Валентина Родионова
Консультация из личного опыта «Воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Основное содержание воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста – это воспитание у них культуры внешнего вида, культуры речи и культуры общения в МБДОУ, дома, на улице, в общественных местах.
Публикация «Консультация из личного опыта „Воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Культура поведения для детей
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Если в младших группах у детей мы воспитываем умение благодарить, выражать просьбу, соблюдать элементарные правила поведения, то старших дошкольников приучаем выполнять правила поведения самостоятельно в отсутствие взрослого, закрепляем навыки общественного поведения.
Понаблюдав за детьми своей группы, начиная с младшего возраста, я выявила, что дети испытывают определенные трудности в процессе общения друг с другом и со взрослыми, нередко непониманием, как нужно вести себя в той или иной ситуации, какие слова найти, чтобы вызвать ответную благожелательную реакцию. Чтобы решить данные задачи, я наметила план работы с детьми и разработала правила культуры поведения, для выполнения каждого из них подобрала методы и приемы работы, а формулировку самих правил использовали в этических беседах. К правилу «Вежливо обращайся с просьбой. За услугу благодари.» были подобраны художественные произведения для формирования у детей навыков приветливого обращения: В. Осеевой «Волшебное слово», Г. Снегирева «Скворец»; дидактические игры «Вежливый мишка», «Письма доброго сказочника», «Поиски добрых слов»; пословицы о культуре поведения «Как аукнется, так и откликнется», «Какой привет, такой ответ», «Поклониться, голова не отвалится».
На соблюдение правил культуры поведения обращаю внимание постоянно в течении дня: в процессе игровой деятельности, умывания, приема пищи, показываю инсценировки, создаю проблемные ситуации на примере кукольных персонажей, а также разыгрываем инсценировки с самими детьми. Роли положительных героев поручаю тем, кто в самостоятельных играх часто проявляет отрицательные формы общения. Этот прием действенный, изображая положительных действующих лиц, дети усваивают этические представления и обучаются доброжелательным формам общения со сверстниками. Роли отрицательных персонажей берем на себя.
Показывала детям кукольный, теневой театр по сказкам «Два жадных медвежонка», «Лиса и журавль», театр игрушек и картинок по произведению Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». С помощью игровых персонажей помогала детям увидеть со стороны неприглядность авторитарного, резкого тона обращения, вызывала к этому соответствующее отрицательное отношение. По окончании представления я беседовала с детьми, выявляла из них знания о формах общения и отношения к содержанию инсценировок. Эффективное воздействие на соблюдение правил культуры поведения оказывают этические беседы. Нами проведены беседы на темы: «О заботливом отношении к людям», «О вежливости», «Про честность и правдивость», «О дружбе», «Каждой вещи свое место», «Наши добрые дела».
Сочетание в этих беседах художественного слова (произведения, пословиц, поговорок, загадок, иллюстраций, диафильмов, грамзаписи, презентаций помогает детям с помощью разных средств разобраться в действиях героев, перенести их на свои поступки и использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях. Например, в беседе «О дружбе» выяснила, как дети понимают, что значит хороший друг, есть ли у нас в группе друзья? Почему они дружат? Подтвердила значение слово дружба отрывками из произведений: «Терешка» С. Косова, «Мои друзья Колька и Сергей» В. Клевцова, «Как на свете жить?» В. Сухомлинского, «Над кем лучше смеяться?» Л. Сергеева, «Требуется друг» А. Барто. Использовала анализ проблемных ситуаций (как поступить, если у друга отнимают игрушку? или его обидели) пословицы и поговорки:
а) Друга ищи, а найдешь – береги.
б) Без беды друга не узнаешь. Друг познается в несчастии.
в) С хорошим товарищем веселее при удаче, легче и в беде.
г) Недруг поддакивает, а друг спорит.
д) Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.
Чтобы дети поняли, почему нужно выполнять правила поведения, обращалась к наглядным действиям. Например, предлагала некоторым детям всем вместе войти в двери. Остальные наблюдали, и, или, конечно, было смешно, они видели, что таким образом ничего не получится. После этого показывала или просто просила кого – либо из детей показать, как нужно правильно входить, пропуская друг друга. Постоянно проверяла, как дети усвоили те или иные правила. Например, уроню предмет и сделаю вид, что не заметила. Вначале немногие догадывались, что надо поднять этот предмет и подать воспитателю. Теперь уже все знают, что надо сделать и сказать: «Возьмите, пожалуйста, Вы уронили». Или стою в дверях, а ребенку нужно пройти. Он в одну сторону, а я как бы ненароком повернулась туда же. В конце концов он догадывается попросить: «Пропустите, пожалуйста».
Конечно, задача, которую я перед собой поставила, не смогла быть решена без помощи семьи. Ведь воздействие семьи длительно и постоянно. Поэтому я предусмотрела и работу с родителями: Провела собрание на тему : «Значение культуры поведения в развитии личности ребенка с использованием презентации: «Уроки вежливости». Помимо собрания, было проведено еще несколько консультаций : «Поведение – показатель воспитанности», «Как знакомить детей с нормами поведения». Беседовала с ними индивидуально.
Но надо признать, что работа по воспитанию культуры поведения очень сложна. К концу года у детей значительно обогатился их лексический запас, он пополнился совами и выражениями из словаря и речевого этикета, они стали относиться друг другу намного внимательнее и доброжелательнее, уменьшилось число конфликтных ситуаций.