Ирина Бажина
Особенности логопедической работы с неговорящими детьми
▼ Скачать
В процессе работы своей логопедической деятельности заметила стойкую тенденцию к увеличению количества детей с нарушениями речи и в том числе детей с ТНР и безречевых детей. Появилась необходимость новые приёмы логопедической работы. Ознакомилась с книгой Ольги Евгеньевны Грибовой «Что делать, если ваш ребёнок не говорит», и попыталась использовать в своей работе. Этого оказалось недостаточно, т. к. у большинства детей в анамнезе сложная структура дефекта: нарушения речи сопровождаются другими нарушениями (ЗПР, У / О, ДЦП, алалией, гиперактиностью и пр.) Спектр проблем достаточно обширный и, в первую очередь, требовалось деликатно объяснить родителям ситуацию и убедить их обратиться за медицинской помощью и начать лечение. Вот тогда дело сдвигалось с «мертвой точки». Комплексный подход и совместные действия специалистов, медиков и родителей дают хороший результат Первоочередная задача при встрече с ребёнком это установление контакта. -Визуального:поймать взгляд ребёнка, что бывает очень сложно; - Установить эмоциональный контакт. В хорошем настроении дети в 10 раз быстрее запоминают информацию. - Визуальный «глаза в глаза». Учить ребёнка внимательно смотреть, не отводить взгляд. (Заметила, что всё больше детей даже говорящих, не могут достаточно долго удерживать взгляд. *Так как речь формируется по подражанию, то ребёнок должен видеть, как говорят взрослые (как шевелятся губы, как работает язык) и копировать эту артикуляцию. *Безречевые дети не смотрят в лицо, а если и смотрят, то доли секунды. Их нужно этому специально учить. Стимулирую фразами: «Посмотри на меня», «смотри внимательно», «смотри, как я говорю» и т. д. - Необходим и тактильный контакт. Дети часто боятся прикосновений (вздрагивают, зажмуриваются, втягивают голову в плечи). Погладить по голове, положить руку на плечо, дотронуться в игре до носа, щеки, подбородка ребёнка, при этом при этом говорить с весёлой доброй интонацией, улыбаться, хвалить малыша. Всё это позволяет получить расположение ребёнка, он перестает бояться. - Учиться говорить – сложная кропотливая и очень тяжёлая работа. Чтобы малыш не потерял веру в себя, выполняя многократно одно и то же, создаю «ситуацию успеха» : хвалю его даже маленькие успехи, даже за попытки сделать что-то. С Направления коррекционной работы на слайде. Все они должны прослеживать в работе и идти параллельно. Обычно у детей с тяжё лой речевой патологией несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: 1)в общей (крупной, 2) в лицевой и артикуляционной, 3) в тонких движениях кистей и пальцев рук, 4) в трудности в регуляции и контроле произвольных движений. В свою очередь недостаток движения замедляет процесс развития речи Хорошо развивают общую моторику упражнения с мячом. Чувство ритма, скорость, ловкость, координация нужны для игры в мяч. Главное, что это весело, увлекательно и интересно. Катить, кидать, бить о стену, подбрасывать и т. д. Попробуйте сами!
Публикация «Особенности логопедической работы с неговорящими детьми» размещена в разделах
Развитие мелкой моторики – это классика! «Речь находится на кончиках пальцев!» - так часто говорят и я с этим согласна. Кинезиологические упражнения называют гимнастикой для мозга. Они улучшают память, внимание, развивают моторику. Развитие слухового восприятия, первые шаги к формированию фонематического восприятия. Формирование интонационной (или ритмо-мелодико-интонационной) основы речи. В онтогенезе она формируется самой первой. Вспомните бабушкины колыбельные, потешки, заклички, песенки и прочее. Развитие артикуляционной моторики проходит в виде «Сказки про весёлый язычок», который идёт с друзьями в зоопарк, играет в футбол, качается на качелях и т. д.