Вера Винивитина
Особенности конструктивной деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Если ребёнок не научится сам ничего творить,
то в жизни, он всегда будет только подражать
и копировать.»
Л. Н. Толстой
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
В настоящий момент педагогу необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы он наиболее полно отвечал возрастным и индивидуальным особенностям определённой группы детей, способствовал развитию интеллектуальных и творческих способностей дошкольника.
Публикация «Особенности конструктивной деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Для этого важно подобрать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных педагогических технологий.
Задача педагога – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.
Развитие творческих способностей наиболее полно проявляется в продуктивных видах деятельности. Одним из таких видов является конструктивная деятельность в детском саду.
Поэтому в основу моей работы по развитию творческих способностей детей легло конструирование из строительного материала – как составная часть игровой деятельности, представляющую собой интересную, но достаточно сложную практическую деятельность, направленную на получение реального продукта (конструкции). Именно она формирует у ребенка конструктивные представления и конструктивное мышление, творческие способности, развитие поисковой деятельности во всех видах и формах. Все это является необходимым условием не только умственного развития дошкольника, но и развитие личности в целом.
Таким образом, в основе строительно-конструктивной игры лежит деятельность детей, где они отражают окружающую жизнь в разнообразных постройках с помощью различных материалов и игровых действий с ними. Как всякой творческой игре ей присущи структурные элементы – мотив, игровой замысел, роли, правила, игровые действия, результат.
Строительно-конструктивные игры значительно влияют на развитие ребенка-дошкольника, способствуют развитию у ребенка творчества, мышления, пространственного воображения, которые лежат в основе конструкторской деятельности. В процессе этих игр происходит формирование положительных взаимоотношений между сверстниками. Обычно, строительно-конструктивные игры носят групповой или коллективный характер и поэтому способствуют развитию взаимопонимания, учат внимательно относиться к другим детям, общаться со сверстниками и взрослыми. Так же у детей заметно развивается интерес к технике, они учатся доводить начатое дело до конца, видеть результат коллективного труда, его пользу. развития конструктивных умений у детей дошкольного возраста.
Цель моей работы: овладение детьми конструктивными особенностями.
Задачи:
1. Формировать технические умения.
2. Закреплять представления об основных строительных деталях и деталях конструктора.
3. Развивать творчество и самостоятельность в нахождении способов конструирования.
4. Способствовать игровому общению.
5. Приучать детей к аккуратности.
Для работы были созданы необходимые условия:
- Оформлен уголок «Конструкторское бюро», находятся разные виды конструкторов. В свободное время дети с удовольствием строят различные постройки из деревянного конструктора, пластмассового, конструктора-дупла, плоскостного конструктора, из геометрических фигур сооружают предметы и животных. И уже мы предлагаем ЛЕГО-конструктор, где дети с удовольствием собирают различные постройки: самолеты, машины, аэродромы, космические корабли. Девочки оформляют интерьер дома для мелких игрушек.
- Создан альбом “Архитектор”, где представлены геометрические формы в трёх проекциях, графические модели, по которым дети учатся строить предметы, схемы, образцы. При условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребёнка, его умственных способностей.
- Составлена картотека игр и упражнений по развитию конструктивной деятельности для детей дошкольного возраста.
- Проведена работа с родителями по теме “Особенности конструктивной деятельности детей дошкольного возраста ”, консультация для воспитателей «Организация конструктивной деятельности в группе»
Итак, в процессе конструкторской деятельностью, детям предоставлена возможность выбора различных материалов для конструирования, созданы все условия для интересной, плодотворной деятельности.
Первоначальный этап моей работы, начался с ознакомлением детей с деталями конструктора, с простейшим анализом построек, видение элементов наглядного моделирования, использование графических моделей. Проблемы на начальном этапе связаны с неразвитостью мелкой моторики, это объясняется возрастными особенностями детей. С целью развития мелкой моторики, я использовала различные приё мы:
• бимануальное обследование строительных деталей;
• перенос на бумагу;
• перенос на цветную бумагу с последующим вырезанием;
При выполнении построек по словесному описанию и наглядному действию, для облегчения запоминания последовательности постройки, я использую игры: “На что это похоже?”, “Что изменилось?”, “Чего не стало?”. Определяю игровую проблемную ситуацию: “Друзьям нужна помощь”, “У щенка нет друзей”.Особое внимание уделяю развитию действий творческого воображения. Такие действия направлены на создание новых образов предметного мира путём преобразования имеющихся представлений о нём. Для этой цели используются разные типы творческих заданий: на разработку собственного замысла конструкции, на завершение незаконченной постройки, на дополнение незаконченной постройки, на дополнение и изменение заданного образа новыми элементами. Совершенствование технических умений и навыков конструирования из объёмных строительных деталей.
В процессе конструктивной деятельности совершенствуется речь детей : они делятся своими замыслами, объясняют свои действия, обсуждают замыслы, мотивируют, отстаивают свои предложения, договариваются о совместной стройке. Обогащается речь детей новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др., которые в других видах деятельности употребляются редко. Дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий - низкий, длинный - короткий, широкий – узкий, большой – маленький).В точном словесном указании направления (над – под, вправо – влево, вниз – вверх, сзади – спереди). О числах, цифрах, номеров домов, последовательность счёта (четные и не четные числа).
Формируются такие важные качества личности
- умение проявлять самостоятельность, инициативу, быть организованными и ответственными в деятельности. Кроме того, в непосредственной деятельности детей по сооружению игровых построек воспитываются волевые качества, умение доводить работу до конца, преодолевать при этом встречающиеся трудности, выслушивать объяснения воспитателя и работать в соответствии с его указаниями.
- эмоциональное наслаждение детей, так как сопровождаются чувством радости при решении разнообразных конструктивных задач. Воплощение в живое, конкретное дело собственной творческой мысли вызывает особое удовлетворение, так как укрепляет веру в свои силы, утверждает чувство собственного достоинства. Причем все это происходит в процессе игры, где дети одновременно перевоплощаются в своих любимых героев: либо это летчик, сооружающий самолет; либо капитан, горячо обсуждающий со своими матросами детали строящегося парохода, на котором предполагается далекое плавание; либо строители нового канала, охваченные единым стремлением скорее завершить свое сооружение.
- постоянное упражнение в самых разнообразных движениях, сопровождающееся эмоциональным подъемом, способствует тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц, особенно сгибателей и разгибателей.
- развитие художественного вкуса детей, вызывая у них эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений, формируется умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны.
- для воспитания эстетических чувств важен не только результат стройки, но и организация самой работы детей. Необходимо учить их умению создавать и поддерживать определенный порядок в процессе работы, чтобы действия были экономными; учить целесообразному подбору деталей, определенной последовательности и согласованности действий, если постройка выполняется группой детей, учить детей видеть красоту самого процесса стройки.
Занятия и игры со строительным материалом помогают осуществлять подготовку детей к школе. В этих играх формируются такие качества личности, как сосредоточенность внимания, настойчивость в достижении поставленной цели, умение проявлять творческую инициативу на базе приобретенных знаний и умений, способность анализировать, умение правильно ориентироваться в пространстве.
Каждый ребёнок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат. Создавая необходимые условия для развития конструктивной деятельности, мы помогаем ребёнку понять окружающий мир и своё место в этом мире.