Радмила Раилевна Сайгафарова
Особенности лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
▼ Скачать + Заказать документы
В статье описаны и экспериментально выявлены особенности лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (общим недоразвитием речи) III уровня.
Ключевые слова: лексика, грамматика, общее недоразвитие речи, дети старшего дошкольного возраста.
Публикация «Особенности лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня» размещена в разделах
Большинство детей в старшем дошкольном возрасте уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может задержаться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития. Одна из причин задержки ОНР.
Изучением ОНР занимались такие авторы, как Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др. Описывая характерные особенности речи детей с общим ее недоразвитием, эти авторы выделяют нарушение лексического и грамматического компонентов, как одно из наиболее важных в структуре данной патологии.
ОНР (общее недоразвитие речи) – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т. е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)[3].
Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.
Словарь (лексика) – это слова (основные единицы речи) обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.
Грамматический строй речи – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
Нарушение лексико-грамматического строя речи :
- является ведущим дефектом в структуре ОНР;
- влияет на общение детей с окружающими.
При нарушении лексико-грамматического строя речи ребенок не правильно овладевает собственной речью и неправильно формулирует собственные речевые высказывания
Особенности лексико-грамматического строя речи детей с ОНР III уровня :
• В активном словаре детей преобладают существительные и глаголы. Мало слов, характеризующих качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий;
• Наблюдается недостаточная сформированность грамматических форм языка – ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов;
• Отмечаются большие затруднения, а часто и полное неумение распространять предложения и строить сложные предложения;
• Почти не пользуются способами словообразования [4].
Дети с общим недоразвитием речи, являются основным контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений, составляют сложную, разнородную группу по тяжести проявления дефекта.
Своевременная диагностика и выявление особенностей лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня является актуальной в современной логопедии.
Для исследования нашей проблемы, мы обследовали состояние лексико-грамматического строя речи (морфологии, словообразования, лексики) у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Исследование проводилось на базе МСБКОУ школы – интерната № 11- дошкольное отделение. Для обследования лексико-грамматического строя речи мы использовали методику Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. (пособие «Маленький волшебник»)[1]. Эта методика направлена на изучение состояния словообразования, лексического запаса и морфологии детей дошкольного возраста.
Данные устанавливаются по правильности ответов ребенка на следующую серию вопросов. В этой методике используется бальная система оценивания. (3 балла - ребенок самостоятельно ответил на все задания, 2 балла - с помощью взрослого ответил на все задания, 1 балл – не выполнил задания).
Обследовано было 15 детей. Эксперимент проводился индивидуально с каждым ребенком в первой половине дня. Обследование проходило в отдельной комнате. Она была хорошо знакома детям и содержала минимум отвлекающих их внимание вещей и игрушек. Перед обследованием мы пытались создать положительную эмоциональную обстановку, найти контакт с ребенком, добиться того чтобы он вел себя естественно и непринужденно.
В ходе эксперимента детям были предложены следующие задания (отдельно на каждую грамматическую категорию)[2].
Морфология:
1. Образование существительных множественного числа.
2. Употребление существительных в различных падежах.
3. Согласование существительных с числительными.
Словообразование:
1. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
2. Образование относительных имен прилагательных.
Состояние лексического запаса (используется логопедический альбом Иншаковой О. Б.) :
1. Обследуется знания детей по лексическим темам : «Одежда», «Обувь», «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Животные».
2. Детеныши животных.
3. Обследование пассивного словаря, ребенку предлагается объяснить значение малоупотребляемых в обиходе слов, например: хобот, калитка и т. п.
4. Работа с антонимами, словарь признаков.
Антонимы. Изучая словарь признаков, следует особое внимание уделять антонимам – словам с противоположным значением.
(20-27 баллов – высокий уровень, 13-20 – средний уровень, до 13 баллов низкий уровень).
Данные показали что: в исследовании морфологии уровень ниже среднего, в исследовании лексики преобладает низкий уровень, в исследовании словообразования уровень ниже среднего.
Таким образом, эксперимент показал, что у детей в основном ниже среднего уровень развития лексико - грамматического строя речи. Дети испытывали затруднения при выполнении заданий. Самые низкие показатели выявились при обследовании лексического запаса.
При развитии лексико-грамматического строя речи важна правильная коррекционная направленность работы с данным контингентом детей. Рассмотрим некоторые направления коррекционной работы по развитию лексико-грамматического строя речи :
• Развитие атрибутивного словаря (с использованием приема словообразования);
• Развитие предикативного словаря (обогащение и активизация словаря);
• Развитие номинативного словаря (актуализация словаря);
• Развитие грамматического строя речи (в особенности употребление предложно-падежных конструкций)[5].
Таким образом, детальное изучение особенностей лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста с ОНР III уровня, выявление их индивидуальных особенностей должно послужить основой для коррекционного подхода в обучении этой категории детей, а в дальнейшем в их социализации в обществе.
И в заключение, хотелось бы процитировать слова Р. Е. Левиной: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов».
Литература
1. Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. Развитие речи детей 5 – 6 лет. Методическое пособие для воспитателей, работающих по программе «из детства в отрочество». – М., 2006
2. Гризик Т. И., Конспекты занятий по развитию речи детей 5-6 лет. Методическое пособие для воспитателей, работающих по программе «из детства в отрочество». – М., 2007.
3. Жукова Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : Кн. Для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Екатеренбург: ООО «КнигоМир», 2011. – 320 с.
4. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда - М. :Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 279с
5. Филичева Т. Б., Г. В. Чиркина. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста// Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 224 с.