Макарова СахалинаЛюбомировна
Особенности игровой деятельности детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Макарова Сахалина Любомировна,
Воспитатель МБДОУ дс №35
«Северная сказка» г. Якутск
Республика Саха (Якутия)
Особенности игровой деятельности детей 3-4 лет
Дошкольный возраст – это самый важный период в жизни ребёнка. Именно в данный период закладываются основы личности.
Все мы знаем, что основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость, и т. д. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Публикация «Особенности игровой деятельности детей 3–4 лет» размещена в разделах
Игра младших дошкольников (3-4 года) носит предметно-манипулятивный и конструкторский характер. Такую игру будет правильнее называть не сюжетно-ролевой, а сюжетно-отобразительной. В такой игре воспроизводятся действия взрослых, за которыми ребенок наблюдает. Примером для подражания служат родители и близкие знакомые. Сюжеты таких игр не особо разнообразны, заключаются в многократном повторении одних и тех же действий, игровые действия полностью имитируют реальные. Изменяется, по сравнению с ясельным возрастом, психологическая характеристика игры: ее содержание создает базу для общения и совместных действий детей. Для них становятся интересными не только особенности и назначение предметов, функции окружающих людей, но и их взаимодействия и отношения.
Для детей данного возраста становятся интересными не только особенности и назначение предметов, функции окружающих людей, но и их взаимодействия и отношения. Дети начинают подражать взрослым, которые предстают перед ребенком как источник знаний об окружающем мире. Ребенок становится любознательнее, активнее в поисках ответов на интересующие вопросы. Все это обогащает их речь, развивает наглядно-образное мышление и воображение.
Сама игровая деятельность большинства детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет характеризуется не соблюдением правил игры, а однообразным повторением игрового действия. Расширяется тематика игр («Магазин», «Строители», «Больница» и т. д., четче становится игровой замысел, развивается устойчивость в его выполнении. Под руководством воспитателя распределяются роли, в которые дети буквально «вживаются», учатся вести диалог, выполнять необходимые функции.
С этого возраста тип поведения ребенка резко меняется — ребенок начинает действовать не в воспринимаемой, а в воображаемой ситуации. Одни предметы превращаются для ребенка в другие и замещают недостающие. Например, карандаш становится волшебной палочкой; каштаны, шишки, камешки могут стать продуктами питания.
Важное значение в этом возрасте приобретает театрализованная игра. Детей нужно научить имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние героев.
Детей привлекает в играх домашняя работа взрослых (например, мама моет посуду, печёт пирог, папа ремонтирует машину, лечение кукол и зверей, поездка на транспорте. Работа становится составной частью игры, обогащает ее содержание.
При дидактической игре у детей закрепляется умение подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние, маленькие шарики двух-трех цветов, умение собирать пирамиду из колец (уменьшающихся в размерах, чередуя в определенной последовательности 2–3 цвета. Дети учатся собирать изображение (картинку из 4–6 частей).
Четвертый год жизни — это конец раннего возраста. При правильной организации игровой деятельности к концу года дети должны уметь:
- Взаимодействовать с товарищами по игре.
- Уметь объединить в единую линию сюжета несколько игровых действий.
- Действовать в рамках игровых правил при дидактических играх.
- При театрализованном представлении внимательно следить за развитием сюжета и эмоционально отзываться на действия героев.
- Уметь разыграть отрывки из знакомых ребенку сказок, рассказов.
- Уметь сымитировать движения героев, их интонацию и мимические движения.
С помощью игры обучение ребёнка идёт эффективнее. Игра при правильном её формировании решает важные задачи умственного, нравственного, эстетического, физического развития каждого ребёнка, начиная с раннего возраста. Правильное руководство игрой раскрывает огромные воспитательно-образовательные возможности для психического и личностного развития каждого ребенка.
В нашей группе созданы все условия для развития игры детей 3-4 лет : в центре сюжетно-ролевой игры дети играют в «дочки-матери», «угощают» зайчиков и мишек, укладывают спать; в центре конструирования сначала строят домики и замки, затем обыгрывают их с помощью кукол или других игрушек, в кукольном домике обыгрывают маленькие сюжеты, в центре театрализации дети учатся ставить небольшие сказки и сюжеты, в центре здоровья много спортивной атрибутики, с которыми детям очень нравится играть, с разнообразные шапочками учатся подвижным играм и играм с правилами.