Татьяна Кузяхметова
Особенности формирования связной речи у дошкольников с заиканием
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития логопедии проблема связной речи остается объектом внимания. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной является коммуникативная функция - средство общения для поддержания социальных контактов, обмена информацией. Связная речь важная и неотъемлемая часть коммуникации, которая делает ее понятной для окружающих.
Публикация «Особенности формирования связной речи у дошкольников с заиканием» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Особенности развития связной речи изучались Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, А. М. Леушиной, Ф. А. Сохиным, А. Н. Гвоздевым, О. С. Ушаковой, В. В. Гербовой и другими специалистами.
Самая активная фаза речевого развития является дошкольный возраст. Формирование речевой деятельности у детей дошкольного возраста совершается одновременно в разных направлениях: овладение словом, звуковым составом слова, лексическое и грамматическое значение слова, способы построения фраз и повествований.
Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам : либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи. Одной из патологий связной речи является заикание.
По мнению Р. Е. Левиной в общей проблеме заикания особое место занимает дошкольный возраст, на который падает преобладающее число случаев возникновения дефекта.
К проблеме заикания с древних исторических времен подходят с двух направлений: с позиции Гиппократа, где причинами заикания являются поражения головного мозга, и Аристотеля, который связывает синдром заикания с патологией периферического речевого аппарата. В начале ХI Х века Коломба добавил классификацию к патологии периферического речевого аппарата: гортанно-тетоническую и губно-хореическую. И. А. Сикорский (1889, придавая значение в развитии заикания психическим факторам, рассматривал его как результат раздражительной слабости двигательного центра речи, ведущей к нарушению согласованности речевых движений и судорогам речевых мышц.
Д. Г. Неткачев (1909) придавал патологии заикания самостоятельный психоневроз, связанный с навязчивым душевным состоянием (чрезмерная эмоциональность и постоянная боязливость).
И. П. Павлов определяя механизм происхождения заикания как невроза, выделил специфику функционального нарушения, которая захватывает не только речевую функцию, но и другие стороны деятельности человека. При этом, Ю. А. Поворинский (1959) к функциональному характеру невроза в заикании присоединял и органический характер.
И. В. Данилов, И. М. Черепанов, давая характеристику заиканию, отмечали нарушение степени связи и временных отношений в протекании активности обоих полушарий мозга. Авторы описывают этот симптом нарушения речи в виде судорог, охватывающих мышцы, принимающие непосредственное участие в образовании речи. Так же для людей с заиканием отмечаются сопутствующие движения в других мышцах (непроизвольные и произвольные, возникающие только в момент речи.
Л. Г. Первов (1967) отмечает, что заикание как невротическое состояние, развивающее на фоне соматически ослабленного организма, чаще возникает в детском возрасте.
Н. П. Тяпугин (1966, определяя механизм развития заикания у ребенка, отмечает, что при психической травме (сильная эмоция страха) вызывает перенапряжение нервных процессов в КГМ и влечет нервный срыв, которые, в первую очередь, отражаются на его речи, вызывая функциональные расстройства в деятельности речевой двигательной системы (нарушение координации речевых движений) с явлениями аритмичной и судорожной речи.
Зееман (1962, 1965) указывает, что при постоянных симптомах заикания формируется замкнутый круг психических и вегетативных патологических изменений, формируя условную связь.
В. М. Васильева, Л. Г. Некрасова отмечают, что заикание есть результат патологически стойкого рассогласования взаимодействий систем речевых реакций и поступающих афферентных слуховых и кинестетических раздражений, что сказывается в деятельности речедвигательного анализатора.
Однако, как отмечают Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова, у детей дошкольного возраста заикание может развиваться без симптомов невротического состояния.
За последние десятилетия вопрос о развитии заикания, о центральных механизмах, его общей закономерности, активизировалась. Теперь чаще уделяется внимание коррекционно-логопедической работе приступов заикания в процессе речевой деятельности, начиная с дошкольного возраста, когда формируется речевой аппарат и психика. Существует практическая необходимость о разработке методик по формированию связной речи у дошкольников с заиканием.