Получи документы

Особенности логопедии как специальной педагогики

Кирина Наталья Викторовна
Особенности логопедии как специальной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы

Логопедия - это специальная педагогика, изучающая различные нарушения речи (дефекты, недостатки и расстройства, имеющие устойчивый характер и не исчезающие без помощи специалистов. Дословный перевод на русский язык означает "языковое воспитание" ("логос" - язык, "пайдос" - воспитание).

Что же представляют собой языковые нарушения? В основном это нарушения артикуляции (дизартрия и дизартрия, полное отсутствие речи и последующее аномальное развитие у детей (алалия, потеря уже имеющейся речи (афазия, расстройства речи (полная потеря или неполноценная речь, нарушения скорости и ритма речи (заикание, ускоренная или замедленная речь, не связанные с игнорированием грамматических правил специфические нарушения письма (дисграфия) и специфические нарушения чтения, не связанные с недостаточностью навыков (дислексия).

Публикация «Особенности логопедии как специальной педагогики» размещена в разделах

Изучаются причины и симптомы (признаки и признаки) этих языковых нарушений, разрабатываются научные методы их преодоления и профилактики. Логопедия не только является педагогикой, но и тесно связана с науками медицинского цикла, без тесной связи с которыми было бы невозможно изучение и преодоление серьезных речевых нарушений. Например, медицинские исследования и методы диагностики используются при изучении заболеваний головного мозга, которые являются причиной многих речевых нарушений.

Логопедическая патология также тесно связана с лингвистикой, поскольку при коррекции речевых нарушений необходимо знать "речевые нормы", которые включают в себя основные правила в процессе формирования речи ребенка. Например, если у ребенка полностью отсутствует речь или имеются тяжелые речевые трудности, то для обучения ему предлагаются слова или словосочетания, которые впервые появляются в процессе нормального развития речи.

В теории и практике логопедии широко используются данные физиологии высшей нервной деятельности, педагогики, психологии и многих других наук. Действительно, логопеды должны быть не только педагогами, но и тонкими психологами. Это связано с тем, что для преодоления речевого расстройства и достижения хороших результатов необходимо прежде всего найти правильный подход к человеку, страдающему речевым расстройством, и полностью адаптировать его к себе.

Логопедия как наука преследует сугубо гуманитарные цели. Она призвана преодолеть нарушения речи и связанные с ними различные ограничения, чтобы человек с нарушениями речи мог вести более полноценную жизнь (см. примеры на стр. 8-11). Действительно, иногда мы слышим, как люди говорят, что они не умрут от нарушения речи, а значит, могут спокойно жить с нарушением речи. Но так ли это на самом деле?

Основное назначение человеческой речи - это средство общения между людьми. Речь позволяет нам делиться с другими людьми своими мыслями, чувствами и переживаниями, доносить до них важную информацию. Мы настолько привыкли к постоянному речевому общению, что склонны не замечать его реальной ценности. Мы считаем само собой разумеющимся, что в любой момент можем задать кому-то вопрос, ответить на него или поговорить о чем-то. И это действительно так, но только в том случае, если человек владеет достаточно полным языком. Когда мы встречаем людей с тяжелыми нарушениями речи (не говоря уже о случаях полного отсутствия языка, становится очевидной вся сложность их жизни и общения. Многие из них не могут выбрать профессию по душе и нормально организовать свою личную жизнь. Для многих из них просто сходить в магазин или поговорить по телефону крайне проблематично, и даже спросить у прохожего, как найти нужную улицу или номер дома, сложно или невозможно. Кроме того, у детей со значительными языковыми трудностями обычно сказывается общее психическое развитие. Ведь любой ребенок многое узнает об окружающем мире, задавая взрослым множество вопросов об интересующих его предметах и явлениях. А если ребенок не может говорить или может только слабо. Чему может научиться ребенок в этом случае? В основном, только о том, что он может непосредственно увидеть и в какой-то мере понять сам. В этом случае общий ход психического развития ребенка, безусловно, будет замедлен, что неизбежно скажется на его обучении в школе и на всем течении его дальнейшей жизни.

При тяжелых нарушениях речи, а тем более при отсутствии речи, это отрицательно сказывается на развитии личности ребенка и деформирует его поведение. Это объясняется тем, что дети с таким заболеванием часто не могут удовлетворить даже самые элементарные потребности. Например, если они хотят есть, пить, куда-то идти или что-то делать, окружающие не всегда это понимают, и ребенок часто реагирует на это слезами или истерикой. Такое поведение часто закрепляется и оказывает негативное влияние на весь процесс взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Конкретные примеры. Трехлетний ребенок, который не говорил, вдруг упал на пол с криком и брыканьем в отчаянии после того, как его сильно "достала" мама. Увидев соседа, который случайно зашел в этот момент со стаканом воды, ребенок сразу же побежал к нему. Он просто хотел пить, но не мог сделать даже жеста, чтобы потребовать. Когда подобные ситуации повторяются часто

Для людей, страдающих нарушениями речи, ряд проблем приводит к появлению так называемых вторичных психических наслоений. Возникновение таких наслоений является следствием повторяющихся неудач, которые испытывает ребенок в процессе языкового общения, а также ошибочных реакций окружающих на его речевые нарушения ("ругань", насмешки, дразнилки и т. д.). Вследствие такого вторичного психического наслоения даже относительно незначительные речевые трудности (которые вряд ли были бы заметны нормально говорящему человеку) могут восприниматься пациентом как настоящее несчастье. Такие резко выраженные переживания могут даже затруднить преодоление самого речевого расстройства. Поэтому с языковыми расстройствами желательно бороться как можно раньше, пока не сформировался вторичный психологический слой или не ослабла экспрессия.

Публикации по теме:

Фото отчет о сотрудничестве в рамках сетевого проекта театральной педагогики «Дети. Театр. Творчество»Фото отчет о сотрудничестве в рамках сетевого проекта театральной педагогики «Дети. Театр. Творчество» Фото отчет о сотрудничестве в рамках сетевого проекта театральной педагогики "Дети. Театр. Творчесво" В рамках реализации сетевого проекта.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Конспект ООД с детьми первой младшей группы с использованием музейной педагогики «Путешествие в мастерскую к дедушке Матвею»Конспект ООД с детьми первой младшей группы с использованием музейной педагогики «Путешествие в мастерскую к дедушке Матвею» Конспект открытой организованной образовательной деятельности для детей первой младшей группы с использованием технологии музейной педагогики.

Консультация для педагогов и родителей «Дидактическая игра — находка дошкольной педагогики» для младшего дошкольного возрастаКонсультация для педагогов и родителей «Дидактическая игра — находка дошкольной педагогики» для младшего дошкольного возраста Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Прежде всего, в дидактических играх осуществляется познавательное.

Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики»Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики» Дошкольный возраст это возраст «почемучек» и очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди вооруженные необходимыми знаниями.

Неделя логопедии в детском саду. Фотоотчет.Неделя логопедии в детском саду. Фотоотчет. В нашем детском саду проходила неделя логопедии, так, как, в настоящее время наблюдается задержка речевого развития у детей дошкольного.

Неделя логопедии в ДОУНеделя логопедии в ДОУ В нашем ДОУ была проведена неделя логопедии под названием «Мир волшебного детства». Основными задачами этой недели являлись: - развитие.

Оборудуем сенсорный уголок с элементами Монтессори-педагогики в группе своими руками Консультация для воспитателей. Тема: «Оборудуем сенсорный уголок в группе своими руками (элементы Монтессори-педагогики)». Подготовила.

Отчёт по 3-й годовой задаче ДОУ «Приобщение детей к историческому наследию с использованием музейной педагогики»Отчёт по 3-й годовой задаче ДОУ «Приобщение детей к историческому наследию с использованием музейной педагогики» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче ДОУ «Приобщение детей к историческому наследию, используя музейную педагогику, как.

Развитие инициативы у детей с элементами Монтессори-педагогики Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности логопедии как специальной педагогики
Опубликовано: 11 ноября 2023 в 20:07
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности логопедии как специальной педагогики» (включая файлы) размещена пользователем Кирина Наталья Викторовна (УИ 388444) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД