Ольга Скопинцева
Особенности проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Предпосылкой развития теории и практики организации проектной деятельности явились исследования Поддьякова Н. Н. в области детского экспериментирования. В рамках данных исследований было уточнено значение детской проектной деятельности как самостоятельной и коллективной творчески завешенной работы, имеющей социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Публикация «Особенности проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Метод проектной деятельности уже доказал свою эффективность в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности и самостоятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Особая педагогическая значимость данной работы по организации проектной деятельности детей заключается в практикоориентированной сущности, что позволяет оценить позицию ребенка как субъекта педагогического взаимодействия.
Система работы в дошкольном учреждении по работе с проектами включает в себя следующие блоки:
Первый блок предполагает педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.
Второй блок способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению.
Третий блок стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.
В постановке задачи, подготовке проекта, планировании его основная роль принадлежит воспитателю и детям. В практической реализации проекта принимают участие дети, родители, а также все сотрудники детского сада.
Доминирующие методы, используемые в работе над проектом могут быть игровые, творческие, познавательные и др. тематика проектов должна быть разнообразной, интересной и увлекательной для детей.
По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев).
Этапы проекта
1. Целеполагание
1.1. Выделение и постановка проблем. Это «старт», на котором задумывается весь проект, происходит определение цели проекта и его конечного результата. В работу вовлекаются все дети. Ведущие методы: беседа, внушение, создание проблемной ситуации.
1.2. Развитие идеи решения проблемы. Анализ степени сложности проблемы, выделение разных вариантов решения проблемы. Основные методы: «мозговой штурм», графический секретарь, дискуссия, кон-курс на лучшую идею, типовые приемы фантазирования, игра «Хорошо-плохо» и пр.
1.3. Самодиагностика возможностей: «хочу» и «могу». Соотнесение своих возможностей с целями и средствами достижения, выяснение, каких знаний им еще не хватает. Основной метод: беседа.
1.4. Принятие решения. Утверждение оптимального варианта проекта. Фиксация решения педагогом в виде графических, символических обозначениях, доступных для детей и вырабатываемых совместно с ними.
2. Планирование процесса
2.1. Определение содержания работы. Какую работу детям и взрослым предстоит сделать. Эти знания фиксируются графически в виде схем, мнемодорожек, лесенок. Основные методы: наглядные (иллюстрация, демонстрация, словесные (объяснение, разъяснение, дискуссия, практические (составление схем-рисунков, создание проблемных ситуаций.
2.2. Выделение этапов работы, последовательности ее выполнения. Планирование работы на каждом этапе, может быть разбиение детей на группы. Основные методы: беседа, содержащая вопросы разного характера (Как мы это будем делать? В какой последовательности? Какие инструменты и материалы нам понадобятся, метод дизайн-анализа изделия, моделирование, дискуссия.
3. Конструирование
3.1. Реализация предусмотренных процессом этапов, действий, операций.
3.2. Пошаговый самоконтроль.
3.3. Коррекция.
Цель этапа – качественное и правильное выполнение всех операций. Роль педагога – оказание детям индивидуальной помощи. При этом педагог, осуществляя руководство данным этапом, может применять такие методы, как: «незнающий взрослый», метод контрольных вопросов, «видео-камера» и др.
4. Рефлексия работы
4.1. Сопоставление конечного результата действий с намеченной изначально целью. Причем для педагога главный результат – это опыт самостоятельной творческой деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения.
4.2. Самооценка и взаимооценка. Дошкольники анализируют проделанную ими работу, рассказывают об этапах своей деятельности, анализируют и оценивают свою работу, выслушивают мнение педагога и сверстников. Вначале работу оценивает сам автор или группа авторов, а затем «эксперты», выбранные из числа детей. Педагог оказывает помощь в выборе «экспертов», осуществляет педагогический анализ работы детей.
5. Коррекция работы
На этом этапе вычленяются ошибки, недочеты, которые были допущены; анализируются и исправляются.
Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности. Например, работая над проектом организации экологического музея, в книжном уголке можно по-ставить яркие книги — энциклопедии для детей, альбомы с изображением растений, животных, птиц, «Красную Книгу» природы. В игровом уголке необходимо систематизировать и поставить игры на экологическую тему. В «красном углу» групповой комнаты рекомендуется организовать «фитобар», а на коробочках с фиточаем наклеить изображение данного растения. «Официанты», подавая чай, будут рассказывать о его целебных свойствах, побуждая детей узнавать новые рецепты. На стене групповой комнаты или в приемной можно повесить плакаты экологического содержания (выполненные детьми). Сюжетно-ролевые игры также будут отличаться экологическим содержанием.
К организации поисковой и творческой деятельности детей необходимо подключать родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатель предлагает детям задания (приготовить макет лесной полянки, альбом с рисунками редких растений, плакат в защиту животных, гербарий полевых цветов, фотографии местных зимующих птиц и т. д.). Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание. Прежде чем раздать задания, воспитатель должен их тщательно продумать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости воспитатель мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти.
Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и про-демонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ро-левой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.