Полина Мурзугалеева
Особенности ФЭМП представлений в интеграции с другими видами художественно-эстетическое развитие — конструированием
▼ Скачать
Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад № 122 комбинированного вида. Выборгского района Санкт – Петербурга.
Особенности формирования элементарных математических представлений в интеграции с другими видами детской деятельности художественно-эстетическое развитие – конструирование.
Публикация «Особенности ФЭМП представлений в интеграции с другими видами художественно-эстетическое развитие — конструированием» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2022
Актуальность: Математика является мощным фактором развития ребёнка, формированием его познавательных и творческих способностей. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует волевые качества, творческий потенциал личности.
Математические представления- включает в себя представления о таких свойствах и признаках как форма, величина пространственные и временные отношения и другие характеристики. В процессе освоения математических представлений формируются такие качества как любознательность, самостоятельность, умение ориентироваться в пространстве групповой комнаты и на плоскости (пола, стола,наблюдать и сравнивать, сопоставлять.
Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный ФГОС – принцип интеграции образовательных областей
Интеграция развития математических представлений осуществляется через все образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Художественно-эстетическое развитие
• Физическое развитие
Знания по математике необходимы людям всегда. И поэтому, у детей ФЭМП необходимо проводить не только во время специально организованной образовательной деятельности, но и во всех других видах деятельности, в том числе, в режимных моментах, на прогулке, перед сном итд.
Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка?
Ответы: новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.
Т. е необходимо сделать обучение занимательным. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.
Задача взрослого - поддержать интерес ребенка!
Сегодня воспитателю необходимо так выстраивать образовательную деятельность в саду, чтобы каждый ребёнок активничал и увлеченно получал знания. Предлагается детям задания с математическим содержанием, необходимо учитывать, что их индивидуальные способности и предпочтения будут различными.
Овладение математическими представлениями будет эффективным и результaтивным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Поэтому всё происходящее проходит через игру с элементами сюрпризных моментов. Математическое содержание связано с различными разделами программы, среди которых логично выступает такой вид продуктивной деятельности, как конструирование. Оно представляет дошкольникам такой жизненный материал, в котором ребенок глубже понимает математические знания и осмысляет их практическую значимость.
Конструктивная деятельность, как и игровая является одним из важных видов деятельности в развитии познавательных и творческих способностей детей, так как позволяет вызвать у ребенка потребность к творчеству, развивается логическое, образное мышление, любознательность, коммуникативность, трудолюбие, приобщение к нормам и правилам взаимоотношения с другими детьми и взрослыми.
Под руководством воспитателя ребенок, создавая красивое, ощущает себя значимым, умелым, способным нужным итд.
В 3–4 года дети уже становятся более самостоятельными, активными умственно и физически. Благодаря этому значительно обогащаются представления малышей о предметах и явлениях окружающего мира, что необходимо для образовательной деятельности с детьми конструированием.
Ключевая задача педагога, работающего с малышами 3–4 лет, — вызвать у них желание к созданию построек и поделок из бумаги и не только. У детей важна игровая мотивация, поскольку роль игрушки в данном возрасте ещё очень велика. Увлечённый желанием помочь или порадовать игрового персонажа ребёнок примет проблемную ситуацию, которую придумает педагог, и будет действовать в ней.
Задачи:
1. Продолжать учить детей овладевать элементарными навыками конструирования, используя знакомые формы строительного материала;
2. Закреплять знания детей о форме (кубик, геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник);
3. Закрепить цвет, понятие «один», «много».
4. Побуждать детей обыгрывать постройку, используя сюжетные игрушки;
5. Развивать воображение, память, образное мышление;
6. Воспитывать умение детей действовать рядом, эмоциональную отзывчивость, самостоятельность, активность.
Приведё м конкретные примеры:
• В группу приходит письмо от плюшевого мишки. Он пишет ребятам, что ему и другим игрушкам очень нравится их группа и им бы хотелось поселиться в ней. Но для этого дети должны построить для новых обитателей домики из строительного материала.
• Грузовой машине нужно съездить за урожаем для кукол, но для этого нужно проложить широкую дорогу из кирпичиков. Или же куклы Маша и Катя живут в домиках и очень любят купаться. Они очень хотели бы, чтобы их дома и речку соединяли удобные дорожки, но не знают, как это сделать.
• Игрушечные животные (фигурки) мечтают прокатиться на паровозе — малыши с удовольствием построят для них длинный поезд из вагончиков-кубиков.
• Чтобы коровы и телята не ушли далеко в лес и не потерялись, нужно сделать им загоны.
• В гости к ребятам приходит сказочный герой мышка и говорит,что их домик сломался,дети строят дом из «Лего» объёмная постройка, Палочек Кюизенера (плоскостная)
Объяснение и показ хода работы
Из каких частей состоит дом? (Стены, крыша)
Из чего мы будем строить зверюшкам домики? (из кубиков, кирпичиков – стены, треугольника - крыша) .
Ставлю рядом два кубика, сверху кирпичик, а на самом верху крыша.
-Каким цветом у меня кубики? (Зеленым)
-А кирпичики каким цветом? (желтым)
- А крыша? (красным)
-Хотите построить домики для зверят?
-Тогда приступаем!
Индивидуальная работа
-Кого мы поселим в домик? (Мышку)
-Лягушку-квакушку в какой дом поселим? (Самый маленький)
-Волчок- серый бочок где будет жить (в высоком домике)
-Куда хотите поселить зайчика? Лисичку-сестричку?
-Каким цветом у тебя крыша, Саша, а у Андрюши?
-А куда же мы медведя поселим? (В большой домик, который построила
Аня) .
Физминутка «Теремок»
Стоит в поле теремок, теремок (идут по кругу)
Он не низок, (приседают)
не высок (поднимают руки вверх)
Терем, терем покружись, покружись
Покружись, остановись.
К лесу задом, к нам лицом
И окошком и крыльцом
(Дети хлопают в ладоши, показывают большим пальцем назад, руками вперёд, окно и крыльцо)
Воспитатель: Какие вы молодцы всем зверюшкам построили домики.
Обучая детей конструированию, особое внимание необходимо уделять анализу проделанной работы. При этом оценивается не только конкретный результат работы (красивая и аккуратная постройка или поделка, но и сам процесс конструирования : как внимательно ребята рассматривали образец, подбирали материалы, последовательно ли выполняли действия, использовали ли вспомогательные техники.
Каждый вид конструирования в младшей группе имеет свои особенности, но все они важны для развития малыша. Создавая постройку из строительного материала, песка, ребёнок отражает знания об устройстве окружающего мира, получает конкретный материальный продукт, предназначаемый в основном для практического применения — игры. Задача педагога — поддерживать детский интерес к этому полезному виду деятельности, подбирая увлекательные темы и создавая положительную мотивацию.
Таким образом, мы показали, что конструирование является эффективным средством формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Оно способствует становлению наглядного моделирования, развивает способность воспринимать такие внешние свойства предметного мира как форма, пространственные и размерные отношения, понимать некоторые существенные зависимости структуры предмета и его функции, т. е. позволяет выстраивать логическое мышление, делать умозаключения, выводы, что важно для математического развития и в целом умственного развития детей.
Включение конструирования в ФЭМП создает благоприятные условия для поиска связей и отношений между предметами, явлениями, их свойствами и качествами. Математические представления лучше осмысливаются детьми, закрепляются через конструирование, так как применяются в продуктивной и игровой деятельности, что отвечает возрастным особенностям детей и требованиям ФГОС ДО.