Кристина Амбарцумян
Особенности формирования механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Часто на вопрос родителей: «Почему ты это сделал?» ребенок отвечает «Не знаю!», что приводит взрослых в замешательство. «Как это ты не знаешь? А кто должен знать?» и разгневанный родитель приходит к заключению: «Нет, ты знаешь почему ты это сделал. Ты просто не хочешь мне говорить!» нельзя трактовать поведение ребенка однозначно. Психика человека сложна, и она не всегда подчиняется закону прямой причинно-следственной связи.
Публикация «Особенности формирования механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Впервые о глубинных бессознательных процессах в психике человека заговорили на рубеже XIX-XX веков. Выдающийся австрийский психолог Зигмунд Фрейд разработал психоаналитическую теорию развития личности. С точки зрения психоанализа, к шести годам ребенок должен усвоить основные правила поведения и нравственные нормы, научиться контролировать свои природные импульсы и эмоции. Развитию «Эго» ребенка, его целостности способствуют механизмы психологической защиты, которые развиваются параллельно с сознанием ребенка и возникают в ситуации страха, стресса и тревоги.
Под психологической защитой, в широком смысле слова, понимают неосознаваемую человеком специальную систему действий, направленную на ограждение сознательной частью личности («Эго») от неприятных, травмирующих переживаний. Термин «психологическая защита» появился в одной из работ З. Фрейда, написанной в 1894г., и был использован для описания борьбы сознания с болезненными или невыполнимыми мыслями и душевными волнениями.
Защитный механизм – это обходной путь, чтобы скрыть или ослабить тревогу, снять напряжение, уменьшить психологический дискомфорт. Эта защита возникает автоматически при восприятии опасности. Причем опасность может быть как внешней (например, угроза от животного, так и внутренней, моральной (осознание ребенком собственных чувств, которые осуждаются взрослыми, н-р ревность к брату или сестре, желание стать маленьким, желание причинить вред родителям).
Наиболее распространенные защитные механизмы, используемые детьми:
- отказ – уход (физически или мысленно) от сложной ситуации. Ребенок использует этот защитный механизм, если его базовые потребности не удовлетворяются взрослыми. Психологи считают, что уход от ситуации неудовольствия является нормальной стадией развития сознания ребенка. Однако при сохранении травмирующей обстановки такая защита становится привычным способом реагирования, может закрепиться и стать частью характера. Отказ является основой формирования более глобальной психологической защиты – отрицания.
- отрицание – это отказ принимать, что какая-то ситуация или какие-либо события имеют место.
Например, в случае гибели любимой собачки ребенок делает вид, будто она все еще живет в доме, каждое утро наливает молоко в миску собаки. Механизм отрицания является нормальным источником психического развития ребенка только в том случае, если при этом не нарушается реальность. С развитием мышления у детей отпадает необходимость прибегать к такому типу защиты. Исключение составляют стрессовые ситуации.
- вытеснение – крайняя форма отрицания. Механизм этой наиболее опасной психологической защиты может сформироваться уже к трехлетнему возрасту, но проявляется сначала в форме подавления. Вытеснение может представлять собой бессознательный акт стирания пугающего события или обстоятельства в той области памяти, к которой у человека есть сознательный доступ.
К этому виду зашиты прибегают в тех случаях, если что-то нельзя игнорировать или забыть.
- идентификация – процесс присвоения ценностей, установок и взглядов, манер поведения других людей. Идентификация является одним из важных механизмов самопознания ребенка и его социализации. Однако моральная цензура у дошкольника еще очень слаба, поэтому очень важно, в каком окружении он воспитывается, какие ценности и нравственные принципы усваивает.
- проекция – ребенок бессознательно приписывает свои собственные непозволительные мысли или поступки кому-то другому и тем самым искажает действительности. Необходимо отметить, что механизм проекции сложнее, чем механизм отказа. При отказе дети обычно знают, чего они хотят избежать. В случае проекции они сами пребывают в заблуждении по поводу того, что произошло на самом деле.