Шевченко Олеся
Особенности игровой деятельности дошкольников с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время наблюдается большой рост дошкольников, которые имеют те или иные речевые нарушения. Правильно понять саму структуру общего недоразвития речи, ее причины, а также соотношения первичного и вторичного дефекта, всё это является необходимостью для отбора детей в различные специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных методов и приемов коррекции, для предупреждения наслоения возможных осложнений в школьном обучении.
Публикация «Особенности игровой деятельности дошкольников с нарушением речи» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Проблема развития речи детей является актуальной, так как сам процесс идет параллельно с развитием мышления. Благодаря освоению языка, грамматического строя речи, ребенок способен рассуждать, задавать вопросы, делать определенные выводы, отражать связь между предметами и явлениями окружающей действительности.
Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра является развивающим видом деятельности, она заключается в том, что дети учатся налаживать контакт и воспроизводить действия взрослых, а также устанавливать отношения между собой.
Рассмотрим особенности сюжетно-ролевой игры детей с нарушением речи. Если сравнивать ребенка с патологией речи и с нормой, то можно заметить, что среднее количество взаимодействия с другими детьми в течение игры существенно не отличается. Но можно заметить, что дети с нарушением речи (ОНР) чаще меняют собеседника и их общение происходит на более низком уровне по сравнению с нормально развивающимися детьми. В игре преобладают невербальные формы общения, дети используют чаще всего жесты и мимику, в основном в бессюжетных подвижных играх.
Дети с условно нормативным развитием проявляют больший интерес к собеседнику, и они реже его меняют. Их коммуникация развернутая и красочная, присутствует развернутый игровой сюжет. Дети взаимодействуют вербально, с ярко выраженными ролевыми отношениями.
Низкая условно-рефлекторная деятельность, медлительность в образовании дифференцировок, неустойчивость памяти, у детей с нарушением речи значительно затрудняет включение в совместные игры с детьми. Так как, у ребенка нарушена общая и речевая моторика, то в игре он быстро утомляется. У детей с нарушением речи отмечаются трудности в быстром переключении, и поэтому им сложно в игровой деятельности переключиться с одного вида деятельности на другой.
Для детей с алалией бывают непонятны правила и содержание самой игры. Их игра строится на основе подражания другим и носит манипулятивный характер. Действия однообразные и однотипные. Все что происходит вокруг они воспринимают поверхностно и поэтому в игре у них отсутствует замысел и целенаправленность действий.
Дети с заиканием в игре проявляют робость, они не уверенны в себе, в своих силах и возможностях, не могут самостоятельно поставить цель в игре. Чаще всего на игровую деятельность они смотрят со стороны, не выступают в главной роли, а подчиняются другим. Если происходит усиление заикания, дети закрываются от всех, становятся замкнутыми и отказываются от игры со сверстниками. Иногда можно заметить, что дошкольник с заиканием в игре может проявить фантазерство, которое сопровождается пустым многословием с отсутствием конкретной цели.
Рассмотрим каждый компонент сюжетно-ролевой игры детей с речевым нарушением. Замысел игры дети самостоятельно не создают. Игра для них выступает как выполнение различных действий с игрушками, как определенный процесс с элементами сюжета.
В содержании игр можно заметить стереотипность, бедность в речевом сопровождении или полное отсутствие, предпочтение дети больше отдают подвижным играм, также совершают предметно-игровые действия, с элементами отображения.
Сюжеты игр детей с нарушением речи на бытовые темы, в которых отражаются отрицательные семейные взаимоотношения. Как правило, развернутый сюжет игры отсутствует.
В игре происходит нечеткое разделение ролей. Чаще всего ребенок не замечает своего партнера по игре, не интересуется, чем он занят, не вступает с ним в контакт, общение происходит опосредованно или с помощью взрослого.
Игровые действия отличаются бедностью, однообразием и несформированностью действий замещений, отсутствием самостоятельного речевого сопровождения, могут состоять только из 1-3 коротких цепочек. Игра носит процессуальный характер.
В игре могут не соблюдаться четкие правила, если усложнить эти правила, ребенку они могут стать не понятны, и может произойти распад самой игры. У детей с нарушением речи встречаются трудности в звукопроизношении. Ограничивается словарный запас, изменяется темп речи, нарушается грамматический строй, все это сказывается на игровой деятельности детей и их поведении. Так, дети с дизартрией, ринолалией, дислалией испытывают большие трудности в звукопроизношении. Они не способны к совместной игре с другими детьми, испытывают боязнь насмешек, страх выразить собственную мысль, хотя правила и содержание игры им доступны. Дети старшего дошкольного возраста с нарушением речи зацикливаются больше на предметных действиях, а ролевые действия с предметами уходят в сторону, значительно меньше усваиваются и менее продуктивны. Если ребенок начинает играть со сверстником, то в процессе развертывания всего сюжета, он уходит с назначенной ему роли, нарушая правила игры.
Таким образом, игровая деятельность детей с нарушением речи осуществляется непосредственно под влиянием взрослого и обязательным наблюдением за ней. Сначала игровые действия происходят в ограниченной речевой коммуникации, что приводит к сужению игры и малой развернутости сюжета. Если таким детям не будет оказываться специальное обучение и использоваться методы направленные на расширение словарного запаса и расширения знаний об окружающей действительности, то динамики их развития не будет происходить.