Папки-передвижки

Консультация из личного опыта «Воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста»

Валентина Родионова
Консультация из личного опыта «Воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Основное содержание воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста – это воспитание у них культуры внешнего вида, культуры речи и культуры общения в МБДОУ, дома, на улице, в общественных местах.

Публикация «Консультация из личного опыта „Воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Если в младших группах у детей мы воспитываем умение благодарить, выражать просьбу, соблюдать элементарные правила поведения, то старших дошкольников приучаем выполнять правила поведения самостоятельно в отсутствие взрослого, закрепляем навыки общественного поведения.

Понаблюдав за детьми своей группы, начиная с младшего возраста, я выявила, что дети испытывают определенные трудности в процессе общения друг с другом и со взрослыми, нередко непониманием, как нужно вести себя в той или иной ситуации, какие слова найти, чтобы вызвать ответную благожелательную реакцию. Чтобы решить данные задачи, я наметила план работы с детьми и разработала правила культуры поведения, для выполнения каждого из них подобрала методы и приемы работы, а формулировку самих правил использовали в этических беседах. К правилу «Вежливо обращайся с просьбой. За услугу благодари.» были подобраны художественные произведения для формирования у детей навыков приветливого обращения: В. Осеевой «Волшебное слово», Г. Снегирева «Скворец»; дидактические игры «Вежливый мишка», «Письма доброго сказочника», «Поиски добрых слов»; пословицы о культуре поведения «Как аукнется, так и откликнется», «Какой привет, такой ответ», «Поклониться, голова не отвалится».

На соблюдение правил культуры поведения обращаю внимание постоянно в течении дня: в процессе игровой деятельности, умывания, приема пищи, показываю инсценировки, создаю проблемные ситуации на примере кукольных персонажей, а также разыгрываем инсценировки с самими детьми. Роли положительных героев поручаю тем, кто в самостоятельных играх часто проявляет отрицательные формы общения. Этот прием действенный, изображая положительных действующих лиц, дети усваивают этические представления и обучаются доброжелательным формам общения со сверстниками. Роли отрицательных персонажей берем на себя.

Показывала детям кукольный, теневой театр по сказкам «Два жадных медвежонка», «Лиса и журавль», театр игрушек и картинок по произведению Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». С помощью игровых персонажей помогала детям увидеть со стороны неприглядность авторитарного, резкого тона обращения, вызывала к этому соответствующее отрицательное отношение. По окончании представления я беседовала с детьми, выявляла из них знания о формах общения и отношения к содержанию инсценировок. Эффективное воздействие на соблюдение правил культуры поведения оказывают этические беседы. Нами проведены беседы на темы: «О заботливом отношении к людям», «О вежливости», «Про честность и правдивость», «О дружбе», «Каждой вещи свое место», «Наши добрые дела».

Сочетание в этих беседах художественного слова (произведения, пословиц, поговорок, загадок, иллюстраций, диафильмов, грамзаписи, презентаций помогает детям с помощью разных средств разобраться в действиях героев, перенести их на свои поступки и использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях. Например, в беседе «О дружбе» выяснила, как дети понимают, что значит хороший друг, есть ли у нас в группе друзья? Почему они дружат? Подтвердила значение слово дружба отрывками из произведений: «Терешка» С. Косова, «Мои друзья Колька и Сергей» В. Клевцова, «Как на свете жить?» В. Сухомлинского, «Над кем лучше смеяться?» Л. Сергеева, «Требуется друг» А. Барто. Использовала анализ проблемных ситуаций (как поступить, если у друга отнимают игрушку? или его обидели) пословицы и поговорки:

а) Друга ищи, а найдешь – береги.

б) Без беды друга не узнаешь. Друг познается в несчастии.

в) С хорошим товарищем веселее при удаче, легче и в беде.

г) Недруг поддакивает, а друг спорит.

д) Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.

Чтобы дети поняли, почему нужно выполнять правила поведения, обращалась к наглядным действиям. Например, предлагала некоторым детям всем вместе войти в двери. Остальные наблюдали, и, или, конечно, было смешно, они видели, что таким образом ничего не получится. После этого показывала или просто просила кого – либо из детей показать, как нужно правильно входить, пропуская друг друга. Постоянно проверяла, как дети усвоили те или иные правила. Например, уроню предмет и сделаю вид, что не заметила. Вначале немногие догадывались, что надо поднять этот предмет и подать воспитателю. Теперь уже все знают, что надо сделать и сказать: «Возьмите, пожалуйста, Вы уронили». Или стою в дверях, а ребенку нужно пройти. Он в одну сторону, а я как бы ненароком повернулась туда же. В конце концов он догадывается попросить: «Пропустите, пожалуйста».

Конечно, задача, которую я перед собой поставила, не смогла быть решена без помощи семьи. Ведь воздействие семьи длительно и постоянно. Поэтому я предусмотрела и работу с родителями: Провела собрание на тему : «Значение культуры поведения в развитии личности ребенка с использованием презентации: «Уроки вежливости». Помимо собрания, было проведено еще несколько консультаций : «Поведение – показатель воспитанности», «Как знакомить детей с нормами поведения». Беседовала с ними индивидуально.

Но надо признать, что работа по воспитанию культуры поведения очень сложна. К концу года у детей значительно обогатился их лексический запас, он пополнился совами и выражениями из словаря и речевого этикета, они стали относиться друг другу намного внимательнее и доброжелательнее, уменьшилось число конфликтных ситуаций.

Публикации по теме:

Методика обучения детей старшего дошкольного возраста составлению рассказов (из опыта работы) В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной.

Проблемы выявления одарённости у детей дошкольного возраста (из личного опыта) Актуальность изучения проблемы одарённости обусловлена своей сложностью и загадочностью, а также потребностью современного общества в неординарной.

Доклад из личного опыта: «Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста» Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: оно является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной.

Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста в рамках ФГОС происходит через образовательную область «Социально-коммуникативное.

Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на улице (из опыта работы) «Самое дорогое у человека-это жизнь,-писал Н. А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги.

Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Поэтому так важно научить ребенка везде и во всем уважать.

Консультация для воспитателей «Рассказ детей из личного опыта» Рассказы из личного опыта имеет большое значение для развития речи детей. Дети учатся использовать свой жизненный опыт, передавать его в.

Родительское собрание «Воспитание и формирование культуры поведения детей дошкольного возраста» Родительское собрание в подготовительной группе Тема: «Воспитание и формирование культуры поведения детей дошкольного возраста» План: 1. Вступительное.

Источники народной культуры как средство воспитания социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою родину, задача особенно актуальная сегодня не может быть особенно успешна решена.

Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста в процессе полоролевой социализации личности Последний год идет экспериментальная работа в нашем дошкольном образовательном учреждении, и снова, и снова мы переосмысливаем сущность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация из личного опыта «Воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 21 марта 2017 в 08:16
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация из личного опыта «Воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Родионова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД