Папки-передвижки

Особенности использования метафорических ассоциативных карт при работе с детьми, родителями и коллегами

Геворкян Гульхадыча
Особенности использования метафорических ассоциативных карт при работе с детьми, родителями и коллегами
▼ Скачать +Заказ

Жизнь в современном обществе ставит перед нами высокие цели по сохранению и укреплению психического и физического здоровья детей, их эмоционального благополучия. Требует создания благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Для выполнения этих требований мы всегда ищем интересные, современные, но в тоже время эффективные и удобные методы работы. С 2021 года я начала применять в своей работе метафорические ассоциативные карты (МАК). В данной статье я хочу предложить вам рассмотреть МАК, в качестве эклектично осваиваемого мною инструмента в работе педагога-психолога.

Публикация «Особенности использования метафорических ассоциативных карт при работе с детьми, родителями и коллегами» размещена в разделах

Итак, что такое МАК и как может помочь в работе с детьми?

МАК появились на стыке психологии и живописи. Первая публичная презентация колоды карт «ОН» (английское междометье, выражающее удивление, читается как О) произошла в 1985 году. Основатели метода Моритц Эгетмейер и Эли Раман. МАК метафорические ассоциативные карты – это набор карт, открыток на которых изображены разного рода сюжеты, фигуры, лица, природа, животные, абстракции.

Метафорические ассоциативные карты - это современный универсальный инструмент психологической работы. Совместим с подавляющим большинством психологических методов. Также способ самопознания и творческого выражения.

МАК могут использоваться психологами, социальными педагогами и другими работниками социальной сферы при работе с детьми с особыми возможностями здоровья, отклонениями в развитии, трудностями контакта. Я применяю МАК на индивидуальных занятиях, групповых, на тренингах, консультациях. Преимущества применения МАК при работе с детьми, те же, что и при работе с взрослыми, - проективность, конфиденциальность, безопасность, ассоциативность. Но есть и нюансы:

-карты воспринимаются ребенком как игра, что снижает напряжение и тревожность в общении, расковывает ребенка;

-процесс работы с картами будит любопытство ребенка (это тоже снижает тревожность);

-карты облегчают установление контакта;

-создают атмосферу доверия. Например, я, рассказываю с опорой на карты маленькую историю из своего детства, а потом даю такую возможность ребенку;

-облегчают диагностику и дальнейшую работу.

Необходимо использовать максимально простые сценарии: рассказать сказку, историю по небольшому количеству карт (2-3, найти карту, символизирующую родителей, друзей, самого себя, выделить карты, которые нравятся или не нравятся, по карте рассказать о своих переживаниях, эмоциях, настроении здесь и сейчас.

Метафорические карты могут служить отличным учебным пособием, стимулирующим творчество, развивающим все основные когнитивные процессы у детей: воображение, память, внимание.

Отмечу, что дети любят работать с МАК, с интересом рассматривают и выбирают картинки. Но на занятиях работа с картами не составляет содержания всей встречи, а, в зависимости от темы и задач, обычно занимает до 1/3 всего занятия. Можно использовать в начале занятия помогает растопить «лед», использовать различные техники в основной части занятия, а в заключительной части занятия, использовать метафорические карты для облегчения рефлексии.

Ниже представлены примеры игр на развитие интеллектуальных способностей детей.

«Как это называется?»

Для этой игры можно использовать любые колоды с четким изображением предметов. Карты раскладываются перед ребенком рубашкой вверх. Ребенок выбирает карты и начинается ее совместное использование. Показывая на какой-либо предмет, спрашиваем ребенка: «Как это называется?» Если ребенок знает, он с удовольствием называет предмет, после чего может составить историю про предмет, для чего он нужен. Если ребенок не знает, взрослый называет предмет, рассказывает про него.

«Собери похожие картинки»

С картами легко научить ребенка различать предметы, сюжеты и выбирать карты по определенному признаку. Из разных колод можно выбирать карты на определенную тематику или обобщать их по определенному признаку. И обязательно назвать их общим словом. Например, отобрать карты, на которых есть солнышко, идет дождь, где изображены люди и т. д.

«Запретная картинка»

Игра на развитие внимания (устойчивость, концентрация). Педагог определяет «запретную» картинку, например, «запретными» являются изображения растений. Дальше педагог показывает картинки по очереди, а дети хлопают в ладоши на «запретной» картинке.

«Что пропало?»

Игра на развитие оперативной памяти. На столе раскладывается ряд картинок. Ребенок за 30 секунд запоминает ряд и отворачивается. Педагог убирает картинку и предлагает два варианта:

1 вариант - ребенок описывает, какой не хватает

2 вариант - педагог убирает карту, а взамен кладет другую. Ребенок должен определить лишнюю и найти пропажу.

Также мне нравиться применять МАК как инструмент развития эмоциональной сферы. Дети в отличие от взрослых не всегда могут осознать и выразить свои эмоции. Научить ребенка описывать свои ощущения, чувства, дифференцировать, регулировать – очень важно, но сложно. Метафорические карты могут быть отличными помощниками в развитии понимания эмоций и чувств. Для работы в этом направлении я использую колоды «Поверь в себя», «Все в твоих руках» авторства Камиллы Крюгер, художник Виктория Кирдий.

Игры на развитие эмоциональной сферы.

«Мое настроение похоже на …»

Предложите ребенку выбрать карту из колоды, дайте время рассмотреть ее и выразить свое настроение через изображение на карте, закончив предложение «Мое настроение похоже на …»

«Веселое - грустное»

Цель научить ребенка определять эмоциональную окраску сюжета картинки и озвучивать свои чувства по отношению к сюжету. Озвучиваем ребенку инструкцию, вытаскивай по одной картинке и определяй, какое настроение у тебя возникает при взгляде на нее – веселое или грустное. Веселые картинки складываем в одну сторону, грустные в – другую. Когда будешь раскладывать, расскажи, почему ты так решил. Можно рассказывать так: «Я чувствую радость от того, что …», «Я чувствую грусть, потому, что …»

«Линейка эмоций»

Предложить подростку выбрать 5 - 7 карт и проранжировать их по линейке эмоционального состояния: грустно – весело, приятно – неприятно, чувство обиды – чувство удовольствия и далее. После предлагаем ребенку определить, какая карта в наибольшей степени соответствует переживаемым им эмоциям (с какой картой он себя ассоциирует). Как именно эта карта отражает переживаемые им эмоции и чувства? Что хочется изменить? В какую сторону линейки, хочется переместиться и какие эмоции пережить (что почувствовать? Кто может помочь пережить новые эмоции (к кому можно обратиться за помощью? Если на картинке изображено взаимодействие людей – кто из этих людей вы? Кто остальные изображённые люди? Что происходит? Каким будет развитие событий? Если на картинке изображён пейзаж – где находится это место? Чьими глазами мы видим этот пейзаж? Что привело этого человека туда? Куда он стремится? Что его ведёт? Что происходит за границами видимого на картинке? Если на картинке имеются различные предметы – для чего они служат? Как бы вы могли их применить в контексте выбранной темы? Где в вашей жизни есть место для таких вещей? Для чего вам досталась эта карта? Что она вам хочет сказать о вашей жизни? Какой урок вам следует извлечь?

В консультативной работе с родителями применяю колоду «Источник силы Многообразие ресурсов» автор и художник Анна Гращенкова. Очень часто родители, приходя за помощью по вопросам воспитании ребенка, оказываются не в ресурсном состоянии. И мне помогает в работе данная колода метафорических карт. Я прошу родителя обратиться к себе, своему подсознанию с волнующим вопросом и вытянуть любую карту. Послушать себя и почувствовать, что им говорит их внутренний голос. Задаю вопросы, которые помогают им себя почувствовать.

Что изображено на данной карте?

Какое ваше качество или несколько качеств она может символизировать?

Как эти качества могут помочь вам справиться с ситуацией?

В результате, родители понимают себя лучше, чувствуют себя более увереннее. А значит и ребенка они смогут понять и принять.

Сохранить физическое, психическое здоровье и развиваться личностно необходимо нам всем. Поэтому в работе с сотрудниками, особенно на тренингах по профилактике профессионального выгорания для коллег я тоже применяю МАК. Часто мы находимся в состоянии дефицита и даже не догадываемся сколько в нас внутренних ресурсов. Найти себя, раскрыть свой потенциал можно попробовать через метафорические карты. Моим коллегам было интересно работать с картами. Мы работали с разными колодами

Задание «Внешние и внутренние ресурсы» по колоде «Источник силы. Многообразие ресурсов» (А. Гращенкова).

Вытяните интуитивно из колоды две любые карты. Первая карта будет говорить о внутренних ресурсах. Можно проанализировать по следующей схеме: Обозначьте одним словом, что изображено на карте. Какие сильные стороны скрыты в этом изображении? Как они смогут помочь в реализации задуманного? К каким действиям с вашей стороны призывает карта? Вторая карта говорит о внешних ресурсах – тех, которые можно извлечь из окружающего мира. Проанализируйте ее по следующей схеме: Что изображено на карте? Где это встречается в мире? Как это можно использовать? Как эти ресурсы можно сочетать с внутренними ресурсами?

Задание «Мой день» колода «Все в моих руках» К. Крюгер

Сотрудникам предлагается выбрать 5 карт-ситуаций, обязательно присутствующих в его рабочем дне. Далее необходимо обсудить, вызывают ли эти карты приятные или неприятные эмоции. Чем схожи и различны дни каждого из них? Далее коллегам предлагается подумать, какими картами можно было бы заменить не очень приятные карты-моменты в его рабочем дне, поясняя это тем, что работа занимает очень большую часть нашей жизни, и очень важно, чтобы в каждом рабочем дне присутствовали позитивные моменты

Популярность МАК растет с каждым годом, поскольку позволяют мягко и ненавязчиво продиагностировать, проконсультировать, и успешно провести коррекцию. Это уникальный похожий на игру инструмент, который может использоваться и в индивидуальной, и в групповой работе, как с детьми, так и с взрослыми. Поэтому я, впервые познакомившись с метафорическими картами на семинаре в 2018 году и дальнейшем планирую использовать МАК в своей работе дополняя игры и задания, расширяя ассортимент колод с метафорическими картами. Повышая свою квалификацию посещая обучающие курсы по метафорическим картам.

Публикации по теме:

Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста»Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста» 1-ый слайд. Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста».

Фотоотчёт о дистанционной работе с родителями и детьми в средней группеФотоотчёт о дистанционной работе с родителями и детьми в средней группе Уважаемые коллеги! В связи с внезапным карантином всем нам пришлось поменять уклад своей жизни и большую часть времени проводить дома.

Использование интеллект-карт в работе логопедаИспользование интеллект-карт в работе логопеда .

Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышленияИспользование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышления С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической.

Консультация для педагогов «Как правильно общаться на работе с коллегами» Большую часть жизни мы отдаем работе. И помимо хорошей зарплаты,все мы конечно же ищем коллектив, в котором нам будет комфортно и спокойно.

Методическая разработка «Встречаем с детьми Пасху» для использования в работе с дошкольникамиМетодическая разработка «Встречаем с детьми Пасху» для использования в работе с дошкольниками Актуальность. Пасха – один из самых великих христианских праздников. На Пасху принято дарить друг другу крашеные и декоративные яйца,.

Общение с коллегами на образовательном портале МAAM. ru — реальная помощь в работе воспитателяОбщение с коллегами на образовательном портале МAAM. ru — реальная помощь в работе воспитателя Однажды, почти пять лет назад, на одном из семинаров для воспитателей нашего города в целях повышения педагогического мастерства и для.

Опыт использования дистанционного обучения в работе логопедаОпыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Опыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Важность и необходимость непрерывного и системного обучения в работе с детьми,.

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с использованием метафорических ассоциативных картРазвитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с использованием метафорических ассоциативных карт В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений. Следовательно, такая проблема, как проблема.

Возможности использования пособия «Тактильные таблицы» в работе с детьми с ДЦПВозможности использования пособия «Тактильные таблицы» в работе с детьми с ДЦП О важности работы по развитию тактильного восприятия и о некоторых методах и приёмах массажа и самомассажа я писала в нескольких статьях,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности использования метафорических ассоциативных карт при работе с детьми, родителями и коллегами
Опубликовано: 15 ноября 2023 в 12:21
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности использования метафорических ассоциативных карт при работе с детьми, родителями и коллегами» (включая файлы) размещена пользователем Геворкян Гульхадыча в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД