Ольга Огурёнкова
Гимнастика пробуждения для дошкольного возраста. Рекомендации для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ
(Рекомендации для воспитателей.)
Подготовили инструктора по физической культуре Огурёнкова О. Н., Объедкова С. В.
Рекомендации:
Организм ребенка находится в таком состоянии, при котором
предпочтительны статические или малоподвижные потягивающие позы. Для усвоения комплексов, а также максимальной «проработки» всех мышц тела, данный комплекс можно использовать достаточно длительное время (2-3 месяца, постепенно вводить по одному упражнению или одну из асан, с интервалом две-три недели.
Желательно все описанные в комплексах упражнения воспитателям проделать с максимальной дозировкой на растягивание мышц, особое внимание уделять всем фазам дыхания. По необходимости своевременно корректировать нагрузку.
Все предложенные упражнения и асаны можно корректировать, используя в различных возрастных группах.
При этом очень важно соблюдать следующее правило:
«Прогиб-выгиб», т. е. одно упражнение дается на сгибание туловища (с коррекцией и растягиванием мышц груди, плеч, живота, паха, бедер).
Воспитателям рекомендуется просмотреть комплексы всех возрастных групп и выбрать индивидуально приемлемые для своей возрастной группы упражнения и асаны в зависимости от физической готовности мышц детей, затем постепенно увеличивать нагрузку, усложняя при этом содержание упражнений.
С целью создания комфортнызх условий и улучшения качества проведения гимнастики-пробуждения целесообразно использование классической музыки, причем желательно использовать ее ежедневно.
Предложенные асаны желательно разучивать во время проведения третьего занятия по физкультуре, закрепляя на утренней гимнастике.
Для детей раннего возраста
Комплекс 1
Улетели сны в окошко,
Убежали по дорожке,
Ну а мы с тобой проснулись,
И проснувшись, улыбнулись.
Открывай один глазок,
Открывай другой глазок,
Будем с тобой сейчас
Делать потягушки лежа на подушке.
Потянули одеяло,
Прячемся в него сначала,
Отгибаем не спеша, вместе ищем малыша.
(Для того, чтобы научить детей просыпаться, а это не все дети любят и умеют делать спокойно, можно периодически играть с ними в прятки под одеялом.)
Затем садимся в кроватки и «раздвигаем» руками потолок, чтобы увидеть солнышко. Поочередно тянемся, то правой, то левой рукой вверх, при этом проговариваем «Потягушки….»
Тянем ручки, тянем ушки,
ручкой облачка достали и немного выше стали!
Чтоб головку разбудить, надо шею покрутить
(Делаем различные покачивания, вращения)
Чтобы ручки разбудить
Хлопать будем их учить.
Справа, слева, и вверху,
За спиною и внизу.
Хвостик спрячем на подушки,
Делать будем мы вертушки.
(Дети делают повороты к подушке, лежащей у них за спиной, ищут «хвостик» Для поддержания интереса можно заглядывать то справа, то слева под подушку.)
А куда же делись ножки?
Как пойдем мы по дорожке?
Одеяло мы подняли,
Сразу ножки побежали.
Раз, два, три!
Ну-ка ножки, догони.
(Дети сидя приподнимают ноги и делают упражнение»ножки бегают».
На живот перевернулись
В воду сразу мы нырнули.
И поплыли, как могли!
Если сможешь- догони!.
(Лежа на животе и приподняв голову, глядя на воспитателя дети работают по показу или кто сам умеет руками и ногами – спина получает должный прогиб назад и одновременно напряжены мышцы верхнего и нижнего пояса)
А теперь мы все собачки
На коленочки встаем (Воспитатель показывает детям как встать на четвереньки – колени – ладони)
И виляем все хвостом.
(Можно поворачивать таз вправо – влево, можно поднимать одну ногу вместо хвоста – как более сложный вариант исполнения, можно правую, левую ноги).
А теперь мы с вами зайки:
Из кроватки вылезайте,
Становитесь босиком
И попрыгайте легко.
Дыхательные упражнения после гимнастики пробуждения обязательны, т. к. она помогает активизировать лимфатическую эндокринную сердечно – сосудистую и нервную системы.
Зайки нюхают цветы, как умеешь нюхать ты:
Носиком вдохнули (делаем носом вход)
Ротиком подули (3 – 4 раза)
Солнышко вдыхаем, сон выдыхаем.
Улыбку вдыхаем – капризки выдыхаем.
Здоровье вдыхаем – болезнь отпускаем!
Комплекс 2
Музыка. Слова воспитателя:
Потихоньку просыпаемся Как цветочки улыбаемся!
Потягушки – Наступают просыпушечки!
(воспитатель показывает, что надо делать)
Ручки вверх, ручки вниз, Улыбнись, потянись
Повернись на бочок, повернись на другой.
Как катился колобок по дорожке лесной
(перекаты через спину на бок – пробуждаем мышцы спины и пресса)
А на краешке дорожки колобки подняли ножки,
Пяточки подняли и пощекотали.
(Дети ловят обеими руками свои стопы)
Ножки тучки разогнали и по небу побежали
(Ножки бегут вверх - укрепление мышц живота, профилактика
застойных явлений в кишечнике)
На животик повернулись и на солнышко взглянули.
(Руки ставят у груди, выпрямляя их и оставляя живот лежать, прогибаем корпус назад.
А теперь поднимаем хвостик (поднимают таз, встают на четвереньки)
Кошечка пришла к нам в гости
Полакала молоко (качают головами, имитируя движения лакания языком)
Убежали далеко. Вы головкой покрутите,
Где же кошка и котята?
(воспитатель выбирает так движения:
- повороты головы, заглядывание под одеяло, подушку, под кровать; под стульчики … и куда угодно до самого туалета, у умывальной комнаты)
Заканчиваем комплекс дыхательным упражнением, как в первом комплексе.
Можно заменять и дополнять упражнениями доступными данному возрасту, применяемыми на зарядке, но переведенными в положение лежа:
- достань ногой до спинки кровати (тоже рукой);
- ползем от спинки до спинки кровати на животе, спине, на коленях (проползти под одеялом и выбраться из – под него с другой стороны);
- сидя на середине кровати перекладывать подушку влево вправо от себя (тренировка каркасных и хватательных мышц);
- подбрасывание или поднимание в разных направлениях игрушки.
Для детей 2-ой младшей группы
Комплекс 1
(Сидя на кроватках). Условия пробуждения – под музыку.
Музыка приятна и желательна во всех возрастных группах. Ее лучше подбирать мягкую, мелодичную.
1. Можно сидя или лежа
Поднять руки вверх и захватить одну руку другой, потянуться вверх, закинуть голову назад (растягиваем, пробуждаем передние мышцы шеи) не опуская рук опускаем голову в наклоне вперед, носом тянемся к животу – спина прямая (растягиваем задние мышцы шеи)
Можно покачать головой к левому и правому плечу (спустив руки).
Можно повращать головой по кругу вперед – вправо – назад – влево (2 раза); тоже в обратную сторону (2 – 3 круга)
Не спеша поворачивать голову, в поворотах далеко вправо, далеко влево.
2. (в любом возрасте) Повороты туловища с отведением руки назад – дотянуться до стены – правой и левой рукой.
3. Стряхиваем сон – поднимание и опускание плеч попеременно
Удивляется Олег: ну зачем на крыше снег?
Не проехаться по крыше не на санках, не на лыжах.
4. Лежа на спине приподнимаем голову 4-6 раз
5. Лежа на животе, ладони к груди, опираясь на ладони и оставляя живот в лежачем положении, назад в поясничном отделе позвоночника в опоре на выпрямленные руки, голову закидываем назад, тянемся затылком к ягодицам. (все упражнения чередуем - одно из положения лежа на спине, следующее обязательно лежа на животе)
6. Лежа на спине:
Жучек бежит по дорожке (сначала дети поднимают с постели ноги и имитируют движение бега, затем в бег включаются руки (движение можно ускорять). Затем приподнимается и начинает вращаться голова – одновременно работают почти все основные группы мышц.
(Хорошо было бы воспитателю первые 2-3 раза или неделю, в зависимости от скорости усвоения детьми упражнения, проделать все упражнения вместе с детьми).
7. Жук превращается в кошечку: встаем на четвереньки, руки выпрямляем, голова поднята и тянется к ягодицам, поясница вогнута в сторону живота.
Кошечка сердится: голова тянется к животу (между рук, спина делается круглой. (упражнения фиксируются в максимальной точке) (Формирование мышц брюшного пресса и спины)
Даются дыхательные упражнения, активизирующие верхнее и нижнее (животом) дыхание. Во всех возрастных группах.
В младшем возрасте: нюхаем цветы с разными названиями, рассказывая о их запахе (сладкий, горький, нежный, душистый и т. д.)
Вдохи делаем носом, выдохи ртом, т. к. через нос дает строго определенную порцию воздуха без передозировки. Выдох через рот помогает максимально подготовить дыхательные пути для нового вдоха.
Во всех возрастных группах во время дыхательных упражнений даем детям позитивные настройки:
1) вдыхаем солнечный золотой свет, а сон и темноту из тела выдыхаем. (на вдохе руки от плеча поднимаем, на выдохе опускаем руки будто выводим из тела ненужное.
2) Вдыхаем мягкость, улыбку, спокойствие, выдыхаем сердилки, капризки…
3) Вдыхаем доброе здоровье, чтобы жить без болезней. На выдохе собираем все тяжести, болезни в ладошки и выталкиваем их ладошками из тела, земля их съест.
Молодцы!
Комплекс 2
1. Потягушечки – порастушечки
Тянем себя за ушки, за правую ручку, за левую, достаем до одной стены (тянемся, до другой (тянемся рукой).
2. Чешем ушко о плечо, а другое ушко чешем о другое плечо. Достаем затылком до спины, подбородком достаем до груди (2-4 раза). Головушки встряхнули.
3. Ладошки поставили в упоре сзади: ноги вытянули вперед (можно соединить или усложняя упражнение развести врозь; опираясь на кисти прямых рук и стопы прямых ног поднимаем живот вверх «качаемся».
4. Лежа на животе: ладони ставим около груди и опираясь на них поднимаем сначала голову, затем плечи, затем опираясь на выпрямленные руки, но не поднимая от постели живот, прогибаемся назад и закидываем голову на спину «змея» (можно пошипеть – вентилируются легкие).
5. Переворачиваемся вверх лицом и опираясь на предплечья поднимаем ноги 2-3 раза попеременно, 2-3 раза одновременно (удерживая их в в верхней точке на несколько мгновений) «играем в футбол»
6. Лежа на животе поднимаем обе руки вверх «снимаем книгу с полки» или «яблоко с ветки», «достаем до облака» .
7. Дыхательное упражнение.
Эти упражнения можно проводить в любом возрасте!
Для детей средней группы
Комплекс 1
1. Садимся на кровати, подтягиваемся, взяв себя одной рукой за кисть другой руки, максимально вверх.
- с небольшим наклоном вправо (с удержанием в максимальной точке)
- влево;
- отводим выпрямленную руку максимально назад с поворотом головы и удерживаем в максимальной точке (руку не опускать;
- тоже самое в другую сторону назад;
- прогибаемся с закидыванием головы назад, стараемся соединить лопатки (руки можно держать согнутыми);
- встряхиваем голову.
2. «Кошечка»
Сидя на коленях наклоняем корпус вперед и плотно прижимаем к постели далеко вытянутые ладони. Прижимая грудь к простыне, продвигаем туловище вперед до полного выпрямления ног (руки не меняют положения, оставаясь на первоначальном месте). №раза.
Последующее движение – прогиб на выпрямленных руках с заведением головы на спину «Змея» 3 раза.
Данное упражнение корректирует состояние позвонков и междисковых хрящей после состояния покоя.
3. «Лодочка»
Из положения лежа на спине, одновременно поднимаем логову, корпус и прямые в коленях ноги под углом 45 градусов, оставаясь сидеть на одних ягодицах. Спина прямая, руки вытянуты в сторону носков ног. (со второй мл. группы)
4. Лежа на спине прогибаем спину: ноги согнуты в коленях, поднимаем одну ногу вверх к потолку и одновременно отделяем спину от постели – оставаясь в стойке (на плечах и одной стопе (достаем до потолка). Удерживаем позу в максимальном положении несколько секунд.
Тоже с другой ногой. (с мл. гр)
5. «Саранча»
Лежа на животе, руки вытянуты выше головы. Одновременно приподнимаем обе ноги и голову, оставаясь лежа на животе
6. Дыхательное упражнение.
Комплекс 2
1. После пробуждения под музыку, сидя на кровати.
- Лежа на спине откидываем одеяло. Потягиваемся правой рукой и правой ногой стараясь дотронуться до стены;
- Затем левой рукой и левой ногой.
- Затем обеими руками и ногами. (ноги стараются достать до стены пятками);
- Сидя, ноги скрестить. Поднимаем обе руки вверх и делаем скручивание позвоночника в повороте вправо, влево – подальше. (С фиксацией положения в крайней точке).
- Покачивание головы вправо, влево 3-4 раза.
- Повороты головы со взглядом на спину, подбородок достает до плеча.
Активизируется эндокринная система.
2. Лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги вместе. Переводим руки на бедра и приподнимаем туловище, стараясь животом дотянуться до потолка, ноги прямые – поза на пятках и лопатках.
3. «Бабочка»
Сидя, соединяем между собой стопы ног (как ладони, колени разводим в стороны и стараемся уложить на постели. Руками захватываем обе соединенные стопы, придвигая их к промежности пятками. В данном положении выпрямляем спину, тянемся головой к солнышку.
(В максимальной точке зафиксировать тело на несколько секунд). «Бабочка сидит на цветочке».
4. Следующее упражнение является продолжением предыдущей. Ноги немного выдвигаются вперед, делаем наклон к стопам. Дотянувшись до них подбородком, взгляд устремлен на воспитателя. «бабочка пьет сладкий нектар»
5 «Кузнечик»
Лежа на животе, руки подкладываем под себя и с помощью рук приподнимаем выпрямленные в коленях ноги. (в максимальной точке задерживаем их на несколько секунд).
6. Сидя на постели делаем дыхательные упражнения.
Для детей старшей группы
Комплекс 1
1. Музыка. Дети откидывают одеяло, садятся на постели, скрестив ноги или на коленях.
- берем кистью одной руки за кисть другой руки. Поднимаем руки вверх, стараясь увести их подальше за голову, делаем небольшой прогиб назад в грудном отделе позвоночника, голова не закидывается.
- С небольшим наклоном вправо затем влево, подтягиваем боковые мышцы туловища, тянем себя выпрямленными вверх руками то за одну руку, то за другую.
- Согнутые в локтях руки поднимаем до уровня плеч и максимально разводим назад, закидывая голову на спину и сводя лопатки.
(такое потягивание в любом возрасте и в любой ситуации при длительных вынужденных статических позах запускает в организме механизм компенсации работы сердца и сосудов). Удерживать несколько секунд в максимальной точке.
- активизация работы мышц шеи (желательно включать в каждый комплекс во всех возрастных группах, т. к. шея – самый узкий участок тела, но выполняет транспортную функцию кровоснабжения мозга, а следовательно поставляющий в мозг с током крови продукты питания и кислород.)
- покачивание головой вперед – назад, вправо – влево 3-4 раза.
- Вращение головой из наклона вперед, затем направо, назад, налево 2-3 раза
- Тоже в обратную сторону 2-3 раза.
2. Из положения сидя: ноги выпрямлены вперед и слегка развернуты, одну руку отставляем в упоре назад и опираясь на нее приподнимаем таз до образования прямой линии с ногами, противоположная рука выпрямляется вверх.
Тоже с другой руки.
3. Лежа на спине: пятки стоп подвигаем к ягодицам, руки укладываем параллельно туловищу. Опираясь на плечи, руки и одну из стоп поднимаем и вместе с туловищем одну из ног, вытягивая пальцы стоп «до потолка» или «разгоняем стопой тучи»
Тоже с другой ногой. «Дерево на горе».
4. Лежа на животе «Королевская кобра»: ноги сгибаются в коленях, пальцы обеих стоп сводятся вместе, колени слегка развести в стороны, кисти рук у груди. Опираясь на кисти рук (живот оставляем на постели) прогибаем спину и голову назад, стараясь соединить голову и стопы. (удержать в максимальной точке)
5. Дыхательная гимнастика.
Комплекс 2
1. Сидя на постели «Арбуз – орех»:
- Отводим обе согнутые в локтях руки назад, выпячивая грудь вперед – арбуз;
- Выгибая спину соединяем согнутые в локтях и прижатые к груди и животу руки, голову склоняем вперед – орех; 3-4 раза
- Боковые наклоны головы туловища с подъемом противоположной наклону руки и ощущаем натяжение боковых мышц грудной клетки и спины.
- Тоже в другую сторону;
- Вращение головы от левого плеча к правому и обратно через спину 2-3 раза;
- Тоже через грудь 2-3 раза;
- Втягивание головы в плечи и встряхивание плеч вниз 3-4 раза
- Потрясти головой – как собака 3-4 раза
- Трясем плечами – как цыгане 3-4 раза
- Надувание и втягивание живота 3-4 раза (для повышения тонуса кишечника).
2. Наклон к прямым соединенным вместе ногам (колени прижаты к постели); руки держаться за стопы или щиколотки, подтягивая себя руками, укладываем на бедра сначала живот, затем грудь, лицо смотрит на воспитателя, подбородок приподнимаем к голеням. Наклон начинаем с максимально выпрямленной в пояснице спиной, удерживаем в максим точке).
3. Лежа на животе: руки соединяем кисть с кистью на ягодицах, прогибаем туловище назад, максим сводя голову и плечи. Удерживаем в максим точке 3-4 раза.
4. Лежа на спине «Плуг»
Поднимаем и переносим за голову ноги, доставая пальцами стоп простынь. Руки лежат вдоль туловища. Удерживаем в максим точке 3-5 раз.
5. «Кошечка виляет хвостом»
стоя на четвереньках (ладони – колени) прогибаем поясничный отдел позвоночника в сторону живота, голову закидываем назад, одну ногу поднимаем вертикально вверх, колено прямое – вращаем стопой по 5 раз вправо, 5 раз – влево.
Тоже - другой ногой.
За счет подъема головы и ноги создаем тонизирующее натяжение косых мышц спины, плеч и шеи, ягодичных мышц и поясничных, задействуя (при вращении стоп) мышцы сгибатели и разгибатели голеностопов.
6. Дыхательные упражнения.