Екатерина Забабурина
Особенности мотивационной сферы в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.
Все желания ребенка раннего возраста были одинаково сильны и напряжены. Каждое из них, становясь мотивом, побуждающим и направляющим поведение, определяло цепь развертывающихся немедленно действий. Если разные желания возникали одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора.
Публикация «Особенности мотивационной сферы в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Мотивы поведения ребенка существенно изменяются на протяжении дошкольного детства. Младший дошкольник большей частью действует, как и ребенок в раннем детстве под влиянием возникших в данный момент ситуативных чувств и желаний, вызываемых самыми различными причинами, и при этом не отдает себе ясного отчета в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок. Поступки старшего дошкольника становятся гораздо более осознанными. Во многих случаях он может вполне разумно объяснить, почему поступил в данном случае так, а не иначе. Один и тот же поступок, совершенный детьми разного возраста, часто имеет совершенно разные побудительные причины. Трехлетний малыш бросает курам крошки, чтобы посмотреть, как они сбегаются и клюют, а шестилетний ребенок, чтобы помочь матери по хозяйству.
Вместе с тем можно выделить некоторые виды мотивов, типичных для дошкольного возраста в целом, и оказывающих наибольшее влияние на поведение детей. Это прежде всего мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать как взрослые. Желание быть похожим на взрослого руководит ребенком в ролевой игре. Нередко подобное желание может быть использовано и как средство, позволяющее добиться от ребенка выполнения того или иного требования в повседневном поведении. Ты «ведь большой, а большие одеваются сами», - говорят ребенку, побуждая его к самостоятельности.
Другая важная группа мотивов, постоянно проявляющихся в поведении детей, - мотивы игровые, связанные с интересом к самому процессу игры. Эти мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать как взрослый. В. С. Мухина отмечает, что, выходя за пределы игровой деятельности, они окрашивают все поведение ребенка и создают неповторимую специфику дошкольного детства. Любое дело ребенок может превратить в игру. Очень часто в то время, когда взрослым кажется, что ребенок занят серьезным трудом или прилежно чему-то учится, он в действительности играет, создавая для себя воображаемую ситуацию. Так, например, в одном психологическом исследовании детям предлагали из изображения четырех предметов - человека, льва, лошади и повозки - отобрать лишний предмет. Дети в этих условиях считали лишним льва и так объясняли свой выбор: «Дядя запряжет лошадь в повозку и поедет, а зачем ему лев. Лев может съесть его и лошадь, его нужно отправить в зоосад».
Большое значение в поведении ребенка-дошкольника имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Хорошее отношение со стороны окружающих необходимо ребенку. Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является одним из основных рычагов его поведения. Многие действия детей объясняются этим желанием. Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми заставляет ребенка считаться с их мнениями и оценками, выполнять устанавливаемые ими правила поведения.
По мере развития контактов со сверстниками для ребенка становятся все более важным их отношение к нему. Когда ребенок трехлетнего возраста приходит впервые в детский сад, он может в течение первых месяцев как бы не замечать других детей, он действует так, как будто их вовсе нет. Он может, например, потащить стульчик из-под другого ребенка, если сам хочет сесть. Но в дальнейшем положение изменяется. Развитие совместной деятельности и образование детского общества приводят к тому, что завоевание положительной оценки сверстников и их симпатий становится одним из действенных мотивов поведения. Особенно дети стараются завоевать симпатию тех сверстников, которые им нравятся и пользуются популярностью сверстников в группе.
В дошкольном детстве развиваются мотивы самолюбия, самоутверждения. Их исходный пункт - возникшее на рубеже раннего детства и дошкольного возраста отделение себя от других людей, отношение к взрослым как к образцу поведения. Взрослый не только ходит на работу, занимается почетными в глазах ребенка видами труда, вступает в различные взаимоотношения с другими людьми, он также воспитывает его, ребенка, предъявляет требования и добивается их выполнения. И ребенок начинает претендовать на то, чтобы его уважали и слушались другие, обращали на него внимание, исполняли его желания.
Одно из проявлений стремления к самоутверждению - притязание детей на исполнение главных ролей в играх. Показательно, что дети, как правило, очень не любят брать на себя роли детей, всегда гораздо привлекательнее роль взрослого, облечённого уважением и авторитетом.
У 3-5летних детей самоутверждение обнаруживается и в том, что они приписывают себе все им известные положительные качества, не заботясь о соответствии их действительности, преувеличивают свою силу, смелость и т. п. Стремление к самоутверждению при известных условиях может приводить к отрицательным проявлениям в форме капризов и упрямства.
Капризы дошкольников очень напоминают проявления негативизма, который наблюдается у многих детей в период кризиса 3-х лет. Капризы нередко являются следствием неправильного подхода к ребёнку в этот период, закрепления возникших отрицательных форм взаимоотношений. Но психологическая природа капризов отличается от кризисных форм поведения, в которых ребёнок пытается утвердить свою самостоятельность. Каприз - средство обратить на себя общее внимание, «взять верх» над взрослыми. Капризными, как правило, становятся ослабленные, безынициативные дети, которые не могут удовлетворить стремление к самоутверждению другими путями, в частности в общении со сверстниками.
В период дошкольного детства происходит формирование новых видов мотивов, связанных с усложнением деятельности детей. К ним относятся
познавательные соревновательные мотивы.
Уже в 3-4 года ребё нок может буквально засыпать окружающих вопросами: «Что это?» и т. п. Позднее преобладающим становится вопрос «Почему?». Нередко дети не только спрашивают, но и пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент».
Что касается мотивационной сферы детей дошкольного возраста, то можно выделить следующие особенности :
Во-первых, дошкольники находятся в преддверии нового этапа своей жизни, а именно школьного обучения. Поэтому степень сформированности мотивов поведения может определять не только их дальнейший успех в учебной деятельности, но и статусное положение в коллективе, чувство самоуважения и др.
Во-вторых, в дошкольном возрасте закладываются основы отношения ко многим видам деятельности (игре, учению, трудовой деятельности и т. п., поэтому возникает необходимость формирования внутренней положительной мотивации ребенка в контексте исполняемой им деятельности.
В-третьих, немаловажным фактором является развитие саморегуляции поведения дошкольника, что также обуславливается спецификой формирования системы мотивов наряду с волевой сферой. Так ребенок, руководствующийся мотивами избегания неудач, будет демонстрировать совершенно другое поведение, нежели его сверстник, у которого будет доминировать мотивация достижения успеха, ребенок, руководствующий общественными мотивами, будет скорее находить себе друзей, займет достойное статусное положение в школьном коллективе.
В дошкольном возрасте, по мнению А. Н. Леонтьева, завязываются первые узлы, первые связи и отношения, которые образуют новое высшее единство – единство личности, которое невозможно рассматривать в отрыве без мотивационной сферы ребенка.
Таким образом, проблема формирования и развития мотивов поведения и деятельности дошкольников очерчивает круг вопросов, связанных как с личностными, так и с социальными аспектами их жизни.