Арзамаскова Ника Ивановна
Особенности использования здоровьесберегающих технологий в системе дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье представлены подходы различных
авторов к понятию «здоровьесберегающих технологий,
раскрыты принципы их реализации в дошкольных
образовательных организациях.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии,
дошкольное образование.
В последние годы выявилась устойчивая тенденция к
существенному снижению показателей здоровья и темпов
Публикация «Особенности использования здоровьесберегающих технологий в системе дошкольного образования» размещена в разделах
развития детей дошкольного возраста, что обусловлено
ухудшением социально-экономических и экологических
условий. В связи с этим в настоящее время все более
востребованными становятся такие › педагогические
технологии, которые помимо педагогического эффекта
предполагают сбережение здоровья детей.
Возникла необходимость применения новых технологий
здоровьесбережения, направленных на изучение
индивидуальных возможностей организма, обучение приемам
психической и физической саморегуляции. В этой связи весьма
актуальным становится вопрос о внедрении в практику
дошкольного образования здоровьесберегающих технологий,
при которых качественное обучение, развитие и воспитание
детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот
способствуют его укреплению.
Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет
в себе все направления деятельности учреждения образования
42
по формированию, сохранению и укреплению здоровья
учащихся. Здоровьесберегающая технология – это условия
обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований,
адекватность методик обучения и воспитания); рациональная
организация учебного-воспитательного процесса (в
соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными
особенностями и гигиеническими требованиями); достаточный
и рационально организованный двигательный режим [2, с. 89].
Н. А. Медведева характеризует данное понятие как охрану
и укрепление здоровья детей, особенно нервной системы,
совершенствование функций организма ребенка, полноценное
физическое развитие, воспитание интереса к различным
доступным детям видам двигательной деятельности,
формирование положительных нравственно-волевых черт
личности в контексте общего педагогического процесса.
Г. И. Панфиленко предлагает такое определение – охрана и
укрепление здоровья, полноценное физическое развитие,
своевременное формирование у дошкольников двигательных
навыков и умений, совершенствование всех функциональных
систем организма.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном
образовании – технологии, направленные на решение
приоритетной задачи современного дошкольного образования –
задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья
субъектов педагогического процесса в детском саду: детей,
педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном
образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого
уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и
воспитание валеологической культуры как совокупности
осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека,
знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и
сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей
дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи
здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи,
связанные с оказанием элементарной медицинской,
психологической самопомощи и помощи. Применительно к
взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том
43
числе культуры профессионального здоровья воспитателей
дошкольного образовательного учреждения и валеологическому
просвещению родителей [3, с. 36].
Для осуществления учебно-воспитательного процесса на
основании здоровьесберегающих технологий необходимо
выделить закономерности педагогического процесса, находящие
свое выражение в основных положениях, определяющих его
организацию, содержание, формы и методы, то есть принципы.
Для того чтобы отобрать принципы –
здоровьесберегающих образовательных технологий обучения,
были определены критерии отбора: принципы должны
способствовать профилактике, диагностике и коррекции
здоровья дошкольников; развитию их познавательной
деятельности; гуманизации образования.
Принципы выступают в органическом единстве, образуя
систему, в которую входят общедидактические принципы и
специфические принципы, выражающие специфические
закономерности педагогики оздоровления.
Рассмотрим более подробно указанные группы
принципов.
Общедидактические принципы – это основные
положения, определяющие содержание, организационные
формы и методы учебного-воспитательного процесса в
соответствии с общими целями здоровьесберегающих
образовательных технологий.
Принцип сознательности и активности – нацеливает на
формирование у детей глубокого понимания, устойчивого
интереса, осмысленного отношения к познавательной
деятельности. Принцип активности предполагает высокую
степень самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип наглядности обязывает строить воспитательный
процесс с максимальным использованием форм привлечения
органов чувств человека к процессу познания.
Принцип систематичности и последовательности
проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система
подготовительных действий позволяет перейти к освоению
нового и, опираясь на него, приступить к познанию
последующего, более сложного материала.
44
Среди специфических принципов, выражающих
специфические закономерности педагогики оздоровления,
важнейшим можно назвать принцип «Не навреди!» – одинаково
актуальный как для медиков, так и для педагогов.
Принцип триединого представления о здоровье (единство
физического, психического и духовно-нравственного здоровья).
Принцип повторения умений и навыков является одним из
важнейших. В результате многократных, повторений,
вырабатываются динамические стереотипы [1, с. 25].
Принцип доступности и индивидуализации имеет свои
особенности в оздоровительной направленности
здоровьесберегающих образовательных технологий. Принцип
индивидуализации осуществляется на основе общих
закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на
индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает
ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. Принцип
непрерывности выражает закономерности построения
педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно
связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
Список использованных источников и литературы:
[1] Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии
обучения: индивидуально-ориентированный подход / Т. В.
Ахутина. – Текст: непосредственный // Школа здоровья. – 2009.
– №2. – С. 21-28.
[2] Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребенка :
практическое пособие / В. Ф. Базарный. – Москва: Аркти, 2005. –
175 с. – Текст: непосредственный.
[3] Вайнер Э. Н. Образовательная среда и здоровье
учащихся / Э. Н. Вайнер. – Текст: непосредственный //
Валеология. – 2010. – №2. – С. 35-39.