Олеся Петрова
Особенности формирования представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментировани
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности формирования представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования
Одним из основных путей формирования представлений об окружающем мире, а в частности о неживой природе у дошкольников является проведение экспериментов. Экспериментируя, дети получают новые и точные представления о явлениях окружающего мира, систематически дополняя и расширяя их, у них накапливается опыт и расширяется кругозор, вместе с тем закладываются основы саморазвития и развивают его умственные способности.
Публикация «Особенности формирования представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментировани» размещена в разделах
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Большое значение в экологическое образование детей внесли исследования Н. Н. Поддъякова. Он занимался вопросами детского экспериментирования. Так, под его руководством группой специалистов были сформулированы следующие положения :
1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования, на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков сказок и т. п. (продуктивная форма экспериментирования).
3. Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.
4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.
5. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента :
- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения;
- Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
- Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
- Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
- В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Работая с экспериментами, как с средством формирования знаний о неживой природе, педагог должен уделять огромное внимание их отбору. Он обращает внимание на содержание предстоящего эксперимента, методике его проведения, с целью формирование правильных и точных представлений о неживой природе, а также на то, как эти представления отражаются в повседневной жизни ребенка – использует ли он полученные знания, как относится к объектам неживой природы в повседневной жизни, как отражает свои чувства к ним.
В подготовительной к школе группе знания о неживой природе уточняются и закрепляются. В ходе эксперимента ребенку открываются те процессы, которые в жизни ему еще не понятны и кажутся сложными. Дети учатся описывать природу, выделять и называть явления, характерные для разных времён года, устанавливать причинно-следственные связи в неживой природе.
Значение экспериментов велико, так как они являются богатейшим источником знаний, способствуют развитию самостоятельности ребенка, вместе с тем и способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего. Отсюда можно сделать вывод, что экспериментирование является одним из базовых компонентов в воспитании и формировании полноценной личности.
Экспериментирование выполняет огромное количество функций: дает познание действительности, расширяет кругозор как детей, так и взрослых, дает эмоциональный опыт, воспитывает способность видеть красоту природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней.
Важно создать необходимые условия, чтобы в полной мере реализовать все воспитательные возможности экспериментирования. В семье необходимо создать эмоциональную атмосферу заинтересованности деятельностью малыша, желание экспериментировать вместе с ним, беседовать после проведенной работе, развивать способность анализировать полученный результат деятельности. Огромным показателем успешности работы с экспериментом является способность ребенка осознать важность явлений и процессов неживой природы. Поэтому, задачей беседы с детьми после проведенных экспериментов становится как можно полнее раскрыть все детали обследуемого объекта.
Самое важное значение отводится отбору содержания эксперимента : соответствие избранного объекта целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента; идея эксперимента (например, установить причинно-следственную связь); высокий познавательный уровень; доступность эксперимента, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей (при отборе эксперимента учитывают особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт); занимательность процесса, конкретные педагогические задачи.
Особенности формирования знаний о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста позволяют сделать вывод о том, что наиболее результативным способом формирования знаний является экспериментирование. Экспериментирование служит важнейшим средством всестороннего гармонического развития личности. Оно решает, как образовательные, так и воспитательные задачи развития личности детей. Проведение экспериментов способствует формированию точных и реалистичных знаний об объектах неживой природы, а также развитию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций дошкольников, которые проявляются в бережном и уважительном отношении к неживой природе.