Лариса Настина
Особенности изучения цвета с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мир вокруг нас цветной, и яркие краски встречаются повсюду: трава зеленая, а небо голубое, апельсин оранжевый, а кошка серая. Всё это цвета.
Цвет – это свойство окружающего мира, которое первым обращает на себя внимание. Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат хроматические (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета (белый, чёрный, оттенки серого).
Знакомство детей с цветом начинается с четырёх основных цветов : красный, жёлтый, зелёный, синий.
Публикация «Особенности изучения цвета с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Только после того, как дети научатся узнавать эти цвета, различать их и называть, можно знакомить их с белым, чёрным, оранжевым и фиолетовым цветами.
В процессе знакомства детей с цветом можно выделить этапы:
1. Различение цвета по принципу «такой – не такой». Дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая их друг к другу;
2. Зрительное соотнесение цвета – восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу;
3. Закрепление представлений о цвете в слове. Дети различают цвет по названию.
Лучше знакомить ребенка с цветом в ходе специально организованных занятий, игр, упражнений и в быту при рассматривании различных предметов.
Упражнения для формирования восприятия цвета.
«Цветные кубики»
Цель: Учить сравнивать цвет по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.
Материал: Пары разноцветных кубиков (красные, жёлтые, зелёные, синие).
Ход занятия.
Разложить кубики на столе. Взрослый берёт один кубик и показывает детям с просьбой найти такой же кубик. Выбор производится путём прикладывания к выбранному кубику других. Действия комментируются: «Такой? Нет, не такой. И этот тоже не такой. Вот этот такой. Одинаковые кубики».
Затем детям раздаются кубики разных цветов с предложением найти им пары.
В следующий раз количество кубиков каждого цвета увеличивается. Возможно введение нового цвета.
«Разноцветные палочки»
Цель: Учить различать цвет по принципу «такой – не такой», сортировать предметы по цвету.
Материалы: Счётные палочки двух контрастных цветов (одинаковое количество).
Ход занятия.
Высыпать перед ребёнком палочки и предложить разложить их на две кучки. Взрослый показывает, как следует раскладывать палочки, комментируя свои действия: «Сюда кладём все такие палочки, а сюда все такие».
После выполнения ребенком задания, подводим итог, называя цвет палочек. Постепенно количество палочек увеличивается.
«Цветная вода»
Цель: Знакомить детей с цветом.
Материал: Акварельные краски, кисточки, пластиковые стаканы, вода.
Ход занятия.
В ряд расставьте на столе стаканы и наполовину наполните их водой. Обмакните кисточку в краску одного из основных цветов и разведите её в стакане с водой. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребенка. Таким же образом разведите остальные краски.
Дайте ребенку краски, кисточки и стаканы с водой (сначала один стакан). Ребенок выбирает понравившиеся краски и разводит их в воде. Если захочется продолжить игру, можно им поменять воду и предложить развести другую краску.
На следующих занятиях можно давать малышам по несколько стаканов с водой, предлагать смешивать по 2-3 краски в одном стакане с целью получения нового цвета, делать растворы разной концентрации, чтобы узнать разные оттенки одной краски.
«Цветные парочки»
Цель: Учить сравнивать цвет по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.
Материал: Пары одинаковых по цвету предметов (кубики, шарики, пирамидки и др.).
Ход занятия.
Перед началом игры подберите пары: сначала одинаковые ( например: красные кубики, жёлтые шарики, зелёные карандаши или фломастеры и т. д., затем разные ( например: жёлтый мячик и жёлтый цыплёнок, зелёная ёлочка и зелёный кубик, красный шарик и красный карандаш, синее кольцо и синяя рыбка, коричневая машинка и коричневый медвежонок и др.). Соберите в коробку пары предметов. Затем предложите разложить предметы парами, группируя их по цвету. Количество цветных пар следует увеличивать постепенно.
«Ниточки для шариков»
Цель: Учить детей различать цвет по принципу «такой – не такой», знакомить с названиями цветов.
Материал: Воздушные шары и узкие ленточки красного, жёлтого, синего и зелёного цветов.
Ход занятия.
Покажите ребенку шары и скажите: «Посмотри, какие замечательные воздушные шары я принесла. Они большие и круглые. Хочешь с ними поиграть? Но сначала надо привязать к шарам ленточки, чтобы удобнее было играть, но у каждого шарика должна быть ленточка такого же цвета».
Предложите ребенку поиграть с шарами. При этом называйте цвет шариков, не требуя от малыша повторения.