Анна Иванова
Особенности конфликтов в дошкольном возрасте
«Детские конфликты»
С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. Их появление ученые относят к возрасту от одного года. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры. Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов, дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребностей. Существуют различные причины конфликтов.
— неприязнь детей друг к другу;
— пытаются занять лидирующую позицию в группе;
Публикация «Особенности конфликтов в дошкольном возрасте» размещена в разделах
— соперничество;
— разница в возрасте и др.
Конфликт (от лат. Сonflictus – ссора, столкновение, спор) определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, как столкновение противоположно направленных, с не совместимых друг с другом тенденций в сознании индивидов, в межличностных или межгрупповых взаимодействиях, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.
Основные подходы в разрешении конфликтов в детском коллективе.
Известно, что в детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям в жизни. Небольшие ссоры и стычки можно расценивать как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными, момент взаимодействия с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись.
Поэтому взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.
Все взрослые знают, что дети ссорятся, и в основном из-за игрушек. Будучи собственниками по своей природе, дети с трудом расстаются с любимой игрушкой или вещью. Прежде чем у них разовьется эмпатия, великодушие, они должны установить для себя пределы безопасности: постоянство окружения близкими взрослыми, свое место в доме, отношения с людьми, со своими игрушками. Покушение на игрушку, которую ребенок считает своей, является покушением на его безопасность, на его личностное пространство. Взрослые, часто сами лишенные способности делиться чем-то с другими, постоянно требуют этого от детей. Осознание взрослыми права ребенка на собственность очень важно, так как оно снимает многие ненужные переживания и заставляет задуматься о том, чтобы дать детям средства для разрешения конфликтов, вместо того, чтобы называть ребенка жадиной, плохим мальчиком или девочкой и т. п.
Нравоучения о справедливости, угрозы, внушение чувства вины ни к чему хорошему не приводят. Задача взрослых (родителей, воспитателей) состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера. Поэтому главная задача взрослых — помочь детям увидеть в каждом человека, имеющего свои желания и переживания, вместе найти выход из сложной ситуации, предлагая им варианты решения конфликта.
Наблюдения за детьми в конфликтной ситуации свидетельствуют о том, что часто ее участники по-разному разрешают возникшие проблемы, одни силовыми методами, другие же, хорошо владеющие коммуникативными методами, улаживают свои споры и разногласия более мирным ненасильственным способом.
Это и есть два основных способа разрешения конфликтной ситуации : деструктивный и конструктивный. Деструктивные способы предполагают либо уход от ситуации («Уйду и не буду с ними играть», «Сам буду играть», либо агрессивное ее разрешение («Всех побью и заставлю играть», либо привлечение внешних средств для разрешения конфликта («Позову воспитателя, она всех заставит играть»).
Конструктивные выходы из конфликта предполагают продвижение в ситуации и ее разрешение («Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть, и мы договоримся»).
Дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т. д., но он не понимает, что каждый сверстник – личность, со своим внутренним миром, интересами и желаниями. Важно помочь ребенку посмотреть на себя и сверстника со стороны.
В группе ярко выделяются дети популярные и непопулярные. Популярные дети – это ловкие, умелые, смышленые, опрятные; к непопулярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью (в число таких детей попадают дети из конфликтных семей с остро неблагоприятной эмоциональной атмосферой, дети из семей с гипо- или гиперопекой, дисгармоничными типами воспитания, это агрессивные, плохо контролирующие свое поведение дети, тревожные дети). У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, несообразительные, неумелые.
В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети :
Агрессивисты – задирают других и раздражаются сами, если их не слушают
Жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются
Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать чего они хотят очень сложно
Сверхпокладистые – со всеми соглашаются
Всезнайки – считают себя выше, умнее других
Нерешительные – медлят с принятием решений, боятся ошибиться
Максималисты – хотят чего-то прямо сейчас
Скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика
Невинные лгуны – вводят других в заблуждение ложью и обманом
Для 5-6 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Чаще всего в состоянии успеха их переполняет чувство радости, а в ситуации неудачи они огорчаются, чувствуют зависть и досаду. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт.
Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми могут быть сведены к следующему:
1. Признать существование конфликта, т. е. признать наличие противоположных целей. Сказать детям, что вы поссорились, поспорили.
2. Выявить круг вопросов. Выяснить из-за чего возник конфликт.
3. Успокойте детей, по возможности. Предложите обсудить конфликтную ситуацию через какое-то время (оговорить через какое время конкретно).
4. К этому времени подготовить свои варианты решения.
5. Приступись к разговору, выслушивая детей по очереди.
6. Ознакомить детей с правилами разрешения конфликтов для детей.
Разрешение конфликта – это :
— минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск компромисса, достижения согласия;
— устранение полностью или частично причин, породивших конфликт;
— изменение целей участников конфликта;
— достижение соглашения по спорному вопросу между участниками.
Правила разрешения конфликтов для детей :
— Говорить спокойно.
— Говорить по очереди.
— Сказать чего ты хочешь (конфликтующие стороны высказывают свои пожелания).
— Найти варианты, которые устраивают обе стороны.
Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, взрослый должен учитывать их характерные особенности :
1. При разрешении конфликтной ситуации взрослый несет ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта, т. к. дети усваивают социальные нормы отношений между людьми.
2. Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами взрослого и детей видится по-разному, поэтому взрослый не может навязывать свое решение.
3. Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл.
4. Позиция взрослого — взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы детей.
5. Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.
В зависимости от причин конфликта между детьми и от способов конфликтного поведения его участников, межличностный конфликт может иметь следующие виды исхода:
1) уход от разрешения конфликта, когда одна из сторон как бы не замечает возникших противоречий;
2) сглаживание противоречий, когда один из участников конфликта либо соглашается с предъявленными ему претензиями, либо стремится оправдать себя;
3) компромисс — взаимные уступки обоих сторон;
4) эскалация напряженности и перерастание конфликта во всеобъемлющее противостояние (с участием не только детей, но и взрослых);
5) сотрудничество – участники конфликта находят решение, которое удовлетворило интересы обеих сторон;
6) силовой вариант подавления конфликта, когда одну или обе стороны принуждают силой (угрозой применения силы) принять тот или иной вариант исхода противоречия.
Вопрос для обсуждения: Какой исход на ваш взгляд является наиболее предпочтительным?
Предлагаются следующие принципы, которые позволяют успешно разрешить конфликт :
• в решении проблемы учитывать нужды каждого;
• использовать творческий подход к решению проблемы: превратить конфликтную ситуацию в проблемную, а саму проблему или задачу — в возможность открыть для себя и для других нечто новое.
Навыки, которые необходимо сформировать у детей, чтобы они могли самостоятельно решать конфликты :
• развивать у ребенка эмпатию, навыки общения, ведущие к сближению;
• оценивать совершенный поступок, а не личность ребенка;
• высказывать свое мнение так, чтобы быть услышанным;
• нейтрализовать борьбу за власть;
• учить детей управлять эмоциями;
• формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта;
• вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску.