Юлия Федорченко
Особенности игр с мячом для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье рассматриваются особенности игр с мячом для детей раннего возраста. Акцент делается автором на универсальности мяча как игрушки для указанного возраста детей.
Ключевые слова: физическая культура, ранний возраст, игры с мячом, физическое воспитание в ДОУ.
Публикация «Особенности игр с мячом для детей раннего возраста» размещена в разделах
Задача педагога – создать необходимые условия для полноценного сенсорного развития малыша, так как «организация двигательной активности играет важную роль в педагогике раннего детства» [2, с. 5]. Именно на 2–3 году дети овладевают в достаточной мере основными движениями. Из всех физкультурных занятий с маленькими детьми необходимо особо выделить подвижные игры и игры с мячом. Мяч – это «первый предмет в жизни ребенка, чья форма наиболее благоприятна для игр детей данного возраста» [1, с. 6].
Методика обучения детей раннего возраста играм с мячом имеет свои особенности, заключающиеся в использовании игровых приемов. Показ движения с одновременным объяснением – ведущий прием в обучении. Это связано с особенностями детей 2–3 лет и объясняется «недостаточной сосредоточенностью, отсутствием необходимой самоорганизации, произвольного внимания, возможности подражать по слову взрослого» [1, с. 9]. Дети этого возраста лучше воспринимают показ движения, чем его словесное описание, поэтому педагог должен показывать упражнение, сопровождая его простым пояснением.
Повторение действий с мячом имеет важное значение для детей раннего возраста, так как благодаря этому формируются более прочные двигательные навыки. Детям этого возраста свойственно многократное повторение движений как во время овладения ими, так и после уже появившегося умения. Основная цель этих игр – научить ребенка обхватывать и удерживать в руках круглые предметы разного объема (маленький мяч, который он может удержать в одной руке, или большой надувной, который можно удержать только двумя руками, осуществлять броски разной дальности и точности, пользоваться орудием (палочкой, клюшкой, молотком) для толкания, закатывания.
Ребенок может без устали и с большим увлечением бросать мяч на пол, катать взрослому, скатывать с горки, забрасывать в корзину или ящик. Большое разнообразие движений и их вариантов в действиях с мячом «вызывает у детей интерес к мячу как к предмету спорта, что особенно важно для формирования в будущем положительных наклонностей к физической культуре» [3, с. 17].
Например, игра «Догони мяч». Игровые задачи: развивать у детей умение сохранять во время ходьбы и бега необходимое направление и изменять его в зависимости от сложившейся ситуации; приучать бегать в разных направлениях, не задевать друг друга; ловить мяч; развивать внимание и выдержку. Воспитатель показывает корзину с мячами и предлагает детям встать рядом с ней вдоль стены зала. «Догоните мяч» – говорит воспитатель и выбрасывает мячи из корзины, стараясь, чтобы они покатились в разные стороны. Дети бегут за мячами, берут их, несут в корзину.
В группе желательно иметь один или два больших мяча диаметром 15–20 см и 5–8 см (для большого и настольного тенниса, резиновые, мягкие, разных материалов, бумажные шары (из скомканной бумаги, большой надувной мяч-шар. Сопровождение движений с мячом стихотворным текстом помогает сделать занятие более понятным, а главное, задает ритм выполнения игрового задания.
Например, игра «Мой весёлый звонкий мяч». Игровые задачи: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга. Дети стоят лицом к воспитателю, который держит в руках большой красивый мяч. Затем воспитатель показывает детям как легко и высоко прыгает мяч, если отбивать его рукой о пол. Затем просит детей попрыгать высоко, как мячики, произносит слова:
Мой весёлый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Красный, жёлтый, голубой,
Не угнаться за тобой!
Потом воспитатель бросает мяч в сторону со словами: «Сейчас мячик вас догонит – убегайте от него!» Дети убегают.
Таким образом, очевидно значение игр с мячом для детей раннего возраста для общего физического, интеллектуального и сенсорного развития. Во время игр развиваются и укрепляются все группы мышц, глазомер, точность движений. Это создает предпосылки для воспитания интереса у детей к занятиям физической культурой и спортом.
Список литературы
1. 1. Волошина Л. Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания 3–7 лет / Л. Н. Волошина, Т. В. Курилова. – Белгород: Белый город, 2013. – 69 с.
2. 2. Караваева Т. В. Игры с мячом как эффективное средство адаптации детей 2–3 лет к условиям детского сада / Т. В. Караваева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2019 г.). – Казань: Молодой ученый, 2019. – С. 5–7.
3. 3. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми раннего возраста / Е. А. Тимофеева. – М., 2010. – 80 с.