Кирина Наталья Викторовна
Особенности логопедической практики в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образование сегодня немыслимо без коррекционной работы педагогов и логопедов. Количество детей с речевыми и языковыми трудностями растет с каждым годом, поэтому необходима своевременная коррекционная помощь.
Для реализации этой программы в школе работает языковая группа "АБВГДейка" и логопедический пункт. Логопедические группы - этот вид коррекционного обучения способствует постепенному развитию всех элементов речи. Другими словами, он способствует развитию внимания, памяти, мышления, зрительного и слухового восприятия детей, увеличивает их словарный запас и помогает выработать связную речь.
Темочки:
Помимо групповых занятий, коррекция речи проводится индивидуально с каждым ребенком. Преподаватели на групповых занятиях контролируют речь детей на уроках и в режимные моменты, помогая им автоматизировать звуки, совершенствовать грамматический строй речи, развивать восприятие фонем и структуру слога, а также проводят необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса.
Это означает, что мы уделяем ребенку больше внимания, чем в обычных группах. В остальном наши речевые группы ничем не отличаются от других групп. Помимо коррекционной программы, дети знакомятся с образовательной программой ДОУ, по которой занимаются дети, посещающие все остальные группы ДОУ. Дети в наших группах быстрее учатся слушать педагога и формируют навыки учебной деятельности. Выпускники логопедической группы часто обгоняют по уровню подготовленности детей, посещавших групповую дошкольную группу.
В логопедических группах не более 10 детей, которые набираются одновременно на два года. В отличие от специализированных групп, работа по коррекции речи в логопедических центрах носит дополнительный характер. Дети с речевыми трудностями получают частичную коррекционную помощь, а не ежедневную, как дети в логопедических группах.
Поскольку в детском расписании нет специально отведенного времени для логопедических занятий, необходимо очень внимательно подходить к составлению расписания и работе с детьми, чтобы не помешать их обучению по программе дошкольного образования. Логопеды в логопедических пунктах - это как повара для учителей. Педагоги работают по собственному плану, а большое количество детей в группе затрудняет контроль правильности произношения.
Общий успех дополнительного образования в логопедических центрах зависит от совместной работы логопеда и родителей. Родители полностью вовлечены в образовательный процесс. Поскольку персональную коррекцию ребенок получает всего 1-2 раза в неделю, ее эффективность особенно зависит от степени заинтересованности и участия родителей в коррекции речи и языка. Новообразованные звуки необходимо всячески поддерживать, нельзя давать детям возможность произносить их без подкрепления и контроля.
Поэтому в своей работе я ориентируюсь на такое основное направление, как сотрудничество с родителями. Моя задача - донести до родителей их роль в развитии ребенка, вооружить их конкретными методами и приемами преодоления языковых трудностей, наполнить уроки дома конкретным содержанием, помочь ребенку усвоить и закрепить полученные знания.
В рамках КВН проводятся различные мероприятия: КВН, журнал по обучению устной речи, буклеты, лекции и консультации, круглые столы, деловые игры, дни открытых дверей, различные презентации для родителей. В родительских собраниях принимают участие как дети, так и родители. Родительский клуб "Грамотека", в который входят родители детей с нарушениями речи, создан на базе логопедической группы. Организуя родительский клуб, мы ставим перед собой следующие задачи
- Формировать и стимулировать желание родителей принимать участие в коррекции своих детей.
- Выстроить отношения сотрудничества с семьей каждого ученика.
- Объединить усилия учителей и родителей для развития и воспитания детей.
- Создавать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и понимания проблем друг друга.
- Защищать и укреплять благополучие детей.
Однако, несмотря на разностороннюю работу с родителями, проблемы все равно остаются. Не все родители заинтересованы в поддержке логопедов и не используют методические рекомендации, а помощь и поддержка их детей не всегда достаточна.
Плановые мероприятия с участием родителей - большой плюс коррекционной работы, но в них участвуют одни и те же родители.
Только при тесном сотрудничестве дома и педагога можно добиться хороших качественных и относительно краткосрочных результатов в коррекции и развитии речи детей.