Ирина Киселева
Особенности формирования синтаксической системы языка у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Общее недоразвитие речи – это стойкая речевая патология, возникающая у детей с первично сохранным интеллектом и слухом, она выражается в недостаточной сформированности всех средств языка : лексики, грамматики, фонетики, связной речи. Данной проблемой занимались ведущие учё ные в области логопедии: Р. Е. Левина, Н. С. Жукова, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева и др.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОНР, нарушение речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Н. С. Жукова считает, что общее «понятие недоразвитие речи основывается на прогрессивной точке зрения о возможности единого педагогического подхода к разнородным по своей этиологии проявлениям недоразвитости речи у детей, исходя из конкретного состояния языкового развития ребёнка».
Авторы Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и Т. В. Туманова понимают под ОНР у детей «специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы".
Существует ряд отличительных признаков ОНР от нормального развития речи ребенка :
• нарушение произношения звуков;
• нарушение связной речи;
• нарушение грамматического строя речи родного языка;
• скудный активный словарь;
• слух не нарушен;
• сохранный интеллект.
В анамнезе детей часто диагностируются следующие этиологические факторы, которые приводят к появлению ОНР:
• внутриутробная гипоксия;
• резус-конфликт;
• родовые травмы;
• асфиксия;
• в раннем детстве – черепно-мозговые травмы;
• частые инфекции, хронические заболевания;
• неблагоприятные социальные условия (речевая среда, дефицит внимания и общения).
Клиническая характеристика детей с ОНР различна, исходя из особенностей течения ОНР Т. Б. Филичевой было выделено три варианта данного нарушения:
• неосложненный вариант ОНР;
• осложненный вариант ОНР;
• стойкое недоразвитие речи.
Левина Р. Е. были выделены и описаны три уровня ОНР, значительно позже Т. Б. Филичевой была обоснована необходимость выделения четвертого уровня речевого развития при ОНР и представлена его характеристика.