Кирина Наталья Викторовна
Особенности логопедии как специальной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедия - это специальная педагогика, изучающая различные нарушения речи (дефекты, недостатки и расстройства, имеющие устойчивый характер и не исчезающие без помощи специалистов. Дословный перевод на русский язык означает "языковое воспитание" ("логос" - язык, "пайдос" - воспитание).
Что же представляют собой языковые нарушения? В основном это нарушения артикуляции (дизартрия и дизартрия, полное отсутствие речи и последующее аномальное развитие у детей (алалия, потеря уже имеющейся речи (афазия, расстройства речи (полная потеря или неполноценная речь, нарушения скорости и ритма речи (заикание, ускоренная или замедленная речь, не связанные с игнорированием грамматических правил специфические нарушения письма (дисграфия) и специфические нарушения чтения, не связанные с недостаточностью навыков (дислексия).
Публикация «Особенности логопедии как специальной педагогики» размещена в разделах
Изучаются причины и симптомы (признаки и признаки) этих языковых нарушений, разрабатываются научные методы их преодоления и профилактики. Логопедия не только является педагогикой, но и тесно связана с науками медицинского цикла, без тесной связи с которыми было бы невозможно изучение и преодоление серьезных речевых нарушений. Например, медицинские исследования и методы диагностики используются при изучении заболеваний головного мозга, которые являются причиной многих речевых нарушений.
Логопедическая патология также тесно связана с лингвистикой, поскольку при коррекции речевых нарушений необходимо знать "речевые нормы", которые включают в себя основные правила в процессе формирования речи ребенка. Например, если у ребенка полностью отсутствует речь или имеются тяжелые речевые трудности, то для обучения ему предлагаются слова или словосочетания, которые впервые появляются в процессе нормального развития речи.
В теории и практике логопедии широко используются данные физиологии высшей нервной деятельности, педагогики, психологии и многих других наук. Действительно, логопеды должны быть не только педагогами, но и тонкими психологами. Это связано с тем, что для преодоления речевого расстройства и достижения хороших результатов необходимо прежде всего найти правильный подход к человеку, страдающему речевым расстройством, и полностью адаптировать его к себе.
Логопедия как наука преследует сугубо гуманитарные цели. Она призвана преодолеть нарушения речи и связанные с ними различные ограничения, чтобы человек с нарушениями речи мог вести более полноценную жизнь (см. примеры на стр. 8-11). Действительно, иногда мы слышим, как люди говорят, что они не умрут от нарушения речи, а значит, могут спокойно жить с нарушением речи. Но так ли это на самом деле?
Основное назначение человеческой речи - это средство общения между людьми. Речь позволяет нам делиться с другими людьми своими мыслями, чувствами и переживаниями, доносить до них важную информацию. Мы настолько привыкли к постоянному речевому общению, что склонны не замечать его реальной ценности. Мы считаем само собой разумеющимся, что в любой момент можем задать кому-то вопрос, ответить на него или поговорить о чем-то. И это действительно так, но только в том случае, если человек владеет достаточно полным языком. Когда мы встречаем людей с тяжелыми нарушениями речи (не говоря уже о случаях полного отсутствия языка, становится очевидной вся сложность их жизни и общения. Многие из них не могут выбрать профессию по душе и нормально организовать свою личную жизнь. Для многих из них просто сходить в магазин или поговорить по телефону крайне проблематично, и даже спросить у прохожего, как найти нужную улицу или номер дома, сложно или невозможно. Кроме того, у детей со значительными языковыми трудностями обычно сказывается общее психическое развитие. Ведь любой ребенок многое узнает об окружающем мире, задавая взрослым множество вопросов об интересующих его предметах и явлениях. А если ребенок не может говорить или может только слабо. Чему может научиться ребенок в этом случае? В основном, только о том, что он может непосредственно увидеть и в какой-то мере понять сам. В этом случае общий ход психического развития ребенка, безусловно, будет замедлен, что неизбежно скажется на его обучении в школе и на всем течении его дальнейшей жизни.
При тяжелых нарушениях речи, а тем более при отсутствии речи, это отрицательно сказывается на развитии личности ребенка и деформирует его поведение. Это объясняется тем, что дети с таким заболеванием часто не могут удовлетворить даже самые элементарные потребности. Например, если они хотят есть, пить, куда-то идти или что-то делать, окружающие не всегда это понимают, и ребенок часто реагирует на это слезами или истерикой. Такое поведение часто закрепляется и оказывает негативное влияние на весь процесс взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Конкретные примеры. Трехлетний ребенок, который не говорил, вдруг упал на пол с криком и брыканьем в отчаянии после того, как его сильно "достала" мама. Увидев соседа, который случайно зашел в этот момент со стаканом воды, ребенок сразу же побежал к нему. Он просто хотел пить, но не мог сделать даже жеста, чтобы потребовать. Когда подобные ситуации повторяются часто
Для людей, страдающих нарушениями речи, ряд проблем приводит к появлению так называемых вторичных психических наслоений. Возникновение таких наслоений является следствием повторяющихся неудач, которые испытывает ребенок в процессе языкового общения, а также ошибочных реакций окружающих на его речевые нарушения ("ругань", насмешки, дразнилки и т. д.). Вследствие такого вторичного психического наслоения даже относительно незначительные речевые трудности (которые вряд ли были бы заметны нормально говорящему человеку) могут восприниматься пациентом как настоящее несчастье. Такие резко выраженные переживания могут даже затруднить преодоление самого речевого расстройства. Поэтому с языковыми расстройствами желательно бороться как можно раньше, пока не сформировался вторичный психологический слой или не ослабла экспрессия.