Мельниченко Татьяна
Особенности лего-конструирования у детей с ДЦП (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс взаимодействия с миром ребёнок осуществляет через деятельность.
Основной вид деятельности в дошкольном детстве – игра, а также продуктивные виды, в частности изобразительные. Следовательно, игра и творческая самореализация необходимы для полноценного развития личности ребёнка.
Термин ДЦП обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц.
Двигательные расстройства у детей с церебральным параличом отрицательно влияют на весь ход психического развития.
Публикация «Особенности лего-конструирования у детей с ДЦП (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
При ДЦП имеют место нарушения эмоционально- волевой сферы, поведения, интеллекта, речи, зрения, слуха, связанные с ранним органическим поражением головного мозга.
Педагоги сталкиваются с такими проблемами, как:
Трудности в развитии мелкой моторики и координации движений.
Отсутствие зрительно-моторной координации.
Неумение ориентироваться в пространстве.
Недоразвитие психических процессов и речи.
Недостаточный запас знаний и представлений об окружающем мире.
Бедный словарный запас по всем лексическим темам.
Отсутствие коммуникативных навыков у детей.
Для решения выше указанных проблем используем педагогическую технологию ЛЕГО. Перспективность применения обусловливается ее высокими образовательными возможностями, которые предъявляются к указанным средствам на современном этапе: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками.
Перед началом работы мы поставили перед собой цель, достижение которой будет означать, что после выпуска из детского сада ребенок будет готов к дальнейшему обучению: внедряя инновационные технологии в коррекционную работу, содействовать формированию гармонично развитой личности, социализации и интеграции дошкольников с ДЦП в обществе. Чтобы достичь поставленной цели, нам нужно решить следующие задачи:
1. Развитие мелкой моторики и координации движений (при конструировании и манипуляции с мелкими объектами).
2. Формирование пространственных представлений, коррекция их нарушений.
3. Закрепление математических знаний о счете, форме, пропорции.
4. Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи.
5. Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.
6. Развитие социальных навыков (сотрудничество в процессе строительства и во время ролевых игр требует выработки общих правил игры, способствует их социализации) и коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.
Чтобы конструктивная деятельность была направлена на решение дидактических, развивающих и социализирующих функций в отношении детей с ДЦП, необходимо их специальное формирование при создании специальных организационно- методических условий:
• учет клинической формы, степени тяжести заболевания и стороны поражения;
• использование дифференцированных приемов в работе;
• введение подготовительного этапа для формирования базовых составляющих конструктивной деятельности (пространственных представлений, зрительно-моторной координации и т. д.);
• введение в систему занятий специальных упражнений для нормализации мышечного тонуса, дыхания, расширения функциональных возможностей кистей рук;
• использование специального оборудования во время проведения занятий.
. Прежде чем приступить к обучению детей ЛЕГО-конструированию, проводится большая предварительная подготовка, включающая упражнения для расслабления кистей рук, активизирующие пассивно-активные и активные упражнения при повышенном мышечном тонусе, упражнения для развития тонкой моторики и упражнения, формирующие первоначальные конструктивные навыки. Работа ведется в четко определенной последовательности.
На начальных этапах обучения основным методом является совместное выполнение задания, затем подражание действиям взрослого. Методы, приемы конструктивной деятельности в соответствии с возрастом и наработанным детьми практическим опытом постепенно усложняются:
• от сюжетного конструирования - к решению более сложных конструктивных задач;
• от конструирования по готовому образцу - к конструированию по заданному сюжету или теме и далее по замыслу ребенка (свободному конструированию);
• от предварительного анализа замысла работы, планирования действий, контроля за выполнением и анализа результата с помощью педагога - к самостоятельному замыслу, планированию, реализации замысла и самоанализу конечного результата.
Занятия проводились 1 раз в 2 недели. Все занятия проводились в игровой форме с использованием ЛЕГО, героев сказок и мультфильмов, любимых животных и игрушек. При подборе задания используются подвижные игры и упражнения, музыкальное сопровождение, чтобы способствовать коррекции общей и мелкой моторики, ориентировки в окружающем и в частях собственного тела, а так же чтобы предотвратить снижение внимания и работоспособности.
Конструктивная деятельность тесно связана с изобразительной активностью, поэтому включаем в занятия с детьми графических упражнений способствующих лучшему развитию фантазии, творчества, мыслительных процессов, а также активизирует работу мелкой мускулатуры руки. ЛЕГО-конструирование позволяет ребенку почувствовать свою значимость, уверенность в своих возможностях.
После занятий, уровень развития конструктивных навыков у детей с ДЦП становится выше. Поэтому недостатки деятельности конструирования у детей могут быть скорректированы в ходе целенаправленной работы с использованием новой многофункциональной педагогической технологии ЛЕГО, что позволит существенно повысить реабилитационный потенциал детей с ДЦП, облегчить их подготовку к дальнейшему обучению, и расширить возможности социальной адаптации и интеграции во все сферы окружающего мира.
Каждый из нас мечтает о том, чтобы его ребёнок был счастлив. Только наш разумный подход к воспитанию позволит ребёнка развиваться полноценно и гармонично.