Коробцова Елена
Консультация «Особенности леворуких детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Левшами являются около 10% людей, причем по оценкам зарубежных и отечественных специалистов доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Под левшеством понимается преобладание левой стороны над правой. Левшество не сводится к леворукости – преимущественному пользованию левой рукой при выполнении различных действий. Оно возможно в функционировании всех парных органов.
Левшество-один из вариантов нормального развития организма. Пока нет еще четкого ответа на вопросы о причинах леворукости и отличии физиологических показателей и психологических характеристик леворуких и праворуких.
Публикация «Консультация „Особенности леворуких детей“» размещена в разделах
Существует две основные гипотезы происхождения леворукости :
1) воздействие среды на развитие ребенка до и после рождения (подражание взрослым левшам, вынужденная леворукость в результате повреждений правой руки);
2) врожденные генетические особенности строения и функционирования мозга ребенка.
Преимущественное доминирование у левшей правого полушария определяет специфику структуры речи, эмоций и психических процессов. Установлено, что у левшей чаще, чем у правшей проявляется речевое недоразвитие, нарушение оптико-пространственных, психомоторных функций, счета, чтения, письма. Трудности в письме связаны с написанием элементов. Поэтому в подготовительный к школе период очень важно использовать различные задания и упражнения, которые постепенно готовят руку ребенка к письму. Самый простой и эффективный способ – раскрашивание карандашами. Это тренирует мелкие мышцы детской руки, делает ее движения более сильными и координированными. При подготовки руки к письму используют такие приемы как обводка, штриховка, дорисовывание изображения до целого, срисовывание, завершение узора или орнамента из прямых и изогнутых линий.
При подготовке к обучению грамоте важно помочь леворукому ребенку выбрать положение руки во время письма. Есть две манеры леворукого письма :
1) более распространенная, рука находится в положении, аналогичном тому, как пишут правой рукой (под строкой, а лист бумаги располагается вдоль левой руки с наклоном вправо;
2) инвертная – кисть повернута к груди пишущего, рука и ручка находятся над строкой, лист бумаги наклонен влево.
Леворукий ребенок должен избрать сам удобную ему манеру письма.
Во время проведения занятий воспитатель, а потом и учитель в школе, должны обращать внимание на правильную посадку при письме: сидеть прямо, не касаясь грудью стола, голова слегка наклонена вправо, ноги упираются в пол, руки лежат на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, левая рука свободно двигается по строке, правая – придерживает лист.
Карандаш или ручку левши держат как и в правой руке – она кладется на верхнюю фалангу среднего пальца, придерживается фалангой большого пальца, а указательный палец ложится сверху ручки на расстоянии 1,5-2 см от пишущего шарика. Для облегчения ориентировки в сторонах листа помечают цветным карандашом левую сторону листа и объясняют ребенку, что здесь начинается строка. Можно выделять левую руку ребенка, надевая часы, браслет, это создает у ребенка дополнительную зрительную опору.
Т. В. Фадеевой предложена интересная методика для выработки у ребенка хорошего подчерка.
• Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы по одному сначала одной руки, затем другой. Затем дети поднимают поочередно пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
• На столе лежит 10-15 карандашей или палочек. Одной рукой (не помогая другой) надо собрать в кулак карандаши, беря их по одному, затем так же по одному положить карандаши на стол.
• Дети зажимают конец ручки средним и указательным пальцами правой руки. Дети переворачивают ручку и вкладывают ее длинным концом в левую руку. Очередным переворотом вкладывают ее в правую руку и так далее.
• Это упражнение напоминает перекатывание мячика в руках. Дети, представив себе, что у них в ладошках мячик, делают движения, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны.
Насильственное переучивание левши нарушает баланс полушарий, что может привести к неустойчивости психической деятельности, нервно-психическим расстройствам. В конечном счете это обуславливает трудности в учебной деятельности, особенно в письме, рисовании, математике.
Обучая и воспитывая леворукого ребенка нужно помнить, что ни в какой ситуации он не должен чувствовать негативное отношение к леворукости.
Леворукий ребенок, как правило, возбудим, быстро утомляется, а значит, день ребенка должен быть построен так, чтобы не было перегрузки и переутомления.
Знание особенностей леворуких детей необходимо родителям, чтобы наиболее эффективно организовать познавательную деятельность ребенка и подготовить его к овладению школьной программой.