Папки-передвижки

Особенности формирования механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста

Кристина Амбарцумян
Особенности формирования механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Часто на вопрос родителей: «Почему ты это сделал?» ребенок отвечает «Не знаю!», что приводит взрослых в замешательство. «Как это ты не знаешь? А кто должен знать?» и разгневанный родитель приходит к заключению: «Нет, ты знаешь почему ты это сделал. Ты просто не хочешь мне говорить!» нельзя трактовать поведение ребенка однозначно. Психика человека сложна, и она не всегда подчиняется закону прямой причинно-следственной связи.

Публикация «Особенности формирования механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Впервые о глубинных бессознательных процессах в психике человека заговорили на рубеже XIX-XX веков. Выдающийся австрийский психолог Зигмунд Фрейд разработал психоаналитическую теорию развития личности. С точки зрения психоанализа, к шести годам ребенок должен усвоить основные правила поведения и нравственные нормы, научиться контролировать свои природные импульсы и эмоции. Развитию «Эго» ребенка, его целостности способствуют механизмы психологической защиты, которые развиваются параллельно с сознанием ребенка и возникают в ситуации страха, стресса и тревоги.

Под психологической защитой, в широком смысле слова, понимают неосознаваемую человеком специальную систему действий, направленную на ограждение сознательной частью личности («Эго») от неприятных, травмирующих переживаний. Термин «психологическая защита» появился в одной из работ З. Фрейда, написанной в 1894г., и был использован для описания борьбы сознания с болезненными или невыполнимыми мыслями и душевными волнениями.

Защитный механизм – это обходной путь, чтобы скрыть или ослабить тревогу, снять напряжение, уменьшить психологический дискомфорт. Эта защита возникает автоматически при восприятии опасности. Причем опасность может быть как внешней (например, угроза от животного, так и внутренней, моральной (осознание ребенком собственных чувств, которые осуждаются взрослыми, н-р ревность к брату или сестре, желание стать маленьким, желание причинить вред родителям).

Наиболее распространенные защитные механизмы, используемые детьми:

- отказ – уход (физически или мысленно) от сложной ситуации. Ребенок использует этот защитный механизм, если его базовые потребности не удовлетворяются взрослыми. Психологи считают, что уход от ситуации неудовольствия является нормальной стадией развития сознания ребенка. Однако при сохранении травмирующей обстановки такая защита становится привычным способом реагирования, может закрепиться и стать частью характера. Отказ является основой формирования более глобальной психологической защиты – отрицания.

- отрицание – это отказ принимать, что какая-то ситуация или какие-либо события имеют место.

Например, в случае гибели любимой собачки ребенок делает вид, будто она все еще живет в доме, каждое утро наливает молоко в миску собаки. Механизм отрицания является нормальным источником психического развития ребенка только в том случае, если при этом не нарушается реальность. С развитием мышления у детей отпадает необходимость прибегать к такому типу защиты. Исключение составляют стрессовые ситуации.

- вытеснение – крайняя форма отрицания. Механизм этой наиболее опасной психологической защиты может сформироваться уже к трехлетнему возрасту, но проявляется сначала в форме подавления. Вытеснение может представлять собой бессознательный акт стирания пугающего события или обстоятельства в той области памяти, к которой у человека есть сознательный доступ.

К этому виду зашиты прибегают в тех случаях, если что-то нельзя игнорировать или забыть.

- идентификация – процесс присвоения ценностей, установок и взглядов, манер поведения других людей. Идентификация является одним из важных механизмов самопознания ребенка и его социализации. Однако моральная цензура у дошкольника еще очень слаба, поэтому очень важно, в каком окружении он воспитывается, какие ценности и нравственные принципы усваивает.

- проекция – ребенок бессознательно приписывает свои собственные непозволительные мысли или поступки кому-то другому и тем самым искажает действительности. Необходимо отметить, что механизм проекции сложнее, чем механизм отказа. При отказе дети обычно знают, чего они хотят избежать. В случае проекции они сами пребывают в заблуждении по поводу того, что произошло на самом деле.

Публикации по теме:

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Развитие ребенка с каждым годом настолько продвигается вперед, что стоит выделить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. В настоящее.

Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – это период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить.

Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возрастаПальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Сценарий психологической викторины «Зарядка для ума» для детей старшего дошкольного возрастаСценарий психологической викторины «Зарядка для ума» для детей старшего дошкольного возраста Цель: воспитывать чувство сплоченности, взаимопомощи и взаимоуважения. Задачи: 1. развивать коммуникативные навыки; 2. развивать навыки.

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является периодом совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются.

Эссе «Планета детства (ко Дню защиты детей)». Особенности работы с «особенными детьми»Эссе «Планета детства (ко Дню защиты детей)». Особенности работы с «особенными детьми» Безусловно, все дети любят праздники. Игры, сюрпризы, подарки. А рядом — друзья, близкие и родные люди, чтобы разделить с нами радость.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности формирования механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 октября 2023 в 08:37
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности формирования механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Амбарцумян в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД