Анна Борисова
Консультация «Особенности конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ.
Отношение к другим людям составляет основную ткань человеческой жизни. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому, является центром духовно - нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека.
Публикация «Консультация „Особенности конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
Тема межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и прочие., имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению развития отношений детей друг с другом на этапах онтогенеза, с тем, чтобы понять их возрастное и психологическую природу возникающих на этом пути деформаций. Не претендуя на всесторонний охват этих трактовок, попытаемся рассмотреть основные подходы, связанные с изучением детских отношений в дошкольном возрасте, а именно детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей.
Для нас изучение психологических особенностей поведения детей старшего возраста в конфликтных ситуациях является актуальным, поскольку сфера профессиональной деятельности связана с работой с детьми этого возраста.
Слово конфликт происходит от латинского contlictus, что в переводе означает «столкновение». В качестве научного термина это слово в близком, но не тождественном смысле применяется в психологии (4, с. 5).
Употребление термина «конфликт» встречается при разработке проблем психологии личности, в общей, медицинской, социальной психологии, психотерапии, педагогике и политологии.
Понятийная схема, характеризующая сущность конфликта должна охватывать четыре основные характеристики: структуру, динамику, функции и управление конфликтом.
В структуре конфликта выделяют :
• объект (предмет спора);
• субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);
• условия протекания конфликта;
• масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный);
• стратегии и тактики поведения сторон;
• исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание).
Конфликт представляет собой сложный динамический процесс, включающий следующие основные стадии:
• предметная ситуация - возникновение объективных причин конфликта
• конфликтное взаимодействие - инцидент или развивающийся конфликт
• разрешение конфликта (полное или частичное).
Конфликт, независимо от его природы, выполняет ряд функций, среди которых наиболее важными являются:
• диалектическая - служит для выявления причин конфликтного взаимодействия;
• конструктивная - вызываемое конфликтом напряжение может быть направлено на достижение цели;
• деструктивная - появляется личностная, эмоциональная окраска взаимоотношений, которая мешает решению проблем.
Управление конфликтом можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Внешний аспект управления конфликтами предполагает, что субъектом управления может выступать руководитель (лидер).
Управление конфликтом - это целенаправленное обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.
Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями (8,с. 10).
Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности.
Признаками конфликта являются :
• наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной,
• неделимость объекта конфликта, т. е. объект конфликта не может быть поделен между участниками конфликтного взаимодействия;
• желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей, а не выход из создавшейся ситуации (7, с. 63).
Конфликтное противостояние предполагает определение области (проблемы) противоречия, т. е. предмета конфликта.
• Предмет конфликта - объективно существующая или воображаемая проблема, служащая причиной раздора между сторонами (проблема власти, первенства, совместимости сотрудников).
• Отсюда субъект конфликта - участники конфликта, оппоненты, чьи интересы затронуты непосредственно.
• Объект конфликта - то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, то, что вызывает их противодействие (материальная, социальная или духовная ценность) (7, с. 74).
Конфликты протекают в пространстве, во времени и с участием ряда субъектов. Выделяют временные (продолжительность конфликта во времени, пространственные (определение территории, в пределах которой происходит конфликт) и субъектные (количество основных участников) его границы. В связи с тем, что конфликты имеют самую разную природу возникновения, их количество и разнообразие велико. Классификация конфликтов проводится в соответствии с рядом факторов:
• способом их разрешения (насильственные, ненасильственные);
• сферой проявления (политические, социальные, экономические, организационные);
• направленностью воздействия (вертикальные, горизонтальные, смешанные);
• степенью выраженности (открытые, скрытые);
• количеством участников (внутриличностные, межличностные, межгрупповые);
Конфликтное взаимодействие возникает только тогда, когда в самых глубинах социальной жизни существуют объективные предпосылки возникновения конфликтной ситуации (10, с. 12). Конфликты изначально происходят в результате нарушения баланса интересов двух и более сторон.
Итак, конфликт - это открытое противоборство, столкновение двух или более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности. Конфликт имеет определенную структуру: предмет, объект, субъект, участников, конфликтные действия, конфликтную ситуацию.
1.2 Особенности конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста
К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и педагоги, политики, руководители, социальные работники, словом, все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей.
На современном этапе, конфликт можно считать нормальным явлением. Хотя конфликт, возможно, не лучшая форма человеческого взаимодействия, мы должны перестать воспринимать его, как какую – то патологию или аномалию. Конфликт не всегда и не обязательно приводит к разрушениям. Напротив, это один из главных процессов, служащих сохранению целого. Таким образом, конфликт – это не обязательно плохо.
В конфликтных ситуациях изменяется система отношений и ценностей, люди как бы по-другому начинают воспринимать реальность, зачастую совершая действия, которые им в обычной ситуации не свойственны.
Известно, что истоки формирования личности лежит в дошкольном возрасте. В этом возрасте ребенок наиболее сенситивен для формирования добрых чувств к другим людям. Но уже простое наблюдение в любой группе кратковременного пребывания позволяет обнаружить, что далеко не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно. Одни приходят и чувствуют себя хозяевами, другие очень скоро оказываются в подчинении у первых, третьи остаются вообще вне игры, сверстники почему-то не принимают их (причем к некоторым из таких детей они относятся крайне негативно, других вообще не замечают); четвертые хотя и держатся уверенно, однако при отсутствии каких-либо ссор и обид сами уходят от сверстников, предпочитая игру в одиночестве. Таков далеко не полный перечень отношений между детьми.
Конфликтные отношения с детьми, в конечном счете, способствуют значительным искажениям в поведении ребенка, в его отношении к сверстникам, к самому себе. Негативные формы поведения, как правило, свидетельствуют о возникновении защитных реакций у ребенка в ответ на трудности во взаимоотношениях с детьми.
Уже в дошкольном возрасте отношения детей очень сложны, многоплановы и составляют целую систему, со своей внутренней структурой и динамикой развития. С того самого момента, как ребенок попадает в группу сверстников, его индивидуальное развитие уже нельзя рассматривать вне взаимоотношений с другими членами группы. В обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания (эмпатия, рефлексия, идентификация, лежащие в основе формирования таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи и дружеской поддержки, умение разделить радость, чувство справедливости, порядочность, а также качества, обеспечивающие способность к самопознанию и самоориентированию. Ребенок учится той или иной форме поведения, ориентируясь на требования группы в виде «ролевых ожиданий», т. е. упражняясь в выполнении определенных социальных ролей, заданных системой межличностного взаимодействия в группе.
Одобрение группы обеспечивает ребенку возможность самовыражения, самоутверждения, способствует развитию у него уверенности, активности, позитивного самовосприятия. Однако группа группе рознь. Уже в дошкольном возрасте они отличаются рядом параметров своего развития. Следовательно, и влияние детской группы на становление личности ребенка будет различным. К таким параметрам относятся: особенности характера межличностных отношений, общения, содержание оценочных отношений, специфика общественного мнения, уровень развития совместной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Уровень построения игры становится достаточно высоким. В игровых объединениях существует общность требований, согласованность действия, совместное планирование. Реальные и игровые отношения дифференцируются и осознаются детьми. Ребенок начинает принимать интересы партнера. Взаимодействие со сверстником выступает не только как условие достижения общей цели, но и как сама цель. Появляется умение взаимной поддержки, чувство товарищества, сопереживание успехов и неудач. Дети способны осознать эффективность совместно-взаимодействующей формы организации деятельности и ее построения в своих играх, труде, конструировании. В деятельности, построенной по типу «совместно - дружно - вместе» складываются отношения взаимной ответственности, зависимости и помощи - основа коллективизма и товарищества.
В старшем дошкольном возрасте ребенок уже может дифференцировать свои личностные отношения. Межличностные связи становятся более изобретательными и приобретают более устойчивый характер. Значимыми характеристиками «звезд» в этом возрасте выступают умение организовывать игру, стремление к справедливости, доброта, дружелюбие, внешняя привлекательность, широта кругозора. «Неприятных» детей характеризуют дефекты нравственно-волевой сферы, замкнутость, непривлекательность.
Симпатии и антипатии обусловлены тем, в какой степени ребенок соответствует специальному эталону, сформированному на основе оценок взрослого и собственных взаимоотношений. Дети старшего дошкольного возраста предпочитают сверстников исходя, главным образом, из осмысления дружеского отношения к ним.
В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга 3 формы общения ребенка со сверстниками:
- эмоционально – практическое;
- ситуативно-деловое;
- внеситуативно – деловое.
Ребенок стремиться действовать с «равными ему людьми», потому что «равноправное положение в принципе он занимает только в отношениях с другими детьми», только с ними он научиться жить «на горизонтальной плоскости», а значит строить те особые связи, которые он не мог приобрести, общаясь лишь с взрослыми.
Что касается младшего дошкольного возраста, то потребность в сверстнике выступает как потребность в нем как партнера по игре. Дети нередко предпочитают грубого, эгоистичного «интересно играющего» ребенка доброму, отзывчивому, но малопривлекательному в игре. Даже положительные личностные качества не компенсируют в глазах сверстников «основного дефекта» таких детей. Особенно активно сверстники избегают контакта с ребенком, у которого недостаточная сформированность игровых навыков сочетается с незнанием положительных способов сотрудничества.
Ребенок также активно отвергается сверстниками при неадекватном владении им способами сотрудничества, встречающемся у излишне активных, не умеющих управлять своим поведением людей, хотя и владеющих игровыми навыками и положительными способами сотрудничества; с другой стороны это медлительные дети, не умеющие развивать динамизм действий, необходимый в игре.
В результате, лишенные возможности полноправно участвовать в играх, такие дети не могут удовлетворить собственную острую потребность в совместной игре, что приводит, в конце концов, к глубокому конфликту со сверстниками.
Несформированность игровых навыков ведет к рассогласованию между требованиями партнеров и возможностями ребенка в игре. Успех в игре так важен для ребенка, что его отсутствие ведет к снижению уровня самооценки, к искажению детского самосознания.
Известно, что дошкольнику трудно сотрудничать и общаться, особенно со сверстниками. Нередко в ходе общения и взаимодействия вспыхивают конфликты, возникают обиды, ссоры, соперничество, противостояние.
Взаимоотношения между детьми – центральная проблема в жизни любого детского коллектива. Это то, чему не учат. Но именно взаимоотношения между детьми определяют моральный климат группы и состояние каждого отдельно взятого ребенка. В игре дошкольник согласовывает свое поведение с поведением других ее участников.
Конфликт между ребенком и сверстниками принимает особенно острые формы, когда не владение игровыми навыками осложняются недостаточным развитием у ребенка положительных способов сотрудничества с детьми (неумение уступать, делиться). Конфликт со сверстниками возникает и тогда, когда ребенок, владея навыками игры, не может реализовать их из – за неадекватности способов сотрудничества. Главные причины в этом: излишняя двигательная активность или, напротив, медлительность действий.
Острый конфликт со сверстниками с последующим отчуждением ребенка от детской группы наблюдается и тогда, когда, владея игровыми навыками и способами сотрудничества, ребенок реализует подобные умения лишь частично, постоянно отставая в своих действиях от сверстников.
Причинами конфликтов детей со сверстниками могут быть не только несформированность действий и операций, но и искажение в мотивах игры. Конфликты в мотивах игры в меньшей степени тормозят развитие личности ребенка, чем рассогласование в операциях игры. Неудовлетворение индивидуальных доминирующих потребностей к значительным искажениям в развитии эмоций, самооценки, самосознания, мотивов поведения.
В мировой практике сформировался весьма обширный набор рекомендаций по управлению конфликтными ситуациями. Но для того, чтобы каждый мог найти свой путь поведения, следует уже в дошкольном возрасте знакомить детей с разными способами выхода из конфликтной ситуации :
- уход от конфликта,
- попытка договориться,
- сотрудничество,
- путь «борьбы»,
- приспособление (уступчивость).
Таким образом, попытаемся выделить основные причины конфликтности ребенка :
1. Низкое статусное положение в группе.
2. Неадекватное оценивание себя в ситуации общения:
- высокие требования к окружающим (особенно если ребенок развит интеллектуально и имеет уровень умственного развития выше среднегруппового,
- эмоциональная неуравновешенность,
- тревожность и боязнь общения,
- несформированность игровых навыков.
3. Отсутствие навыков общения.
4. неадекватность способов сотрудничества :
- доминирование авторитарных тенденций поведения,
- эгоизм,
- искажение общей формулы мотивации игры «не выиграть, а играть».
В зависимости от того, какая причина имеет место, ребенок либо пассивно подчиняется, когда сверстники «выталкивают» его из своего круга, либо сам уходит озлобленный и с желанием отомстить.
Итак, дети приходят в детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными притязаниями и в то же время с различными умениями и возможностями. В результате каждый по-своему отвечает требованиям воспитателя и сверстников и создает отношение к себе. (16, с. 19).