хорошо, но только этого мало. В этом случае ребенок и окружающая его среда существуют как бы сами по себе.
Лучший для ребенка способ развития - когда ребенок находится в деятельности: сам лепит, сам рисует, сам поет, танцует, играет. И не важно, сколько ребенку лет при этом.
Ребенок от полутора до трех лет уже овладевает основными видами музыкальной деятельности, постепенно вводится в самостоятельную работу так, чтобы он перестал нуждаться в помощи взрослого, получал от музыкальных занятий радость и эмоциональное удовольствие.
Целью музыкальных занятий является раннее вовлечение детей в музыкальную деятельность, формирование навыков пения, развитие ритмического чувства, знакомство с различными способами игры на инструментах, обогащение эмоциональной сферы, знакомство с детским репертуаром, классикой, народным творчеством.
Музыкальные занятия с детьми 2х-3х лет включают в себя следующие виды деятельности:
- музыкально-ритмические движения,
- артикуляционная гимнастика, пальчиковые и жестовые игры,
- пение и звукоподражание, голосовые игры,
- музыкальные игры, сюжетные танцы, хороводы,
- игра на детских музыкальных инструментах, ритмические игры, игры с предметами.
Музыкально-ритмические движения - это изображение повадок и движений знакомых животных под музыкальное сопровождение. У детей закрепляются связи между выразительными музыкальными средствами и пластическим выражением. Начинать следует с противоположных характеристик, постепенно увеличивая количество и разнообразие характеров.
Артикуляционная гимнастика применяется для активизации мышц артикуляционного аппарата и мимических мышц лица. Дети учатся выполнять такие простые движения, как поднимать и опускать брови (хмуриться, активно работать языком, надувать щечки, цокать язычком, изображая лошадку, и т. д. Чем разнообразнее будут «гримасы», тем активнее будут работать мышцы, и ребенку будет легче овладеть речью. Все упражнения проводятся в игровой форме, с использованием игрушек, иллюстраций. Очень важен пример взрослого и то, насколько он могут подыграть ребенку.
Пальчиковые игры обязательно сопровождаются пением педагога и родителей. Дети знакомятся с народными потешками, детским фольклором, и как показывает опыт, именно пальчиковые игры в дальнейшем наиболее часто и активно вспоминают и дети, и родители.
Голосовые игры и звукоподражание. Важно, чтобы ребенок в возрасте до 3-х-4-х лет научился пользоваться высоким и низким голосом.
Именно крайние границы грудного и фальцетного режимов составляют диапазон голоса.
И здесь ни в коем случае нельзя форсировать детский голос!
Как ни странно, но в раннем возрасте ребенку необходимо слышать разнообразие голосов.
То есть, чем эмоциональнее и разнообразнее будет речь взрослого, тем шире будет диапазон ребенка.
Как не вспомнить здесь детские сказки! И, конечно же, каждый персонаж сказки должен говорить “своим” голосом.
Работа над формированием детского диапазона - это постоянная работа педагогов и, в своем роде, домашнее задание для родителей.
Во время коллективных занятий дети обычно изображают голосом собачку, кошечку, и т. д. Важно заметить, что друг от друга они очень быстро учатся, и это качество широко применяется педагогами и нужно взять на вооружение родителям - широко использовать (поощрять различные проявления детей звукоподражаний и импровизаций).
Голосовые игры. Именно в раннем детстве, когда у детей еще не развита речь, они пользуется различными речевыми сигналами: вибрация губ, писк, штро-бас1, использование свисткового регистра.
Это нельзя назвать ни речью, ни пением, но показывает все разнообразие голоса, широту диапазона, формирует тембр, активизирует работу всего артикуляционного аппарата.
В голосовых играх в работу включается язык, твердое и мягкое небо, гортань, щеки, губы и т. д., что служит хорошей предпосылкой для раннего становления речи и формирования вокальных данных.
Пение. Этот вид музыкальной деятельности для детей раннего возраста в том виде, к какому мы привыкли - не существует.
Поют дети главным образом за счет натяжения голосовых связок с помощью наружных, так называемых перстне-щитовидных мышц, вследствие чего голосок у них мал по диапазону и по силе.
Поэтому для детей этого возраста более ценным будет накопление звуковых образов еще до их использования в речи или пении. Чем раньше это накопление происходит, тем лучше.
Уже в ясельном возрасте дети должны слышать вокруг себя мягкие, спокойные поющие голоса.
Формирование навыков пения проходит следующие этапы:
Гуление.
Сигналы доречевой коммуникации.
Звукоподражание и звукоизобразительность.
Микс2 речевого и певческого голоса.
Подпевание.
Пение.
В работе над пением не надо забывать, что пение - это не только воспроизведение голосом некоторой мелодии, но и певческая установка, дыхание, артикуляция, дикция, правильное формирование звуков.
Необходимо обращать внимание на то, как ребенок стоит (сидит, берет вдох, открывает рот, активно ли он воспроизводит звуки. Именно в этом возрасте формируются правильные певческие привычки и установки.
Игра на детских музыкальных инструментах. Под детскими музыкальными инструментами здесь нужно понимать различные звучащие игрушки, предметы.
При использовании инструментов на занятиях с детьми раннего возраста необходимо:
-Научить ребенка брать, правильно держать инструмент.
-Научить основным способам звукоизвлечения.
-Научить вступать и заканчивать игру вместе с музыкальным сопровождением.
Характер звукоизвлечения (способа игры) и выбор инструментов должен соответствовать музыкальному сопровождению.
Ритмические игры направлены на развитие ритмического чувства. Проводятся как с предметами и инструментами, так и с использованием “звучащих жестов” (хлопки, шлепки, притопы, удары кулачками).
Танцевальная деятельность. Необходимо научить ребенка выполнять простейшие танцевальные движения: притопы, выставление ноги на пятку, на носок, повороты, кружение, покачивания с ноги на ногу, движения в парах и в хороводе.
Музыкальное сопровождение лучше выбирать характерное для движений, возможно с контрастными частями и куплетной формой.
В танцевальной и игровой деятельности дети соподчиняют свои движения не только музыке и образу, но и учатся ориентироваться в пространстве, развивают координацию движений.
Музыкальные игры и игры с предметами. Направлены на развитие эмоциональной сферы, волевых качеств, внимательности. Как правило, проводятся в конце занятий. Игры для детей раннего возраста должны быть понятны по сюжету, знакомить с характером и поведением героев (животных, явлений природы, формировать представления об окружающем мире.
Репертуар. Особое внимание нужно уделить подбору репертуара и музыкального материала. Обязательным является использование народного и детского фольклора, образцов классической музыки.
Сопровождение - лучше всего с “голоса” или инструментальное.
Дети раннего возраста очень внимательно слушают живое исполнение, поэтому при первом знакомстве с песней, потешкой лучше всего исполнять ее без сопровождения. Чем больше ребенок будет слышать живой голос, тем более прочно закрепится у него “эталон” звучания.
Допускается использование записей музыкальных треков, но особое внимание необходимо обращать на качество фонограммы и динамику звучания (громкость).
При работе с детьми раннего возраста нужно учитывать то, что большое количество звуков, высокая насыщенность и плотность фактуры воспринимается детьми как шум.
Таким образом, планомерная работа по развитию музыкальных способностей ребенка с использованием современных методов, накопленного опыта педагогов, и в опоре на традиционные национальные обычаи и традиции откроет перед ребенком интересный, разнообразный, увлекательный, богатый и радостный мир - Мир Музыки!
---
1Штробас (нем. Strohbass, буквально - «соломенный бас») - тип фонации, при котором голосовые связки вибрируют, но при этом практически не напряжены. Является самым низким вокальным регистром.
2Микс - от англ. "mix" - смешение, коктейль - это последовательное непрерывное смешивание речевого и певческого голоса.