Катерина Аргатюк
Особенности исследовательской деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В мировой практике идёт поиск путей активизации процесса развития творческих, исследовательских способностей на всех ступенях образования. В этом плане особый интерес представляет дошкольный возраст – время, когда в ребёнке закладываются базовые способности познания, общения и деятельности.
Публикация «Особенности исследовательской деятельности дошкольников» размещена в разделах
Понятие исследовательской активности взаимосвязано с рядом близких понятий, таких как «познавательная активность», «исследовательское поведение», «исследовательская деятельность», «исследовательская инициативность
Доктор педагогических наук, доктор психологических наук А. И. Савенков определяет исследовательское поведение, как один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовательское обучение, строится на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.
По мнению А. И. Савенкова, главная цель исследовательского обучения – формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Савенков А. И. в своей статье «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании» утверждает, что подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становятся важнейшими задачами современного образования.
Поддьяков Н. Н. в своих работах выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.
С. Е. Бурцева, Т. Н. Демина выделяют следующие этапы детских исследований :
1. выбор темы, интересующей ребенка;
2. сбор информации, и ее осмысление;
3. выдвижение предположений, гипотез;
4. поиск возможных вариантов решения поставленной задачи;
5. проверка предположений и выводы;
6. обобщение полученных знаний;
7. подготовка материалов для выступления.
Муниципальное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Костомукшского городского округа "Центр развития образования» каждый год проводит муниципальный конкурс исследовательских и проектных работ детей старшего дошкольного возраста «Мир детских открытий».
Третий год подряд конкурс показывает заинтересованность педагогов, детей и их родителей в проведении исследовательской работы дошкольниками.
На детской исследовательской конференции ребята достойно представляют свои наработки.
Приведу пример одной исследовательской работы, автором которого является
Корсун Александр, куратор Аргатюк Екатерина Витальевна:
«Здравствуйте! Меня зовут Корсун Александр. Мой проект называется
«Почему головной мозг покрыт складками». Мне очень интересно внутреннее строение человека. И мама подарила мне макет человека, где есть скелет и внутренние органы. Его можно разбирать и собирать. А бабушка мне подарила череп человека, где можно разобрать черепную коробку и познакомиться со строением головного мозга. И когда я взял в руки макет мозга, меня заинтересовал вопрос, почему он весь в складках?
Тогда мы с мамой начали искать ответ на мой вопрос в энциклопедии. И вот что мы нашли. Ученые считают, что мозг древних людей, которые жили на земле 4 млн лет назад, был меньше мозга современного человека на 1 кг. Но люди развивались, они научились обрабатывать камни и делать из них орудия труда. В результате их мозг развивался, становился умнее и от этого становился больше. Мозг рос, а размер черепной коробки оставался почти прежним.
Что делать растущему мозгу? Конечно же складываться. Увеличивать свою площадь за счет складок. Если бы удалось расправить все складки, то мозг занял бы площадь, равную одному квадратному метру.
У новорожденных детей мозг более гладкий, но со временем он растет и развивается. Он увеличивает свою поверхность за счет складок.
Можно предположить, что чем больше весит головной мозг, тем умнее человек. Но на самом деле это не так, потому что мозг мужчины тяжелее женского. Хотя умных женщин очень много, так же, как и мужчин.
А вы знаете, что левое полушарие управляет правой стороной человека, а правое полушарие левой стороной. И от того, какое полушарие лучше развито, зависит наше поведение. Если развито левое полушарие, то у человека есть способности к математике, а если развито правое полушарие, то этот человек творческий, любит рисовать или заниматься музыкой, он мечтатель и фантазер.
И на эту тему мы с моими ребятами в саду провели тест. Для того чтобы выяснить какое же полушарие у человека главнее, надо выполнить несколько не сложных упражнений:
1. Переплетение пальцев. Сложите ладони вместе и переплетите пальцы. Большой палец какой руки оказался сверху? Если левый, значит правое полушарие главнее, если правый, то левое полушарие.
2. Поза Наполеона. Надо переплести руки на груди. Если сверху оказалась левая рука, значит правое полушарие выиграло, если правая - левое.
3. Нога на ногу. Присев закинуть ногу на ногу. Какая нога оказалась сверху?
4. Подмигните! Каким глазом вы подмигнули?
В результате получаем: у кого чаще побеждало правое полушарие, тот любит заниматься творчеством, у кого левое, тот любит точные расчеты».
Как отмечает А. И. Савенков, наиболее эффективное средство для поддержания и совершенствования исследовательского поведения – максимальное снижение ограничений на детские исследования.