Светлана Лузик
Особенности игры с детьми ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности игры и её роль в жизни ребёнка с ОВЗ
«Игры ребенка очень часто служат только отголоском того, что он видел и слышал от взрослых, и, тем не менее, эти элементы прежнего опыта ребенка никогда не воспроизводятся в игре совершенно так же, как они представлялись в действительности. Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка»
Л. С. Выготский.
Публикация «Особенности игры с детьми ОВЗ» размещена в разделах
помощь психологического характера через игровые методы. Именно в игре раскрываются подавляемые ребенком чувства и наиболее эффективны поиски решения детской проблемы.
Занимаясь с детьми я обратила внимание на то, что с детьми легче разговаривать игрой. Игровые действия им доступны и легки в их понимании. С помощью игровых ситуаций окружающий мир не так пугает, и становиться понятней, а чаще помогает рассказать о пережитых впечатлениях. Он развивается как личность, формируются навыки и умения необходимые для дальнейшей жизни. Игра это радость общения, ребёнок формирует те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Характер игры меняется вместе с развитием ребенка. Л. С. Выготский отмечает: - «Игра — это доступный ребенку своеобразный путь дальнейшего интенсивного развития потребностей, прежде всего потребностей в общении и познании, что обусловливает значение игры как фактора психического развития»
Дети в игре общаются со сверстниками, учатся налаживать контакты с людьми, делать что – то новое.
Девочки, играя на игрушечных кухнях, копируя мам, получают первые навыки приготовления пищи, учатся держать игрушечные ножи, кастрюльки и т. д. Мальчики, катаясь на электромобилях, учатся водить машины. Рисуя на стенах, дети приобщаются к искусству. Строя песочные города, подражают строителям. Включая в игры персонажи, развивается речь, фантазия.
Детям с ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры с водой, песком и другими природными материалами, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения. Мы знаем что, развивая мелкую моторику - мы развиваем речь. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук с предметами (мячиками, карандашами. камушками, орехами, сыпучими материалами (крупа, песок, горох, фасоль, манка) пуговицы бигуди, прищепки) без предметов (поглаживание, пощипывание, постукивание, растирание, разминание). Руки — инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам - (от простого к сложному) : сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Выполняя движения двумя руками, у ребенка развиваются межполушарные связи.
Игры дидактические, подвижные с дидактической направленностью позволяют объединить основной принцип обучения от простого к сложному. С очень важным принципом творческой деятельности – самостоятельно и по способностям обязательно учитывая возможности ребёнка. Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, а значит, развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, преимущественно формирующего у ребенка исполнительские черты.
К развивающим играм с ребенком с ОВЗ не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению каких-либо недостатков. Игра – интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Она дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь. Радоваться маленьким победам, помня, что из маленьких побед состоит одна большая
Игра занимает большую часть жизни, а поэтому обучение ребенка может проходить через игры. Любая детская игра – подвижная, групповая или индивидуальная, музыкальная, спортивная, сюжетно-ролевая или словесная – может стать развивающей, если взрослый определит, какие способности и навыки ребенка она может развить и усовершенствовать, а также дополнительно обогатит ее дидактическими элементами, которые помогут эти навыки закрепить.
Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Можно сказать, что игра очень важна в жизни ребенка и выполняет познавательные, обучающие и развлекательные функции создаёт положительный эмоциональный настрой желание двигаться дальше, узнавать больше и расширять свои умения и навыки.
В игре активно обогащается и развивается словарь дошкольника с ОВЗ, формируется правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира;
- систематизируются и углубляются знания о людях разных профессий и национальностей, представления о трудовой деятельности;
- игра помогает детям приспособиться к окружающему миру, сформировать потребность ребенка воздействовать на мир, стать «хозяином» своей деятельности;
- сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс переживаний, связанный с игровыми действиями.
«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» М. Горький