Мадина Жураева
Особенности лексики детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности лексики детей среднего дошкольного возраста
Особенности развития детской лексики достаточно полно изучены в
психологии, психолингвистике.
В лексическом развитии дошкольников выделяют две стороны:
количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е.
овладение значениями слов.
Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост
находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в
Темочки:
литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же
возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова
появляются у детей к концу первого года жизни.
Развитие лексики осуществляется за счет слов, обозначающих
предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их
признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также
быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются.
К 4-ем годам количество слов доходит до 1900, к 5-и – до 2000 – 2500.
Индивидуальные различия в лексике наблюдаются и в эти возрастные
периоды. По словам Д. Б. Эльконина, эти различия «более велики, чем в
какой-либо другой сфере психического развития».
Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов,
медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-
первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на
знакомство детей с признаками и качествами предметов, во-вторых,
характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.
Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка.
Например, по данным австрийских психологов, записывавших на
магнитофон разговоры детей друг с другом и со взрослыми, пятилетний
ребенок произносит в среднем около 11 тыс. слов в день. Наиболее часто
используемое слово – «я», затем следуют выражения «я хочу», «я буду», «я
люблю».
Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а
качественное понимание слов и правильное употребление.
Смысловое значение первых слов у детей есть не действие, не предмет,
а чувственный образ. Настоящее слово рождается к четырём - годам как
обозначение предмета и связано непосредственно с жестом, который
указывает на предмет.
К 4-5 годам слово достигает высшей стадии интеграции. В слове дан
итог предыдущих знаний, содержатся обобщения, которые заключают в себе
слова-понятия «игрушки», «посуда», «мебель» и др. Сигнальное значение
такого слова чрезвычайно широко, а связь его с конкретными предметами
прослеживается с большим трудом. Такого уровня обобщения дети
достигают лишь на пятом году жизни.
Для того чтобы ребенок усвоил слова, необходимо совпадение во
времени звучания слова, которое произносит взрослый, с восприятием
малышом предмета или действия, которое оно обозначает. Причем чем
меньше ребенок, тем большее количество таких совпадений требуется.
После 4 – 5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к
одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и
употребляя их, ребенок еще не осознает всего того смыслового содержания,
которое они выражают. Детьми может быть усвоена предметная
отнесенность слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним, нет.
Наблюдаются многочисленные факты ошибочного словоупотребления,
переноса наименования с одного предмета на другой, сужения или, наоборот,
расширения границ значений слов и их применения. Сужение или
расширение значений слов детьми объясняется тем, что они не имеют
достаточных знаний о тех предметах и явлениях, которые называются
данными словами. Причем понимание и употребление слов детьми 3 – 5 лет
зависит не только от степени обобщения, но и от того, насколько часто
используют эти слова окружающие взрослые и как организована
деятельность детей с соответствующими предметами.
Дошкольник имеет склонность придавать буквальный смысл словам,
которые он произносит.
Значения детских слов динамичны, одно и то же слово для ребенка
разного возраста и уровня развития разное. У дошкольника в 3 – 5 лет
центральное место занимает процесс овладения четкой предметной
отнесенностью слов и их конкретными значениями, а в 5 – 6 лет – системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют
эмоционально-образные, наглядные связи.
В своей конкретно-отнесенной форме значение слова возникает раньше
понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное,
словом, будучи обобщенным образом действительности, растет, ширится,
углубляется по мере развития ребенка, по мере того как расширяется и
становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей
и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь
ребенка перестает быть зависимой от чувственной ситуации.
Только к концу среднего дошкольного возраста уточнение смыслового
содержания слов набирает силу. Это связано с усвоением новых знаний о
мире и с зарождением эстетического отношения к слову и речи в целом.
Например, метафоры дети 5-ого года жизни используют в своей речи
спонтанно и только в старшем дошкольном возрасте употребляют их более
осознанно.
Словарь активно обогащается и за счёт слов, «придуманных» самими
детьми («режницы»,«начаепился»,«кусарик»). Словотворчество наиболее
ярко проявляется в среднем дошкольном возрасте.
Одним из средств обогащения словаря дошкольников новыми словами и
словосочетаниями является также знакомство с формулами речевого этикета.
Таким образом, обогащение словаря детей среднего дошкольного
возраста включает в себя расширение его объёма, воспитание внимания к
содержательной стороне слова, его семантике, уточнение значения слов,
обогащение связей слова с другими словами. К концу среднего дошкольного
возраста дети овладевают лексикой и другими компонентами языка
настолько, что усваиваемый язык действительно становится родным.
Задача взрослых – расширять знания детей об окружающем мире и
обогащать соответствующий словарь, в том числе формулами речевого
этикета, воспитывать интерес к лексическому богатству родного языка.