Юлия
Особенности формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание самостоятельности у дошкольников тесно связано, прежде всего, с привлечением его к самообслуживанию.
Младший дошкольный возраст является сложным и очень насыщенным для детей. У маленьких детей появляется стремление к самостоятельности. Более того, если они не получат поддержки в данный момент или не овладеют какими-либо навыками самообслуживания, то ребенок не сможет приобрести такие качества как трудолюбие, аккуратность и бережное отношения к вещам.
Публикация «Особенности формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Самообслуживание играет важную роль в развитии детей. С самого раннего дошкольного возраста формируются такие личные качества, как воля, уверенность в себе, стремление к успеху, стремление к целям, действиям, упорство и активность в достижении целей. Это достигается за счет привития навыков самообслуживания.
Самообслуживание – основа освоения для развития у детей культурно-гигиенических навыков : прием пищи, раздевание, одевание, умывание и мытье рук [45].
Оно формируется под влиянием воспитания у детей общего развития и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания. Если у ребенка сформированы навыки самообслуживания, ему будет легче адаптироваться к жизни в современном обществе.
Самообслуживание связано с простыми операциями, которые помогают в выполнение действий при мытье, одевании и приеме пищи.
Основные навыки самообслуживания включают в себя навыки опрятности, приема пищи, одевания и раздевания.
Навыки опрятности :
1. С небольшой помощью взрослых использовать:
носовой платок;
полотенце;
горшок;
расческу;
салфетки.
2. Обращать внимание на непорядок в одежде и устранять их с помощью взрослых.
Навыки приемы пищи :
жевать с закрытым ртом;
использовать ложку (умение держать ложку, положить в нее еду и поднести ко рту);
пить из чашки и держать ее двумя руками;
самостоятельно брать и откусывать кусочек хлеба.
Навыки раздевания и одевания:
умение одевать (раздевать) различную одежду в определенном порядке с небольшой помощью взрослого;
при небольшой помощи взрослых застегивать пуговицы, завязывать пояс и банты на одежде.
В дошкольных образовательных учреждениях осуществляются две формы навыков самообслуживания :
индивидуальная (отдельная операция отрабатывается);
групповая (создает объективные условия для реализации этого навыка : поведение ребенка следует общим правилам для всей группы; работает механизм имитации) [46].
Если дети выполняют основные обязанности по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами в детской ассоциации и семейного коллектива. Благодаря самообслуживанию дети впервые строят отношения с окружающими и осознают свои обязанности по отношению к ним.
Самообслуживание является основным видом труда для маленьких детей. Обучение детей одеваться, умываться и кушать–формирование у них самостоятельности, меньшая зависимость от взрослых, уверенность в себе, желание и способность преодолевать препятствия.
Трудовое воспитание в семье начинается с формирования у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания, направленных на удовлетворение их личных повседневных потребностей. В процессе самообслуживания у ребенка формируется самостоятельность, трудолюбие, аккуратность и бережное отношение к вещам и культуре поведения [8, c. 74].
Овладев навыками самообслуживания, дети могут не только обслуживать себя, но и приучаются к точности и аккуратности.
Как мы все знаем, трехлетний ребенок может многое сделать самостоятельно при хорошем педагогическом руководстве. Дети, которые приходят из младшей группы в группу постарше, сами надевают колготки, рубашки и штаны. Однако они не знают последовательности одевания и раздевания. У ребенка, приходящего из дома отсутствуют не только элементарные навыков самообслуживания, но и стремятся что-то сделать самостоятельно.
Это показывает, что родители чрезмерно защищают и опекают своих детей, и они все делают за них. В результате стремление детей к самостоятельности утрачено, и это желание проявляется в начале третьего года их жизни без своевременной поддержки [8, c. 89].
Так какие же условия необходимы для успешного формирования навыков самообслуживания. Здесь важно все: удобная детская одежда и обувь, оборудование.
При создании необходимых условий детей нужно обучать правилам поведения: за столом во время еды, в ванной – при выполнении санитарно-гигиенических процедур, в прихожей – при одевании и раздевании. Научить правильно, выполнять все действия в правильной последовательности.
При формировании любого навыка необходимо научить ребенка конкретным действиям. Без этого развитие навыков самообслуживания немыслимо. Нужно научить маленьких детей застегивать пуговицы и шнурки самостоятельно. При выполнении этих действий к повторным упражнениям детей следует относиться очень серьезно [11, c. 132].
Основным видом деятельности детей является игра. Научить детей самостоятельно, правильно и аккуратно одеваться и раздеваться – задача не из легких. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и правила действий, доступные ребенку, и их последовательность. При обучении детей навыкам самообслуживания не стоит забывать об эффективных приемах, таких как поощрение. Поощрение ребенка вызывает у него чувство радости, создает уверенность в том, что он может делать, и побуждать к проявлению усилий и самостоятельности.
Чтобы сформировать навыки самообслуживания, надо обучать бережному отношению к вещам. Необходимо учить детей самостоятельности вовремя еды использовать такие приемы, как пояснение и показ. Обедая с детьми за одним столом, надо показать, как правильно кушать, как держать ложку, и предлагать взять ложку так, как показывает взрослый, используя игровые приемы. Также необходимо обучать дошкольников пользоваться вилкой.
Родители всегда должны обращать внимание на развитие и воспитание культурных привычек. Естественно, дети будут неодинаково быстро изучать правила и действия, которым их учат родители. Однако при правильном воспитании у каждого ребенка есть желание делать все самостоятельно.
У детей младшего дошкольного возраста будут активно развиваться способности выражать позитивное отношение к родителям и сверстникам в виде ласки, помощи, чтобы действовать совместно, наблюдение за чем-то интересным [8, c. 55].
Чтобы своевременно сформировать самостоятельность, необходимо информировать и постоянно напоминать ребенку о его повседневных обязанностях: заботиться о своей одежде, игрушках, не разбрасывать их повсюду, с радостью выполнять небольшие поручения для взрослых и не кричать, когда родители заняты или спят.
Задача родителей – создать для ребенка все необходимые условия для использования накопленных знаний и опыта в самостоятельной деятельности. Чтобы повысить самостоятельность ребенка, родители должны не просто говорить, что делать, но также должны объяснять ребенку и показывать это на собственном примере (в этом случае можно выполнять естественные действия, такие как умывание, инсценированные с предметами и игрушками). При необходимости родители должны выполнять часть работы самостоятельно, а не пытаться заставить ребенка делать то, что у него не получается [8, c. 33].
При демонстрации того, что ребенок может и должен делать самостоятельно, нужно задавать ему различные вопросы, чтобы он мог сосредоточиться на основных действиях, помочь ему понять содержание конкретных требований и способы его достижения для того, чтобы ребенок полностью понимал, почему нужно сделать это именно так, а не иначе.
Когда у детей накапливается конкретная информация, родители должны показывать меньше, а больше должны давать детям возможность действовать по словесным указаниям. Для того чтобы движения ребенка были точными и четко осознанными, сначала необходимо носить подробный характер объяснения, а затем постепенно переходить к общим напоминаниям.
Родители должны использовать эту наклонность, чтобы учитывать особенности детей. Например, увидев, как одевается мама, ребенок может повторять за ее действиями. Поэтому всякий раз, когда мама или папа одеваются и собираются с ребенком на прогулку, необходимо убедиться, что он рядом, и внимательно наблюдал за тем, как они одеваются и в какой последовательности надевают вещи.
Если ребенку все еще трудно одеваться самостоятельно, когда ему три года, и родители помогают ему в этом, нужно научить его обуваться в это время, не только возможно, но и необходимо.
После обучения ребенка тому, как надевать и снимать с себя одежду, он должен привыкнуть к одной из самых основных функций самообслуживания самостоятельно ходить в туалет (на горшок).
Если ребенок научился сидеть на горшке в два года, и делает это, когда его посадят в горшок, тогда он должен научиться ходить в туалет в три года, и это делать в основном без помощи сопровождения родителей.
Приучая ребенка пользоваться горшком до трех лет, родители обычно сажают его на горшок тогда, когда подошло время или по его просьбе. После того, как ребенок сделал то, что необходимо, родители будут сопровождать его действия похвалой. Это оставляет положительное впечатление на ребенка, он всякий раз гордится своими достижениями и понимает, что он делает то, что нужно делать.
Если занятые родители сажают детей изо дня в день на горшок, и думают, что пришло время, не призывая у детей проявить собственную инициативу к самостоятельным действиям, маловероятно, что дети скоро сами начнут ходить в туалет. Некоторые дети чувствуют, что хотят в туалет, поэтому они спокойно садятся на горшок.
Чтобы ускорить процесс и научить ребенка пользоваться горшком, важно сначала научить его тому, о чем они говорят. Важно не только хвалить ребенка за понимание, но и каждый раз говорить о том, чтобы он делал это каждый раз и как он захочет.
Также следует попросить ребенка снять штаны, когда он будет садиться на горшок. Ласковый, уверенный тон родителей может помочь достичь взаимопонимания с ребенком и помочь его приучить к самостоятельности.
В некоторых случаях рекомендуется ребенка «подкупить» и оказать ему какое-нибудь поощрение, подарок в случае, если он делает то, о чемего просят. Для многих детей достаточно посмотреть, как другие дети пользуются горшком, чтобы начать делать это самим.
Таким образом, формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста способствуют процессу социализации ребенка, то есть вхождению его в общество, в котором он будет достаточно самостоятелен, и поэтому будет чувствовать себя полноценным его членом. У дошкольника развиваются самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям [6].
Особенностью развития навыков самообслуживания детей младшего возраста является лёгкое образование стереотипов, поэтому его легче научить сейчас, чем потом переучить.