МААМ-картинки

Особенности математического развития и накопления математического опыта детей дошкольного возраста

Землянская Марина Викторовна
Особенности математического развития и накопления математического опыта детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Обучение дошкольников математике-это очень важно для дошкольника, поскольку в этом возрасте закладываются основы знаний, необходимых дошкольнику в школе. Непосредственно В. В. Абашина считает, что «математическое развитие дошкольника- это процесс качественного изменения в интеллектуальной сфере личности, который происходит в результате формирования у дошкольника математических представлений и понятий». Математическое развитие играет значительную роль в умственном развитии дошкольников. Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических понятий и соответствующих логических операций.

Публикация «Особенности математического развития и накопления математического опыта детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Математическое развитие дошкольника дошкольного возраста будет эффективным, когда этот целенаправленный и непрерывный процесс активизации и формирования характерных качеств математического мышления (гибкости, системности, критичности, логичности, вариативности, рациональности и др., приведет к стимуляции и укреплению способности продуктивно оперировать математическим содержанием.

Поскольку ведущим типом мышления детей дошкольного возраста является наглядно-действенное мышление, а наглядно-образное мышление представляет собой ведущий тип мышления на границе перехода в начальную школу, основным способом обучения дошкольника должно стать конструктивное моделирование способа деятельности - эмпирическое обобщение результатов своей собственной деятельности на основе сенсорно воспринимаемой информации.

Индивидуализированный развивающий образовательный процесс, обеспечивающий любому дошкольнику личную линию движения, движущуюся при изучении математического содержания, мы сделаем на математическом узле с помощью системы конструктивных математических задач на материале, производимом дошкольником автономно, и тем самым приведем дошкольника к пониманию различных качеств и закономерностей математического характера.

Основной целью математического образования дошкольников является формирование элементарных математических представлений, подготовка к школе, стимуляция и развитие математического стиля мышления (соответствующих возрасту компонентов и качеств этого стиля мышления). В дошкольном возрасте, чувствительным компонентом математического мышления является конструктивное мышление. За этой целью последовали А. М. Леушина, М. И. Метлина.

Анализ различных программ по математике в ДОУ показывает, что основными по своему содержанию являются представления и понятия: число, число, множество, подмножество, количество, мера, форма объекта и геометрические фигуры, пространственные представления (направление, расстояние, взаимное расположение объектов, временные представления (его измерение, особенности и пр.)

На основе представлений о множестве у детей формируются представления о числах и размерах. Изучая понятие чисел, дошкольник учится абстрагировать количественные отношения от всех остальных признаков элементов множества (размер, цвет, форма). Для этого требуется умение дошкольника выделять индивидуальные свойства объектов, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Другим направлением в обучении математике дошкольников является ознакомление их с рядом математических зависимостей и взаимосвязей.

В процессе обучения наряду с формированием у детей практических действий непосредственно формируются интеллектуальные действия, которые без поддержки взрослых дошкольник не может освоить. Именно умственное действие играет главную роль, так как объектом познания в арифметике считаются скрытые количественные отношения, методы, связи и т. д. [2, с. 57]

Математическое развитие и накопление математического опыта не ограничивается обучением дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости и пр.

Содержание, организация математического развития дошкольников с учетом возрастных особенностей в развитии практических действий детей, математических связей и закономерностей, преемственность в развитии математических способностей являются ведущими принципами в формировании математических понятий. Обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у дошкольников привычки полноценной логической аргументации окружающего мира. Опыт обучения показывает, что развитию логического и конструктивного мышления дошкольников в наибольшей степени способствует изучение начал математики. Для математического стиля мышления характерны ясность, краткость, разборчивость, точность и последовательность мышления, умение пользоваться символами.

Математическое развитие дошкольников происходит как непроизвольно в повседневной жизни (прежде всего, в совместной деятельности детей со взрослыми, в общении друг с другом, так и путем целенаправленного обучения на занятиях для формирования элементарных математических понятий. Именно элементарные математические знания и умения детей следует рассматривать как главное средство математического развития.

Оптимальным направлением математического развития дошкольников является акцентуация развития конструктивного мышления дошкольника, а оптимальным средством организационно-методического характера является система логико-конструктивных заданий на математическом содержании. В соответствии с этим методическая система математического развития дошкольников.

Ряд исследователей (Г. С. Костюк, Н. А. Менчинская, М. И. Моро, А. А. Свечников, Л. Н. Скаткин и др.) отметили, что для математического развития детей необходим комплексный подход к решению всех задач. Поэтому возникает вопрос о таком обучении, которое обеспечило бы формирование у дошкольника всех необходимых оперативных структур, формирующих основу его готовности к школьной математике.

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, которая долгое время была единой программой дошкольного образования, основной целью математического образования считалось формирование элементарных математических понятий и подготовка детей к школе. Основной формой работы является занятие, которое в определенной последовательности произведены необходимые математические знания и навыки. Часто педагог объяснял задание, показывая образец, раскрывая свойства и связи математических объектов, а дети, слушая его указания, отвечали на вопросы.

Научные позиции ученых-психологов по проблемам математической подготовки детей дошкольного возраста (Ж. Пиаже,Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков и др.) легли в основу современной системы раннего математического образования и развития и значительно обогатили ее.

Научные и практические исследования последних десятилетий показали, что дошкольник очень пластичен и легко обучаем, он может освоить значительно больше, чем считалось ранее, что открывает новые перспективы существенного обогащения познавательного содержания дошкольной программы.

Кроме того, исследователиВ. В. Давыдов, А. В. Запорожец и другие подчеркивают, что самоценность дошкольного возраста заключается в том, что позволяет дошкольнику осуществлять различные виды самостоятельной свободной деятельности. Разнообразие этих видов деятельности, проводимых ребенком самостоятельно (без каких-либо строгих правил и норм) не только дает детям много знаний и навыков, но и развивает их чувства, мышление, воображение, внимание. Таким образом, в дошкольном детстве косвенно непосредственно решаются развивающие и воспитательные задачи. Доказано, что такой подход позволяет избежать значительных проблем в школьном обучении детей.

В ходе исследования выявлено, что в соответствии с новой концепцией дошкольного образования к традиционным требованиям математической подготовки детей были добавлены такие, как:

-обеспечение системности в процессе формирования математических знаний у дошкольников;

-формирование не только математических представлений, но и базовых математических понятий;

-ориентация на развитие умственных способностей дошкольника (формирование умений воспринимать, запоминать, рассуждать, анализировать, абстрагировать, схематизировать, обобщать, делать выводы, умозаключения и т. п.);

-создание благоприятных условий для развития математических способностей дошкольника;

-развитие познавательных процессов и способностей в процессе формирования математических представлений;

-овладение приемами учебной деятельности в процессе математического развития и др.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования содержание образовательной работы должно обеспечивать развитие первичных представлений детей о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, ритме темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

В процессе исследования выявлено, что в последнее время произошло обновление содержания методики предматематической подготовки, совершенствуются формы и средства обучения. Это связано с введением новой деятельностной парадигмы образования в РФ, которая характеризуется личностно ориентированным подходом, идеей развивающего обучения, постулирующей в качестве цели образования развитие личности дошкольника. Таким образом, учебно-дисциплинарная модель организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях России меняется на личностно-ориентированную.

Система развивающего обучения математике должна быть направлена не на количественное накопление ребенком фактов, способов действий, воспринятых «на память», а на формирование и развитие собственной деятельности с предлагаемым математическим материалом. Освоение обновленного содержания методики дошкольного обучения математики позволяют наиболее полноценно реализовать современные требования: эффективно и комфортно обучать детей с разным уровнем развития и разным темпом обучения.

Следует отметить, что эффективность математического развития детей дошкольного возраста в большей степени определяется целенаправленной работой педагогов: грамотно подобранными технологиями, формами, методами и приемами работы, их рациональным сочетанием в процессе различных видов деятельности.

Сравнительный анализ существующих программ в области дошкольного образования показал, что основной акцент в этих программах делается на:

-ведущую роль социокультурного контекста развития, что подчеркивает неправомерность переноса акцента дошкольного образования на школьную модель обучения (идея Запорожца об амплификации развития);

-творческий характер развития дошкольника,

-целостное развитие ребёнка как субъекта детской деятельности;

-развитии способностей, согласно которой основная линия в развитии ребёнка - это способности (концепция Л. А. Венгера).

В некоторых программах представлен блок по развитию начал логического мышления. Процесс работы осуществляется в разных формах в зависимости от возраста детей. Методики проведения занятий построены таким образом, что программная задача может быть реализована на различном материале, варьируемым педагогом и в соответствии с желаниями и интересами конкретных детей.

Таким образом, под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Публикации по теме:

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста. Дидактическая игра явление непростое, однако, в.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Фотоотчет «Уголок математического развития во второй младшей группе ДОУ»Фотоотчет «Уголок математического развития во второй младшей группе ДОУ» Детский сад - это второй дом для детей и конечно же и для сотрудников. А свой дом всегда хочется сделать уютным, оригинальным, непохожим.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Автор: Аллахвердян Жанна.

Предметно-развивающая среда. Центр математического развитияПредметно-развивающая среда. Центр математического развития Центр математического развития имеет важные развивающие функции. Задачами центра математики является: целенаправленное формирование.

Сценарий математического развлечения «Волшебная школа» для детей подготовительной к школе группы .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности математического развития и накопления математического опыта детей дошкольного возраста
Опубликовано: 21 декабря 2019 в 19:48
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности математического развития и накопления математического опыта детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Землянская Марина Викторовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД