Марина Андреевна
Особенности лексической стороны речи у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Впервые теоретическое обоснование такому отклонению как общее недоразвитие речи (далее ОНР) было дано в 50-60-е годы ХХ века Р. Е. Левиной и сотрудниками НИИ дефектологии СССР [Г. Н. Жаренковой, Г. А. Каше, Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой, Г. М. Чевелёвой, Н. А. Чиркиной и др. 1999]. ОНР представляет собой такое расстройство, при котором сохранен физический слух и первично сохранен интеллект, но наблюдается нарушение всех компонентов речевой системы, а именно: фонетики, лексики и грамматики. ОНР может быть у детей с различными речевыми патологиями: чаще при алалии, дизартрии, реже при ринолалии и заикании [Т. Б. Филичева, 2017].
Публикация «Особенности лексической стороны речи у дошкольников с ОНР» размещена в разделах
В связи с этим в психолого-педагогической классификации речевых нарушений, предложенной Р. Е. Левиной, выделяется 3 уровня, каждый из них характеризуется определенным соотношением первичного и вторичного дефектов, определяющих степень сформированности различных компонентов языка [Н. А. Виноградова, 2016].
Тем не менее, долгое время специалисты отмечали, что речевые возможности обучающихся с III уровнем ОНР очень различные. В 2001 году Т. Б. Филичева выделила и описала IV уровень речевого недоразвития [Т. Б. Филичева, 2015].
Дети с общим недоразвитием речи пользуются нечеткими лепетными словами и звукоподражаниями. Широко применяют паралингвистические средства: мимику, жесты, интонацию. Звукопроизношение смазанное, количество дефектных звуков преобладает над правильно произносимыми. [В. Н. Еремина, 2017] Имеются противопоставления гласных - согласных, ротовых - носовых, некоторых взрывных - фрикативных. Не способны воспроизводить и воспринимать слоговую структуру слова. Фонематические процессы в зачаточном состоянии.
Голос слабый, темп медленный, речь монотонная, низкий объем речевого дыхания. Импрессивный словарь на 30 % состоит из элементарной бытовой лексики, остальное добирается за счет слежения за мимикой, жестами, интонацией, ситуацией. Пассивный словарь преобладает над активным словарем.
Активный словарь бедный, в основном состоит из звукоподражаний. При этом одни и те же звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и их признаки и совершаемые ими действия, то есть речь имеет ситуативную привязанность. Наблюдается явление полисемантизма, при котором несколько понятий обозначаются одним и тем же сочетанием. Значения слов неустойчивы и не дифференцированы [Филичева Т. Б. 2015] : Небольшой словарный запас включает слова, обозначающие предметы и явления, непосредственно воспринимаемые через органы чувств.
Понимание значений грамматических изменений отсутствует. Без ситуации не различают единственное и множественное число существительных, прошедшее время глаголов. [Загпада, 2015] Не понимают даже простые предлоги. Высказывание состоит из аморфных слов-корней. Вне ситуации речь не понимают даже близкое окружение.
Фразой не овладевают. Некоторые дети пытаются высказать мысли лепетными предложениями с жестами. У детей с I уровнем как следствие отмечается отставание в формировании мыслительных процессов, низкий объем и динамика запоминания. Характеристика речи детей с ОНР (II уровня).
Звукоподражание дефектное, но устойчивое, многочисленные искажения, замены и смешения. Сильный разрыв между способностью правильно произносить, звуки изолировано, и употреблять их в спонтанной речи. Наблюдаются перестановки слогов и звуков, замены и уподобления слогов, редуцирование многосложных слов. Недостаточность фонематического слуха приводит к неготовности детей к овладению звуковым анализом [Н. И. Циркунова, 2016]. Речь малопонятна для окружающих.
Импрессивный словарь на 50 % состоит из обиходной речи, остальной добирается за счет мимики, жестов, интонации и ситуации. Активный словарь улучшается в количественном и качественном плане, увеличивается объем употребляемых существительных, глаголов, прилагательных, появляются наречия и числительные. [А. Н. Корнев, 2018] Но все, же словарный запас значительно отстает от нормы. Дети не знают слов, обозначающих части тела, одежду, мебель, профессии, животных и их детенышей и др. Некоторые цвета, формы, размеры заменяют близкими словами. Остается многозначное употребление слов и их семантические замены. Неправильно названное слово поясняют жестом. Иногда слово может заменяться схожим по смыслу с добавлением отрицательной частица «не».
Морфологические элементы приобретают смыслоразличительное значение, что влечёт за собой развитие понимания речи. Дети понимают и различают формы единственного и множественного числа существительных и глаголов, мужского и женского рода глаголов в прошедшем времени. Остаются трудности в понимании форм числа и рода прилагательных.
Существительные употребляют в именительном падеже, глаголы в инфинитиве или в форме 3 лица единственного и множественного числа настоящего времени. Глаголы могут не согласовывать с существительными ни в числе, ни в роде, не согласовывают также прилагательные с существительными. Форма прошедшего времени глагола может заменяться формой настоящего времени и наоборот. Отмечаются замены единственного и множественного числа, мужского и женского рода глаголов. Способами словообразования не пользуются. Появляются простые предлоги и их лепетные варианты, но они часто опускаются, союзы и частицы почти не употребляются [О. И. Сытина, 2017].
Используют простые предложения из 2-3, реже 4 слов. Могут ответить на вопросы по картине, связанные с семьей и знакомыми событиями. Но чаще всего просто перечисляют увиденные события и предметы. Дети практически не владеют связной речью.
Характеристика речи детей с ОНР.
Звукопроизношение отстает от возрастной нормы, имеются все виды нарушений. Стойкие ошибки в звуковом наполнении слов. Пользуются полной слоговой структурой, но в трудных словах могут её нарушать.
Недостаточное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Не дифференцированность звуков, принадлежащих к родственным группам.
Лексика.
Импрессивная речь составляет 80 - 90 %. Понимание обиходной речи приближено к норме, но возможно незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию.
Отмечаются замены названий целого предмета названием его части и наоборот, названий профессий действием, родовых понятий видовыми и наоборот. Взаимозамещение признаков. Смешивают слова, схожие по звучанию, неверно понимают значение слова через контекст. Отмечается неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным, переносным и отвлеченным значением. В речи преобладают существительные, редко пользуются прилагательными и наречиями. Встречаются штампы.
В речи детей много аграмматизмов, ошибки согласования и управления. Неправильное согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже. Редко неправильное согласование существительных с глаголами. Ошибки в употреблении падежных форм множественного числа. Трудности в употреблении существительных среднего рода, глаголов будущего времени, смешение временных и видовых форм глагола [И. В. Прищепова, 2016].
Доступны словообразовательные операции. Трудности в подборе однокоренных слов и образовании новых слов с помощью суффиксов и приставок. Предлоги часто пропускают, заменяют и недоговаривают.
Имеется развернутая фразовая речь. Используются простые распространенные предложения, реже сложные конструкции. Отмечаются нарушения логико-временных связей в повествовании: переставляют части рассказа, пропускают элементы, возвращаются к ранее сказанному. Длительные паузы на границах фраз, неверное оформление связи слов, не развёрнутость речевых событий.
Недостаточная дифференциация звуков, смешение и замена близких по звучанию фонем. Нарушение слоговой структуры сложных слов. Понимание речи приближено к низшей границе возрастной нормы. Достаточно разнообразный предметный словарь, но отсутствуют названия некоторых животных, птиц, профессий, растений. [В. В. Коноваленко, 2019] Замены слов, близких по ситуации, смешение признаков, родовых и видовых понятий. Трудности в дифференцированном обозначении профессий в мужском и женском роде: называют одинаково или предлагают свою форму словообразования. Малознакомые слова могут заменять пояснительными действиями. Трудности при подборе синонимов и антонимов [Е. И. Исаев, 2016].
Ошибки образования прилагательных от существительных, притяжательных прилагательных и сложных слов. Трудности в согласовании числительных с существительными, в употреблении существительных множественного числа винительного и родительного падежей. Неправильное образование слов при помощи увеличительных суффиксов. Замены и пропуски союзов, трудности использования сложных предлогов [В. М. Акименко, 2016].
Могут наблюдаться нарушения логической последовательности, большое значение уделяют второстепенным деталям, пропуская при этом главное, повторяют отдельные эпизоды. Существуют трудности в планировании высказывания и подборе языковых средств. Предложения в рассказах из личного опыта носят малоинформативный характер.
Кроме того, при ОНР могут возникнуть сложности в пространственной ориентировке и в ориентировке в схеме собственного тела. Из-за речевых нарушений появляются проблемы в социальной адаптации и взаимодействии со средой, что влияет на характер взаимоотношений и самооценку дошкольника. Эти дети чаще всего не умеют ориентироваться в ситуации общения, проявлять инициативу, договариваться, при общении проявляют слабые эмоции.
В своих работах Грушина Ю. Ф., отмечает неуверенность детей с ОНР и совершение ошибок в распознавании предметов, трудности выполнения заданий по образцу, что говорит о несформированности зрительного восприятия. Кроме того, эти дети быстро утомляются, плохо запоминают вербальные стимулы, малоинициативные в процессе обучения [Е. Н. Винарская, 2015].
Таким образом, недостатки в речевой сфере также влияют на развитие игровой деятельности. У детей с ОНР отмечается неустойчивый интерес к игре, сниженная мотивация и инициативность. Они могут быть заторможены, пассивны, проявлять робость, быстро утомляться, что приводит к сокращению объема игр.